Поиск и выбор поставщиков материальных ресурсов.

Необходимо определить наиболее предпочти­тельных поставщиков и объемы закупок у них материальных ресурсов. Эта задача предполагает несколько этапов.

Первый этап — выбор альтернативы: организовать собственный выпуск материальных ресурсов, необходимых для основного производства, или же закупать их у других предпри­ятий-производителей. Это так называемая задача «МОВ» (сде­лать или купить). Она особенно актуальна в отношении полу­фабрикатов, деталей, узлов и изделий, которые изготавливают­ся на других предприятиях и поставляются в порядке коопера­ции. Но в ряде случаев выгоднее самим заготавливать или до­бывать сырье и материалы. Так, опыт работы ряда передовых деревообрабатывающих предприятий доказал преимущества ведения собственным лесным хозяйством для выращивания и заготовки леса.

Решения по данной проблеме следует соотносить с принципом «закупать как можно больше на стороне, производить у себя только наиболее существенные компоненты». Такой подход учитывает преимущества разделения труда и специализации.

Второй этап — выбор формы поставок (снабжения). Поставки могут быть транзитными или складскими. Транзит­ные поставки подразумевают закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей, а складские — у посредни­ческих торговых организаций с их баз и складов. Таким обра­зом, на данном этапе решается вопрос о поставщике — будет ли им само предприятие-изготовитель или его посредник в лице оптовой либо розничной торговой организации.

На практике применяются различные методы выбора формы поставок. Безусловно, предпочтительнее те, которые базируются на сравнении затрат.

Третий этап — анализ потенциальных поставщиков с целью выбора наиболее выгодного. По предполагаемым транзит­ным поставкам изучают предприятия-изготовители, по складским - оптовые и розничные торговые предприятия. Задача логистиков на данном этапе — определить, кто из поставщиков способен обеспечить своевременную поставку качественной про­дукции, причем сделать это с минимальными затратами и поте­рями для потребителя.

Содержание и объем работы по выбору поставщика различаются в зависимости от того, являются ли закупки а) повторными, б) повторными с изменениями, в) впервые осуществляемыми.

При повторных закупках без изменений поставщик обычно остается прежним, с ним у потребителя устанавливаются стабильные долгосрочные связи.

При повторных закупках с изменениями потребитель также пытается сохранить отношения с уже имеющимися поставщиками, однако, поскольку он выдвигает новые требования, то для него важно выяснить, может ли поставщик им соответствовать[16].

При поиске новых поставщиков потребитель выполняет следующие операции:

- составляет перечень потенциальных поставщиков (на ос­нове баз данных о поставщиках, классификаторов продукции, рекламных объявлений, путем участия в выставках, ярмарках, аукционах, биржевых торгах, через объявление тендерных тор­гов и др.);

- определяет критерии выбора поставщиков и их значимость;

- производит предварительный анализ поставщиков по критериям с целью сужения их круга до четырех-пяти;

- готовит и рассылает запросы поставщикам по недостающей информации;

- осуществляет коммерческую оценку поставщиков;

- проводит предварительные переговоры или встречи с наиболее предпочтительными поставщиками (при необходимости);

- выбирает поставщиков и заключает с ним договоры на поставку продукции.

Для выбора лучшего поставщика применяются различные методы. Наиболее простым и распространенным из них является метод сравнения затрат на приобретение продукции у различных поставщиков. Величину затрат отражает планово-расчетная цена на закупаемые материалы, включающая отпускную цену поставщика, транспортные издержки, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, оплату услуг посредников, экспедиторские расходы, затраты на страхование грузов и др.

Безусловно, определяющее значение при выборе поставщи­ков играет правильный отбор критериев. Такими критериями могут быть [6]:

- качество продукции, ее соответствие требованиям потре­бителя;

- цены на продукцию поставщиков, их уровень и стабиль­ность;

- полнота товарного ассортимента;

- система расчетов за продукцию (предоплата, последующая оплата, продажа в рассрочку);

- репутация поставщиков;

- финансовое положение предприятий-поставщиков;

-сроки поставки, оперативность реагирования на запросы покупателей;

- уровень пред- и послепродажного сервиса;

- удаленность поставщика от потребителя;

- способность поставщика обеспечить поставку материальных ресурсов в соответствии с используемой на предприятии
микрологистической системой.

Четвертый этап — процедура документального оформ­ления отношений с поставщиками. Известно, что отношения по закупкам материальных ресурсов оформляются договором поставки между поставщиками и покупателями. Его заключе­ние требует немалых затрат времени, в том числе на многочи­сленные согласования условий договора с различными специалистами как вне предприятий, так и внутри каждого из них.

Для того, чтобы ускорить работу по заключению договора, специалистам по логистике целесообразно разработать типовую схему осуществления сделки (начиная от первых контактов с поставщиком до заключения договора и его исполнения), отра­зив каждый этап, сроки его выполнения и исполнителей. Если составить сетевой график выполнения работ, это позволит выя­вить временные резервы, соблюсти необходимую последова­тельность работ, обеспечить при возможности параллельное выполнение отдельных операций.

Производственная логистика.

Управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции называется производственной логистикой.

Слово "производство" применяется в разных смысловых качествах, таких, как: 1) общественный процесс создания материальных благ; 2) самостоятельная организация; 3) производственная единица в составе крупной организации или акционерного общества; 4) производственный процесс на предприятии, который включает основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.

В первом случае производство выступает как самостоятельная экономическая категория, используемая для характеристики различных общественно-экономических формаций, во втором, третьем и четвертом случаях понятие "производство", как правило, применяется на уровне организации в целом или ее части и отождествляется с производственной системой, в которой люди находятся в определенных производственных отношениях и, используя орудия труда и предметы труда, создают необходимые обществу продукты производственного и личного потребления. Во втором и третьем случаях основное внимание в организации уделяется субъекту управления и реализуется структурный подход к организации управления, а в четвертом случае при рассмотрении организации главное внимание уделяется процессному подходу ко всем элементам и частям производственного процесса или бизнес-процессам.

В последнем случае логистика нацелена на рационализацию потоковых процессов, а производственный процесс выступает как объект рационализации.

В связи с этим производственную логистику можно определить как науку (теорию, методологию) о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (например, рабочего места, участка, цеха, производства как набора цехов для выпуска конкретной продукции или оказания конкретных услуг, организации) с целью повышения их организованности (эффективности) посредством синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах. Это наука о рационализации процессов управления организацией путем выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организации.

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.

В организационном отношении часть логистической системы, к которой относится управление производственными потоковыми процессами, образует производственную логистическую подсистему, которая является интегрированной совокупностью элементов в общей структуре действующей логистической системы.

Производственные логистические подсистемы генерируют материальные потоки и задают ритм работы других подсистем. Они определяют потенциальные возможности адаптации логистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала. Функционирование логистических подсистем основного производства должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки производственных программ, планов и взаимодействий всех подразделений логистической системы.

Особый статус процесса производства по отношению к другим видам производственно-хозяйственной деятельности предопределяет специфику производственной логистики как единственной сферы, в которой материальный поток выражается в трех материальных формах. На этапе входа в подсистему - в виде сырья, материалов, комплектующих, на стадии выхода из подсистемы производственной логистики в подсистему распределительной логистики - в виде готовой продукции. А в течение самого процесса производства - в виде полуфабрикатов.


Наши рекомендации