Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и (в единственном числе) — по родам.

Неопределённая форма Условное наклонение глагола
Единственное число Множественное число
читать читал бы (м. р.) читали бы
читала бы (ж. р.)
читало бы (ср. р.)

Изучение методических источников.

Упоминание о категории наклонения глагола (и, соответственно, об образовании усовного наклонения) в просмотренных семи методических пособиях встречается лишь дважды: в книге Н. В. Егоровой «Поурочные разработки по русскому языку» (с пометкой «Примечание» в теме урока «Морфологический разбор глагола») – как таковой урок по данной теме не прописан.

Так же в книге «Методичекие рекомендации к учебнику Русский язык 5 класс под. ред. М. М. Разумовской» можно встретить упоминание о данной теме в разделе «Сожержание образования», где автор-составитель предлагает уделять теме один урок. Конспект урока также не прописан.

В остальных просмотренных книгах (Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»; Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»;Е. И. НикитинаУроки русского языка в 5 классе; А. В. Соколова Русский язык: 5-й кл.: поурочные планы по учебному комплексу В. В Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной; О. В. Беляева, О.А. Доценко Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М. Т. Баранова, М.М. Разумовской. 5 класс) не встречается упоминание о теме образования условного наклонения и о теме наклонении глагола в целом.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра русского языка

Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Образование условного наклонения

5 класс. Программа под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод используемый при объяснение нового материала: комбинированный.

Выполнила:

Ф.И.О.,

студентка группы РК 10-1

Цыпуштатова Л. О.

Проверила:

Артемьева Оксана Николаевна,

кандидат педагогических наук

Ульяновск, 2013

Оформление доски.

  Число. Классная работа. Образование условного наклонения (по ходу урока доска оформляется)  

Ход урока

Этапы урока, учебная ситуация Деятельность учителя   Деятельность учеников  
  Оргмомент   Формулирова-ние темы урока     СОР     фронтальный опрос   Целеполагание Повторение ранее изучен-ного Объяснение нового материала Работа с текстом     Слово об авторе текта   Проблемная ситуация     Закрепление нового материала     Работа с текстом   Работа с учебником     Осложненное списывание     Оценивание     Задавание на дом     Подведение итогов урока   Добрый день! Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока: «Образование условного наклонение». Но начнем не с темы, а со словарной работы   Сегодня для словарной работы мы возьмем глагол «ездить». Найдем его в орфографическом словаре. Обратите внимание на вторую и четвертую буквы, прочитайте «про себя», запомните, как оно пишется. Я думаю, все знают значение этого слова. Давайте проговорим его четко, хором, по слогам и запишем его в словариках. Пишу слово на доске, отмечаю согласную «з» и букву «и». Разберем слово по составу и обозначим части слова. Подберем однокоренные слова и тоже обозначим части слова.     Теперь, Маша, составь словосочетание с этим словом.   Теперь составьте каждый предложение с этим словом и запишите его также в словариках. Дима, что получилось?   Хорошо, Катя, подведи итоги словарной работы.   Теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего занятия. Скажите, есть ли в названии темы знакомые вам слова? Хорошо, мы с вами уже знакомы с этими понятиями. Сегодня мы узнаем, как образовывается одно из трех наклонений глагола – условное. Это наша цель на сегодня. Как вы думаете, для чего нам это нужно знать?   Хорошо, теперь давайте вспомним, как изменяются глаголы?   Все верно. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, вы послушайте внимательно и определите тему и главную мысль текста. Читаю стихотворение. Автор этого стих-я американский писатель Шедон Элан Сильверстайн. Переводчик: Григорий Кружков. Обратите внимание на слайд (на слайде краткая инф-я об авторе). Итак, тема? А идея?   Теперь обатитите внимание на листочки, которые лежат у вас на партах. (на них – стих-е). Вася, выйди к доске и выпиши, пожалуйста, все глаголы из первого абзаца. Остальные, сделайте то же самое в тетрадях.   Спасибо, Вася, садись. Скажите, все выписали такие глаголы? Петя, что ты выписал?   Почему ты реши выписать глаголы именно с этой частицей «бы»?   Давайте проверим, действительно без частицы «бы» предложения потеряют свой смысл. Лена, прочитай, пожалуйста, первый абзац стихотворения, опуская частицу «бы».     Вижу, чувствуем, что-то не так?     Молодцы, все верно чувствуют, что без частицы «бы» это предложение звучать не будет. (корректирую запись на доске)   Давайте теперь определим, откуда же она появляется и почему так необходима. Кто-то верно заметил, что если опустить частицу «бы», то действие как будто бы происходило в прошлом, то есть осуществлялось в реальном времени, верно?   А теперь давайте посмотрим, если не убирать эту частицу, можно ли сказать, что действие было, есть или будет на самом деле?   Значит, к реальному времени глаголы эти у нас не относятся, потому что…   Правильно. Теперь давайте разберемся, как образуется условное наклонение. И для этого снова обратимся к прочитанному без частицы «бы» тексту. Вы сказали, что действия как будто происходили с автором. Значит, в каком времени стоят глаголы?   Так что же нужно для образования условного наклонения? Наш глагол в прошедшем времени + …   Все верно.   В самом начале мы вспомнили, как изменяются глаголы. Теперь, Миша, выйди, пожалуйста, к доске и определи все названные признаки у выписанных глаголов. А остальные ребята сделают то же самое в тетрадях.   Ребята, давайте поможем Мише. Что можно определить у этих глаголов? Время можно? А число? Попробуйте поизменять по числам? А лицо? А род?     Значит, как изменяется у нас усл. накл-е?   Правильно, Миша допиши у глаголов число и род, в вы. Дети, допишите – в тетрадях.   Пока все заняты, раздаю листочки   На листочках написаны пословицы без подчеркиваний.   Обратите внимание на листочки. Давайте прочитаем пословицы и назовем глаголы в условном наклонении. Даша, пожалуйста, первая пословица. Что ты подчеркнула? Далее, спрашиваю каждую пословицу у отдельного ребенка, как в случае с Дашей. Попутно определяем смысл вместе.   Теперь откроем учебники и прочитаем параграф 79. Скажите, узнали еще что-нибудь новое?   Более того, частица бы может стоять в абсолютно любом месте в предложении, как после глагола, до него, так и отделяемая от глагола несколькими словами.   Теперь выполним упражнение №613 под пунктом 1 из учебника. Делаем все в тетрадях. Света, первое предложение, пожалуйста, что у тебя получилось? Хорошо, «не» с глаголами как написали? Молодцы, правило не забыли. Далее спрашиваю детей по предложению.   Ставлю оценки ученикам, работавшим у доски.     Домашнее задание! Запишите, пожалуйста, дома сделать упр. №613 (то же, что мы делали в классе) под пунктами 2 и 3. А так же небольшое сочинение на тему: «Если бы я был взрослым»     Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня узнали?   Полезным был урок?   Что ж, я рада, всем спасибо, урок окончен, до свидания. Здороваются, открывают, записывают.     Езд-ить     Езд- – корень, -и- – суффикс, -ть - окончание Езда: -езд- – корень, -а – окончание; наездник: на- - приставка, -езд- - корень, -ник- – суффикс.   ездить верхом     Я люблю ездить на рыбалку.   Глагол ездить пишется через «з» после «е» и заканчивается на –ить.   Глагол, наклонение глагола     Чтобы грамотно писать Чтобы не допускать ошибок   По временам, числам, лицам и родам в прошедшем времени   Если бы я бы маленьким гномом Я бы мог много всего делать (ездить на божьей коровке, и т.д.)     Был, умывался, ездил, прятал     Да/нет   Был бы, умывался бы, ездил бы, прятал бы. Потому что без нее предложение теряет смысл.     Если я маленький-маленький гном, я умывался каплей одной дождя, я на божьей коровке ездил верхом, удочку прятал в дырочку от гвоздя.   Да, он как будто говорит о себе в прошедшем времени. Предложение начинается с «если», а оно здесь не нужно.     Верно   Нет, нельзя     Стоят в условном наклонении   В прошедшем     Частица «бы»   Миша затрудняется.   Нет Были бы, прятали бы – да, число можно. Нет, лицо нельзя. В ед.ч. – можно     По числам и родам   Если бы во рту росли грибы — тогда бы был не рот, а полный огород.   Да, узнали, что частица «бы», а так же «б», стоит всегда отдельно от глагола.   И не пил бы и не ел – все быслушал да глядел. Раздельно   Как пишется глагол «ездить», как образовывается условное наклонение, как изменяются глаголы в условном наклонении   Да   До свидания

Выполненное домашнее задание.

№ 613 (2)

Значение желательности: И не пил бы и не ел – всё бы слушал да глядел. Кабы я была царицей, – говорит её сестрица, – то на весь бы мир одна наткала бы полотна. Хоть бы месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, всё бы легче.

Предложения, в которых говорится о действии, возможном при определенном условии: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной да пыль, да комары, да мухи.

№ 613 (3)

Составить предложение с выделенными глаголами, выразив значение действия формами изъявительного наклонения.

Я гляжу, тебе весело.

Я погляжу на тебя, когда ты экзамены будешь сдавать.

Мы сутками глядели на то, что происходило за окном.

Я люблю, когда в доме пахнет мандаринами – это мой любимый запах.

Она любила его, он любил её, и они были счастливы, невзирая на то, что действия их не было направлено друг на друга.

Он еще полюбит школу, - наивно рассуждали родители, глядя в дневник сына.

Сочинение на тему «Если бы я был взрослым»

Если бы я был взрослым, я бы ходил на работу. Каждый день. У меня не было бы каникул, зато был бы оплачиваемый отпуск раз в год. Я бы, возможно, занимался не тем, чем хочу, но зато я получал бы зарплату. (Мама так всегда говорит). А еще у меня была бы жена (муж) и дети. Нет, один ребенок. Два – слишком много. Мне так сказали родители, когда я попросил у них братика. А потом я бы вышел на пенсию, у меня появились бы внуки. Я бы их любил.

Структура урока

1) Оргмомент (1’)

2) Формулирование темы (1’)

3) Целеполагание (1’)

4) Повторение ранее изученного (7’)

· СОР (5’)

· Фронтальный опрос (2’)

5) Объяснение нового материала (12’)

· Работа с текстом (12’)

6) Закрепление нового материала (12’)

· Работа с учебником (3’)

· Осложненное списывание (9’)

7) Оценивание (3’)

8) Задавание на дом (2’)

9) Подведение итогов (1’)

Целевая установка

Личностные

· Создавать условия для выработки личностных смыслов (целеполагание)

· Создавать условия для навыка с/р (выполнение упражнений)

· Создавать условия для обобщения и систематизации полученных знаний (подведение итогов)

Метапредметные

1) Создавать условия для формирования регулятивных УУД:

· Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено (повторение ранее изученного)

2) Создавать условия для формирование познавательных УУД:

· Понимание прочитанного (тема, идея текста)

3) Создавать условия коммуникативных УУД:

· Развитие основных видов речевой деятельности:

1) Слушание:

· Глобальное (основная мысль текста)

2) Говорение

· Диалог (опрос, беседа)

3) Чтение:

· Ознакомительное (биография автора)

· Поисковое

4) Письмо

· Запись слов

· Запись словосочетаний

· Запись предложений

Предметные

1) Знания

· Формировать понятие об образовании условного наклонения

2) Умения:

· Совершенствовать умение определять морфологические признаки глагола

· Совершенствовать умение составлять словосочетание, предложение

· Совершенствовать умение разбирать слово по составу

· Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова

3) Навыки:

· Продолжить формировать навык грамотного письма

Оборудование

1) Учебник

2) Орфографический словарь

3) Раздаточный материал

4) Интерактивная доска

5) Ноутбук

6) Проектор

Раздаточный материал

Карточка №1

Наши рекомендации