Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов

Развитие умения различать имена существительные, име­на прилагательные и глаголы опирается на онтогенетический принцип появления указанных грамматических форм в актив­ном словаре детей. Коррекционная работа направлена на дея-тельностное включение данных частей речи в процесс порож­дения речевых высказываний учащимися с дизорфографией. При этом учитываются этапы формирования умственных дей­ствий, выделенные П. Я. Гальпериным.

На первоначальных этапах обучения используются вне­шние схемы, картинки, условные обозначения, что символизи­рует предметы, признаки и действия предметов, отношения между ними. Графическое изображение занимает промежуточ­ное положение между материализованным действием и речью. Затем происходит интериоризация речи, перенос ее из внешне­го плана во внутренний, превращение во внутреннюю схему высказывания.

В связи с этим в коррекционной работе выделяется три этапа:

Первый этап — усвоение и уточнение грамматического зна­чения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое зна­чения словоформ с конкретным и абстрактным значениями, а также ставить грамматические вопросы.

Второй этап — дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних опор.

Третий этап — дифференциация частей речи в предложе­нии, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.

С этой целью используются следующие упражнения.

A. Разлигение имен существительных и глаголов. Речевой ма­териал — слова: дело, работа, закончить, яма, дорожка, веселить, двор, лицо, батарея. Логопед читает ряд слов, обозначающих предметы, и допускает «ошибку». Школьник должен обнаружить ее и хлопнуть в ладоши, а затем назвать слово, не являющееся именем существительным, аргументировав свой ответ.

Б. Разлигение имен существительных и имен прилагатель­ных. Речевой материал — слова: май, громкий, ложка, цветок, лимонад; библиотека, линия, прямой, класс, брат. Задание вы­полняется аналогично предыдущему, «лишним» словом счита­ется имя прилагательное.

B. Разлигение имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Материал — слова: птица, катается, снежный, висит, ежик; карточки с вопросами: Кто это? Какой? Что делает? Ло­гопед диктует слово и просит поднять карточку с соответству­ющим вопросом.

Г. Преобразование слова из одной гасти реги в другую. Рече­вой материал — слова: камень, грустный, веселье, мысль, шу­тить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать? Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую.

Д. Закрепление знаний оразлигных гостях реги. Материал — карточки со словами: сито, жаркий, холод, сумка, прыгать, пре­восходный, освещает, скользила, кожаный. Школьник получа­ет задание прочитать слова, поставить к каждому грамматичес­кий вопрос и записать их в три колонки по частям речи.

Работа по развитию умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях проходит с постепенным усложнением: соотнесение грамматических форм со схемой, грамматический разбор, составление словосочета­ния (предложения) по заданной схеме, придумывание слово­сочетания (предложения) по схеме. 180

Е. Определение грамматигеской категории слов в словосо-гетании. Материал — словосочетания: теплая вода, режу но­жом, холодное молоко, рублю топором — и карточки: прил. + сущ., глаг. + сущ. Школьник слушает словосочетание, нахо­дит главное и зависимое слово, показывает соответствующую карточку.

Ж. Определение грамматигеской категории слов в предло­жении. Материал — предложения: Прошло теплое лето. По небу плывут облака. (Второй класс). На лесной поляне стоял могучий олень. Метель занесла высокую елку снегом. (Тре­тий класс). Учащийся с помощью грамматических вопросов определяет главные члены предложения. Второклассникам в качестве дополнительного задания предлагается классифици­ровать второстепенные члены предложения. Учащиеся треть­их классов должны с помощью грамматических вопросов ра­зобрать предложение по членам.

3. Развитие умения определять грамматигескую категорию слов в предложениях (с последующим составлением схем пред­ложений). Речевой материал — предложения: Идет урок. Блес­нул яркий огонек. (Второй класс). Весной проснутся трудолю­бивые пчелы. Около дома прыгают веселые воробьи. (Третий класс). Логопед предлагает учащемуся внимательно прослушать предложение и с помощью грамматических вопросов составить его схему.

И. Развитие умения составлять предложения, соответству­ющие заданным схемам. Материал — словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гу­лять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы пред­ложений.

Перед началом выполнения упражнения логопед уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее логопед произносит предложение и просит ученика показать соответствующую схему.

К. Развитие умения составлять предложения с помощью грамматигеских вопросов и с опорой на их схемы. Материал — карточки со схемами:

а) Кто? <=> Что делают? б) Что?

в) Кто?

Что сделало?

Где?

i сделает?

Какое?

Кого?

Используются карточки со словами: а) во дворе, играть, ребята; б) наступило, лето, жаркое; в) птенцы, ласточка, покор­мит, свои. Логопед предлагает учащемуся внимательно рассмот­реть схему предложения, прочитать слова и с помощью грам­матических вопросов и изменения форм слов составить фразу.

Наши рекомендации