Динамический паспорт автомобиля

Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования. Динамический паспорт автомобиля позволяет решать уравнение движения с учетом конструктивных параметров автомобиля (Мк идр.), основных характеристик дороги (коэффициентов и ) и нагрузки на автомобиль.

Тягово-скоростные качества автомобиля при различных его нагрузках оценивают с помощью предложенной Н. А. Яковлевым номограммы нагрузок, которая дополняет динамическую характеристику автомобиля, соответствующую номинальной (100%) его загрузке.

По оси абсцисс влево от начала координат, соответствующего 100% нагрузки, откладывают уменьшающийся до нуля процент нагрузки автомобиля. В той точке оси абсцисс, где нагрузка равна 0%, проводят вторую ось ординат, на которой откладывают значения динамического фактора Do ненагруженного автомобиля. Масштаб а, в котором откладываются значения Do, определяют в зависимости от масштаба а, принятого для D по выражению:

, (1.31)

где Do определяется из выражения:

, (1.32)

где: Ga – вес автомобиля при 100%-ной загрузке

Go – вес автомобиля при не загруженном состоянии.

Равнозначные значения величин Do и D (0,05; 0,1; 0,2 и т.д.) соединяют прямыми линиями. Каждая из этих линий представляет собой совокупность равных значений динамического фактора Dх для всех возможных нагрузок автомобиля. Эти же линии в случае установившегося движения автомобиля соответствуют каждая своему определенному значению коэффициента суммарного сопротивления дороги, поскольку в этом случае D= . Масштабные коэффициенты:

, ,

По динамической характеристике автомобиля с номограммой нагрузок решают некоторые практически важные задачи по определению тягово-скоростных возможностей автомобиля. Круг этих задач значительно расширяется, если динамическую характеристику с номограммой нагрузок дополнить графиком контроля буксования — штриховые линии. График представляет собой зависимость динамического фактора по сцеплению от нагрузки и позволяет определить предельную возможность движения по условиям сцепления. Каждая из линий графика контроля буксования достаточно точно описывается уравнением:

, (1.33)

где: Gax - полная масса автомобиля при х % его загрузки, Н;

Gx2 - часть массы приходящаяся на ведущие колеса, Н;

к2 - коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса:

, (1.34)

где: - угол продольного уклона дороги;

- коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием, зависящий от вида и состояния дорожного покрытия ( =0.7);

hd - высота центра тяжести, мм;

L — база автомобиля, мм.

(1.35)

.

Граничные значения динамического фактора по сцеплению (ненагруженного и полностью груженого автомобиля) определятся выражениями:

(1.36)

где: Go - собственный вес автомобиля;

Gгp — номинальная грузоподъемность автомобиля;

G2, G02 -масса, приходящаяся на ведущие колеса полностью груженого и ненагруженного автомобиля соответственно.

Таблица 1.6 - Результаты расчётов динамического фактора

a0 aD D D0 φ k k0 Dφ0
0,076052 0,03335 0,1 1,314888 0,1 1,050469 1,049372 0,080896 0,061738116
    0,2 2,629776 0,2 1,106304 1,103872 0,170391 0,129889083
    0,3 3,944664 0,3 1,168407 1,164343 0,269934 0,205506807
    0,4 5,259551 0,4 1,237897 1,231824 0,381318 0,289889518
    0,5 6,574439 0,5 1,316176 1,307607 0,506788 0,384654917
    0,6 7,889327 0,6 1,405023 1,393327 0,649198 0,4918449
    0,7 9,204215 0,7 1,506733 1,491073 0,812226 0,61407434
    0,8 10,5191 0,8 1,624318 1,603569 1,000699 0,754747244

Величины и откладываем соответственно на осях OD0 и OD масшта­бах, принятых для этих осей (а0 и а ). Затем штриховой прямой соединяем соответ­ствующие точки. Пользуясь графиком контроля буксования, можно учесть ограничения, накла­дываемые на движение автомобиля сцеплением шин ведущих колес с дорогой.

Динамическую характеристику с номограммой нагрузок и графиком контроля буксования называют динамическим паспортом автомобиля.

Динамический паспорт автомобиля позволяет комплексно решать важные практические задачи по определению тягово-скоростных качеств автомобиля в кон­кретных условиях его эксплуатации

Наши рекомендации