Предметное окружение. явления общественной жизни. природное окружение
(перспективное планирование)
Время проведения | Тема и цель занятий 1-й недели | Тема и цель занятий 2-й недели | Тема и цель занятий 3-й недели | Тема и цель занятий 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Знакомство с членами семьи | Одежда | Овощи и фрукты | Домашние животные |
Цель | Учить называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать) | Учить: - называть по внешнему виду одежду; - различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначе нием предметов одежды и ее значением для человека | Учить: - узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; - различать по внешнему виду фрукты и овощи. Дать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете | Вызывать интерес к рассказу. Расширять словарный запас. Учить находить на картине и называть собаку, кошку, курицу | |
Октябрь | Тема | Знакомство с группой | Посуда | «Листопад, листопад, листья желтые летят...» | Рыбка плавает в воде |
Цель | Учить: - ориентироваться в помеще нии своей группы, на участке; - называть основные помеще ния, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка). Воспитывать чувство симпатии к сверстникам | Учить: - узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду; - различать между собой. Познакомить с назначе нием и свойствами посуды | Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев | Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»). Учить различать по цвету, форме. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума | |
Ноябрь | Тема | Моя любимая бабушка | Мебель | Дерево и куст. Осенний наряд | Кошка и собака в доме |
Цель | Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек, составлять по ним рассказы о своей бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли | Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов | Учить рассматривать дерево (основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать, что осенью листья деревьев меняют | Закрепить характерные признаки внешнего вида кошки (котенка), собаки (щенка): длинные (короткие) уши, большие (маленькие) глаза, на теле мягкая пушистая |
Продолжение табл.
с детьми, читает, рассказывает им сказки, вкусно готовит и т. п. | мебели (у дивана - ножки, у кресла - спинка и др.); различать между собой объекты (диван, кресло) | окраску, бережно относиться к растениям | шерстка, короткий хвост и др. Воспитывать у детей доброе отношение к животным | ||
Декабрь | Тема | Мама дома - повар | Купание куклы Кати | Снеговичок и елочка | У кормушки |
Цель | Помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду мамы | Учить правильно называть предметы и принадлежности купания (полотенце, мыло, ванночка). Воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о купании) | Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Познакомить с елкой, признаками отличия ели от других деревьев | Расширять представления о поведении птиц у кормушек. Продолжить формировать' умение различать птиц по внешнему виду. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок сада | |
Январь | Тема | Здравствуй, детский сад! | Транспорт | Комнатные растения | Котенок Пушок |
Цель | Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, рассказывать чем заняты дети, кто о них заботится в детском саду. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам | Знакомить с транспортными средствами, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили. Учить различать и правильно называть трамвай, машину, автобус | Дать представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива комнатных растений | Дать представление о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Воспитывать доброту по отношению к животным | |
Февраль | Тема | Дом, в котором я живу | Постираем кукле платье | Морковка от зайчика | Заяц и медведь |
Цель | Учить: - ориентироваться в ближай шем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу; - отвечать на вопросы воспи тателя о месте жительства, об устройстве их жилища | Дать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто). Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Упражнять в назывании предметов одежды, белья | Расширять представления об овощах (о моркови: оранжевая, гладкая, продолговатая, есть верхушка, корешки, хрустящая). Формировать доброжелательное отношение к окружающим | Учить: - находить картинки с зайца ми, медведями и называть их; - выделять наиболее харак терные особенности животно го (голова, хвост, ноги) |
\
Окончание табл.
Март | Тема | Знакомство с городом | Игрушки | Травянистые растения | Петушок и его семейка |
Цель | Напомнить название города, в котором живут дети, название их улицы. Закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы | Учить: - находить существующие у игрушек свойства (бьются, рвутся), качества (гладкие, мокрые, холодные); - подбирать и группировать игрушки по форме, цвету. Воспитывать бережное отношение к игрушкам | Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать первые весенние цветы. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) | Расширять представления о домашних животных и их характерных особенностях. Рассмотреть внешний вид петушка, как передвигается (ходит важно), как клюет зерна. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных | |
Апрель | Тема | Какие мы помощники | Автомобили | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...» | Насекомые |
Цель | Учить: - выполнять поручения взрос лого; - знакомить с выражениями, которые содержат предлоги (на, под, за) и местоимения (там, тут, такой же и др.). Наблюдать,как старшие дети убирают с участка про шлогоднюю листву | Расширять запас понимаемых слов. Учить: - правильно называть трамвай, троллейбус; - различать виды и части ав томобиля (грузовой, легко вой); кабина, руль, колесо); - отвечать на вопрос: «Что это?» полным предложением, состоящим из 3-4 слов | Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Поддерживать удетей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, (чтение стихотворений). Учить передавать образ солнца в рисунке | Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представления о насекомых. Учить характеризовать внешний вид и поведение насекомых Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать доброе отношение к насекомым | |
Май | Тема | Труд взрослых | Знакомство со свойствами бумаги и ткани | Там и тут, там и тут одуванчики цветут... | Обитатели уголка природы |
Цель | Познакомить струдом помощника воспитателя (няни). Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду помощника воспитателя (няни) | Помочь выявить свойства бумаги и ткани. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность | Формировать представления об одуванчике. Учить: - выделять характерные особенности; - называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы | Дать представление о том, что рыбки в аквариуме плавают; в клетке - птичка (летает, пьет воду, клюет корм). Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(перспективное планирование)
Время проведения | Тема и цель занятия | Наблюдения на прогулке | |||
Растительный мир | Животный мир | Неживая природа | |||
Сентябрь | Тема | Овощи с огорода | Дать представление: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огур цах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья) | Дать общее представление о птицах - голубях, воронах, воробьях. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о животных - бабочках, жуках, божьих коровках) | Дать элементарное представление о свойствах песка. Формировать понятие' -о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление - ветер |
Цель | Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур | ||||
Октябрь | Тема | Меняем воду в аквариуме | Учить: - любоваться осенними ли стьями; - различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный), высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фруктах - яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы - листопадом. Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску | Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Воспитывать удетейдоб-рое отношение к птицам, насекомым | Дать элементарное представление о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным, особенности осеннего неба. Учить: - наблюдать, есть ли на небе солнышко, тучи; - отмечать, какое небо (хму рое, чистое, голубое, ясное); - отвечать на вопросы, напри мер: - Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) |
Цель | Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. Познакомить со средой обитания рыб (песок, камешки, растения). Воспитывать желание ухаживать за обитателями аквариума |
Продолжение табл.
Ноябрь i____ | Тема | В гостях у бабушки | Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Учить: - различать по внешнему виду, вкусу, форме яблоки и груши; - называть некоторые фрукты (яблоки и груши); - бережно относиться к расте ниям; - различать деревья по листьям; - узнавать плоды рябины | Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать: - эмоциональную отзывчивость к восприятию объектов при родного мира, к общению с живыми существами; - желание наблюдать за насе комыми | Показать простейшие связи между явлениями природы. Учить: - определять ветреную погоду; - наблюдать, как раскачивают ся деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья; - отвечать, почему так неспо-* " койно ведут себя деревья: Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает |
Цель | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними, заботиться о них | ||||
Декабрь | Тема | Подкормим птиц зимой | Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол,ветки. Показать особенности травянистых растений в зимний период. Уточнить строение комнатных растений: различие названий стебель, лист, цветы | Расширять представления о птицах - голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегирях. Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц около кормушки | Показать: - солнце светит во все времена года; - особенности зимнего неба. Познакомить с характер ными признаками зимы. Формировать общее представление о зимних явле ниях природы |
Цель | Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах | ||||
Январь | Тема | «В январе, в январе, много снега во дворе...» | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам, чувство красоты зимнего убранства деревьев. Рассмотреть одно из комнатных растений. Помочь запомнить название растения и его частей | Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое): Мороз и солнце - День чудесный. (А. Пушкин) | Дать представление о свойствах снега. Показать особенности ветреной погоды зимой: быстро и низко несущиеся облака, раскачивающиеся ветви деревьев. Учить определять, откуда дует ветер |
Цель | Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас детей |
Продолжение табл.
Февраль | Тема | «У меня живет котенок...» | Продолжать: ' - учить видеть красоту засне женных деревьев; - знакомить с названиями комнатных растений (1-2 кон трастных по внешнему виду). Привлекать внимание де тей к комнатным растениям (какие они красивые, как ук рашают группу) | Формировать желание помогать птицам в зимний период. Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Закрепить знание названий птиц | Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. Наблюдать метель,послушать завывание ветра, как он несет снег, наметает сугробы » - |
Цель | Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями | ||||
Март | Тема | Уход за комнатными растениями | Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представления о кустарниках. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать) | Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей,скворец) | Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать: - свойства снега весной; - что весной солнце светит и пригревает землю |
Цель | Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой, поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними | ||||
Апрель | Тема | Прогулка по весеннему лесу | Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать: - первые весенние цветы; - изменения, происходящие с кустарниками в весенний период; - посадку овощей | Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насекомых. Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым | Показать: - особенности весеннего неба. - что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на свойства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дождя), становится влажным и из него можно лепить «пирожки» |
Цель | Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе | ||||
Май | Тема | Экологическая тропа | Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми | Формировать доброе отношение к миру природы. Расширять представления | Закреплять знания о признаках весны. |
Цель | Расширять знания детей о растениях. |
Окончание табл.
Формировать: - бережное отношение к рас тениям; - трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев. Наблюдать за работой взрослых по посадке деревьев | цветущими культурными растениями - тюльпанами, нарциссами. Посадка лука, гороха. Познакомить с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур | о насекомых - мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях. Учить: - наблюдать за насекомыми; - узнавать и называть разных насекомых, их признаки | Продолжать знакомить с природным явлением ветер. Учить детей игровой деятельности с ветром (взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки и пона- , блюдать, как ленточки развеваются, шуршат вертушки) | |||
Лето | Июнь | Тема | Растения луга. Птицы. Природное явление радуга | Рассмотреть: - травянистые растения луга и уточнить названия, особенности внешнего вида колокольчиков, ромашек; - растения цветника, уточнить цвет, форму листика. Напомнить о правилах ухода за растениями | Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках (особенности внешнего вида, отличия) | Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным зайчиком. Наблюдать радугу (по возможности) |
Цель | Закреплять знания о травянистых растениях, птицах. Уточнить представления о строении растения. Воспитывать у детей доброе отношение к пернатым | |||||
Июль | Тема | Овощи. Насекомые. Природное явление гроза | Показать, как растут овощи летом. Познакомить с овощными культурами, которые начинали созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху | Расширять представления о насекомых - мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях, кузнечиках. Рассмотреть внешний вид насекомых, способы их передвижения (летают, прыгают, ползают и т. д.) | Наблюдать летнюю грозу. Учить: - устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи; - по цвету определять, сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю дение за ветром | |
Цель | Закреплять знания об овощах. Расширять представления о насекомых. Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками | |||||
Август | Тема | Кустарники | Расширить представления о кустарниках (малина, смородина). Показать, что на кустарниках созревают ягоды | Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым | Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным | |
Цель | Расширять представления о кустарниках. Закреплять знания о признаках погоды |