Прочитайте. Подчеркните местоимения 3-го лица.

В лесу я заметил ужа и наклонился над ним, чтобы получше его рассмотреть. Но он быстро уполз в траву.

Замени выделенное имя существительное местоимением.

Апрель — второй месяц весны. В календаре (апрель)___________ следует за мартом.

5. Запишите местоимения в нужном падеже. Обозначьте падежи.

Подошёл к (он) _____________, посмотрел на (они) ___________, позвонил (она) ____________, отвечал (они) _______________, поздравляют (он) _____________, возвратился с (она) _____________.

_____________________________

Проверочная работа по теме «Местоимение»

Прочитайте. Подчеркните местоимения.

Мама, ты, цветами, ему, во сне, доволен, я, прыгает, она, на улице, для, неё, меня, кажется.

Соедините линиями местоимения и лицо, к которому они относятся.

ты, вы,

он, она, оно, они

я, мы

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Прочитайте. Подчеркните местоимения 3-го лица.

В лесу я заметил ужа и наклонился над ним, чтобы получше его рассмотреть. Но он быстро уполз в траву.

Замени выделенное имя существительное местоимением.

Апрель — второй месяц весны. В календаре (апрель)___________ следует за мартом.

5. Запишите местоимения в нужном падеже. Обозначьте падежи.

Подошёл к (он) _____________, посмотрел на (они) ___________, позвонил (она) ____________, отвечал (они) _______________, поздравляют (он) _____________, возвратился с (она) _____________.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Изменение глаголов по временам

Цель:развивать умение различать временные формы глаголов и правильно употреблять их в речи.

Организационный момент

Минутка чистописания

свет светит

• Прочитайте слова. Как связаны между собой эти слова? Оп­ределите части речи. Запишите слова. Выделите корень.

В..сной со..нце светит и греет.

• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спи­шите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные чле­ны предложения. К глаголам устно поставьте вопрос. Определите время глаголов.

З..мой оно мало св..тило и хуж.. грело.

• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спи­шите, вставляя пропущенные буквы. Чем это предложение от­личается от предыдущего? Определите время глаголов. Слово светило разберите по составу.

Летом со..нце будет ярко св..тить и сильно греть.

• Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Оп­ределите время глаголов.

Сообщение темы и целей урока

Закрепление умения определять время глаголов

Выполнение упр. 108 (коллективно, используя прием комментирования.)

Актуализация изученного материала

Выполнение упр. 109 (выполняется в соответствии с задания­ми)

Учитель может предложитьдетям привести примеры гла­голов и составить с ними предложения.

Отработка навыка изменения глаголов по временам.

Выполнение упр. 110

Выполнение упр. 111

Воспитательное значение.

¾ Рассмот­рите рисунки и продолжите начатые предложения: «Если ты потерялся в незнакомом городе...», «Если тебя укусила змея...» и др.

Выслушиваются все предложения, состав­ленные учащимися, выбираются из них самые удачные, при не­обходимости дополняются.

Записанные предложения могут быть примерно такими: «Если ты потерял ключи от квартиры, то подумай, где ты мог их обронить или оста­вить» и т. д.

Диктант с грамматическим заданием.

Учитель читает предложения и предлагает учащимся записать их, употребляя глаголы в настоящем времени.

В лесу

Я сидел у костра и слушал голоса птиц. Вдали посвистывали ку­лики, крякали утки. На сухих болотах курлыкали журавли. Тихо вор­ковали в кустах горлинки. Хорошо в лесу!

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр. 112.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени

Цель:обобщить и углубить знания учащихся об изме­нении глаголов в прошедшем времени по числам, а в един­ственном числе — по родам; работать над развитием ре­чи детей.

Организационный момент

Минутка чистописания

__________________________________

• Рассмотрите узор. Какая буква входит в состав узора? Пропишите букву л в воздухе ручкой, поэтапно ускоряя темп письма. Какой частью слова может являться эта буква? Почему?

Обведите и пропишите узор. Обратите внимание, что узор пи­шется безотрывно.

танцевал танцевала

• Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? В чём их отличие? Устно к этим словам поставьте вопросы. Запишите сло­ва. Разберите их по составу.

игр л солнечный луч..

игр л всеми цв..тами радуги прозрач..ная сосулька.

• Прочитайте. Составьте слова по схемам. Объясните написа­ние пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные бук­вы там, где это необходимо. Схемы замените словами.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 113

Выполняя задание, дети обозначают окончания глагола, делают вывод об изменении по родам глаголов прошедшего времени, стоящих в единственном числе.

Особое внимание обращается на вопросы к глаголам.

Выполнение упр. 114 (выполняется в соответствии с заданиями учебника)

После выполнения упр. ученики находят окончания глаголов прошедшего времени: сто­ял — стояла — стояло — стояли, играл — играла — играло — играли (образец содержится в правиле).

Работа с рубрикой «Говорите правильно!»

Отработка орфоэпической нормы произнесения глаголов.

Дети читают их хором, затем по це­почке.

¾ Придумайте и разыграйте с соседом по парте диалоги со словами, данными в рамках. Например:«Ты понял правило изменения глаголов в прошедшем времени?» — «Понял, а ты поняла?» Два предложения (по выбору) записываются.

Выполнение упр. 117

В стихотворении «Парус» (упр. 117)

Работа со словамилазурь, мятежный.Учащиеся ищут в сло­варе их толкование (лазурь — светло-синий цвет, синева; мятежный — тревожный, беспокойный, бурный).

Один ученик работает у доски, а остальные дети по очереди диктуют ему глаголы, которые встретились в тек­сте. Записывают, указывая их время, число, в прошедшем времени — число и род.

Выполнение упр. 118

Чтениетекста учителем. (Описание шторма сле­дует читать эмоционально, возвышенно, чтобы заинтересо­вать детей прекрасной повестью А. Грина «Алые паруса»).

¾ Что было изображено на картине?

¾ Поче­му маленький Грэй много раз приходил смотреть на картину?

¾ Кем, по вашему мнению, решил стать Грэй?

Выполнение задания к упр.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр. 120

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наши рекомендации