Динамический паспорт автомобиля
Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования. Динамический паспорт автомобиля позволяет решать уравнение движения с учетом конструктивных параметров автомобиля (Мк идр.), основных характеристик дороги (коэффициентов и ) и нагрузки на автомобиль.
Тягово-скоростные качества автомобиля при различных его нагрузках оценивают с помощью предложенной Н. А. Яковлевым номограммы нагрузок, которая дополняет динамическую характеристику автомобиля, соответствующую номинальной (100%) его загрузке.
По оси абсцисс влево от начала координат, соответствующего 100% нагрузки, откладывают уменьшающийся до нуля процент нагрузки автомобиля. В той точке оси абсцисс, где нагрузка равна 0%, проводят вторую ось ординат, на которой откладывают значения динамического фактора Do ненагруженного автомобиля. Масштаб а, в котором откладываются значения Do, определяют в зависимости от масштаба а, принятого для D по выражению:
, (1.31)
где Do определяется из выражения:
, (1.32)
где: Ga – вес автомобиля при 100%-ной загрузке
Go – вес автомобиля при не загруженном состоянии.
Равнозначные значения величин Do и D (0,05; 0,1; 0,2 и т.д.) соединяют прямыми линиями. Каждая из этих линий представляет собой совокупность равных значений динамического фактора Dх для всех возможных нагрузок автомобиля. Эти же линии в случае установившегося движения автомобиля соответствуют каждая своему определенному значению коэффициента суммарного сопротивления дороги, поскольку в этом случае D= . Масштабные коэффициенты:
, ,
По динамической характеристике автомобиля с номограммой нагрузок решают некоторые практически важные задачи по определению тягово-скоростных возможностей автомобиля. Круг этих задач значительно расширяется, если динамическую характеристику с номограммой нагрузок дополнить графиком контроля буксования — штриховые линии. График представляет собой зависимость динамического фактора по сцеплению от нагрузки и позволяет определить предельную возможность движения по условиям сцепления. Каждая из линий графика контроля буксования достаточно точно описывается уравнением:
, (1.33)
где: Gax - полная масса автомобиля при х % его загрузки, Н;
Gx2 - часть массы приходящаяся на ведущие колеса, Н;
к2 - коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса:
, (1.34)
где: - угол продольного уклона дороги;
- коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием, зависящий от вида и состояния дорожного покрытия ( =0.7);
hd - высота центра тяжести, мм;
L — база автомобиля, мм.
(1.35)
.
Граничные значения динамического фактора по сцеплению (ненагруженного и полностью груженого автомобиля) определятся выражениями:
(1.36)
где: Go - собственный вес автомобиля;
Gгp — номинальная грузоподъемность автомобиля;
G2, G02 -масса, приходящаяся на ведущие колеса полностью груженого и ненагруженного автомобиля соответственно.
Таблица 1.6 - Результаты расчётов динамического фактора
a0 | aD | D | D0 | φ | k | k0 | Dφ | Dφ0 |
0,076052 | 0,03335 | 0,1 | 1,314888 | 0,1 | 1,050469 | 1,049372 | 0,080896 | 0,061738116 |
0,2 | 2,629776 | 0,2 | 1,106304 | 1,103872 | 0,170391 | 0,129889083 | ||
0,3 | 3,944664 | 0,3 | 1,168407 | 1,164343 | 0,269934 | 0,205506807 | ||
0,4 | 5,259551 | 0,4 | 1,237897 | 1,231824 | 0,381318 | 0,289889518 | ||
0,5 | 6,574439 | 0,5 | 1,316176 | 1,307607 | 0,506788 | 0,384654917 | ||
0,6 | 7,889327 | 0,6 | 1,405023 | 1,393327 | 0,649198 | 0,4918449 | ||
0,7 | 9,204215 | 0,7 | 1,506733 | 1,491073 | 0,812226 | 0,61407434 | ||
0,8 | 10,5191 | 0,8 | 1,624318 | 1,603569 | 1,000699 | 0,754747244 |
Величины и откладываем соответственно на осях OD0 и OD масштабах, принятых для этих осей (а0 и а ). Затем штриховой прямой соединяем соответствующие точки. Пользуясь графиком контроля буксования, можно учесть ограничения, накладываемые на движение автомобиля сцеплением шин ведущих колес с дорогой.
Динамическую характеристику с номограммой нагрузок и графиком контроля буксования называют динамическим паспортом автомобиля.
Динамический паспорт автомобиля позволяет комплексно решать важные практические задачи по определению тягово-скоростных качеств автомобиля в конкретных условиях его эксплуатации