Наблюдение за изменением имён прилагательных по родам и числам
Выполнение упр. 9
Учащиеся убеждаются в том, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
¾ Поставьте сочетания (соломенный песок, соломенная шляпка, соломенный шалаш) во множественном числе.
¾ Выделите окончания имен прилагательных.
Дети убеждаются, что имена прилагательные изменяются по числам, но во множественном числе по родам не изменяются, так как имеют одинаковые окончания.
Детичитают еще один столбик стихотворения В. Степанова (на доске)с именами прилагательными в форме множественного числа:
Соломенные дали, соломенные дни.
Соломенные кони на солнышке видны.
В ходе работы с именами прилагательными множественного числа учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные изменяются по числам, а по родам изменяются только в единственном числе.
Знакомство школьников с окончаниями имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.
Работа с таблицей на с. 8—9
Обращается внимание на качество последнего согласного перед окончанием (твердый он или мягкий), от которого зависит написание гласных в окончаниях, и делается вывод о том, когда пишутся окончания-ый, -ая, -ое, -ые, а когда — -ий, -яя, -ее, -ие.
Выполнение упр. 11
Записывая полученные словосочетания, учащиеся определяют число, а в единственном числе — род имен прилагательных, обозначают окончания.
Обращается внимание на выбор гласных при написании окончаний имени прилагательного мягкий. Надо послушать и определить качество согласного перед окончанием — и, если слышим твердый согласный, пишем окончания -ый, -ая, -ое,-ые, если слышим мягкий согласный, пишем -ий, -яя, -ее,-ие.
¾ Как определить род и число имен прилагательных?
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 12.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Склонение имен прилагательных
Цель:познакомить учащихся со склонением имен прилагательных и алгоритмом определения падежа имени прилагательного.
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Обведите и пропишите узор.
• Отгадайте загадку.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
рельсы в воздухе, а он
держит их руками. (Троллейбус)
Этим словом называют многоместную пассажирскую машину с электрической тягой (троллы— контактные провода, по которым проходит электрический ток для питания электродвигателя),транспортное средство, идущее безрельсовым путем.
________________________________________
Рассмотрите узор со словом троллейбус. Написание каких букв надо запомнить? Обведите и пропишите узор, проговаривая написание слова троллейбус. Устно с этим словом составьте предложение.
Уч..ники встретились на тр..л..ейбусной ост..новке.
• Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите прилагательное и определите его число и род.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 13
Дети находят все словосочетания с именем прилагательным зеленый, определяют его число и род.
¾ Как определить число и род имен прилагательных?
Затем учащиеся выписывают выделенные словосочетания, ставя вопросы к именам прилагательным и выделяя окончания вопросов и имен прилагательных. Определив падеж имен существительных и сравнив окончания вопросов и прилагательных, дети делают вывод о том, что имена прилагательные, как и имена существительные, к которым они относятся, изменяются по падежам, т, е. склоняются.
Знакомство с алгоритмом действий по определению падежа имени прилагательного (упр. 15) Дети читают текст упражнения и отвечают на вопросы к данному тексту (с. 12).
Несколько учеников (по данному плану)пересказывают текст.
Закрепление изученного материала
Отработка алгоритма действий по определению падежа имени прилагательного (упр. 16). Выполнение упражнения сопровождается комментированием и записью на доске. В ходе комментирования учащиеся пользуются правилом, повторяя и выполняя все действия алгоритма(с. 12).
Выполнение упр. 14
После чтения дети определяют тему текста, делят его на части и озаглавливают их. В процессе списывания второй части текста («Виюле..»)дети вставляют пропущенные буквы, определяют род и число имен прилагательных и подчеркивают имена существительные, от которых они зависят.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:упр. 17.
РУССКИЙ ЯЗЫК