Факторы роста внутреннего туризма
Факторы спроса:
Старение населения и другие демографические процессы
Рост доходов
Рост урбанизации
Увеличение доли свободного времени
Факторы предложения:
Развитие транспортной инфраструктуры
Сервисная интеграция
Развитие рекламы и информационных технологий
Совершенствование законодательства
Изучение комплекса внутреннего туризма требует учета и анализа взаимодействия различных факторов социально-экономической среды, скоординированной работы совокупности средств, объектов предприятий туристского комплекса, всех его секторов пли сегментов. Однако этого недостаточно. Многообразие субъектов внутреннего туристского рынка может продуктивно функционировать лишь при совершенной законодательной базе, эффективном вертикальном управлении и достоверных статистических данных.
Используемые сегодня показатели развития внутреннего туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг, их качественную сторону, а также производственно-обслуживающую деятельность туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает:
- объем туристского потока;
- состояние и развитие материально-технической базы;
- показатели финансово-экономической деятельности туристских фирм.
Эти показатели не позволяют полностью оценить социально- экономическую эффективность внутреннего туризма, но тем не менее работ, претендующих на экономический анализ сферы инутреннего российского туризма, довольно много. Впрочем, авторы, затрагивающие проблемы экономики туризма, как правило, рассматривают роль и место внутреннего туризма в экономике страны и регионов, используя в основном описательный метод, редко дают комплексную оценку и тем более не рассматривают системный подход.
На фоне международного туризма экономическая роль внутреннего туризма более скромна. Но по степени экономической иыгоды для региона внутренний туризм занимает промежуточное положение между выездным (вывоз капитала) и въездным туризмом. Внутренние туристы потребляют услуги, а не вывозят из региона материальные ценности в виде леса, полезных ископаемых, на что сегодня направлена деятельность многих совместных предприятий. Туризм создает дополнительный спрос на товары местного производства, сувенирную продукцию, увеличивает доходы оказывающих услуги предприятий. Рост внутреннего туризма связан с увеличением поступлений доходов в местный бюджет, обеспечением занятости, способствует повышению образованности н культуры местного населения.
Влияние внутреннего туризма на экономику региона имеет прямой и косвенный экономический эффект. Прямой — связан г деятельностью предприятий, осуществляющих организацию туристских услуг (турфирмы, гостиницы, турбазы и т.д.). Косвенный — создание рабочих мест, зависящих от туризма, сфера обслуживания туризма (строительство, торговля, сельское хозяйство, связь и др.). В целом оценить косвенную занятость сложно из-за специфики работы в туристской отрасли (сезонный характер, значительный процент занятых неполный рабочий день).
Вместе с тем анализ отечественной литературы, посвященной внутреннему туризму, показывает, что его значение для национального, регионального и муниципального экономического развития России не всегда оценивается в полной мере. Об этом свидетельствуют общероссийские статистические показатели выезда туристов, превышающие показатели въезда более чем в 1,5 раза: на 10 выезжающих туристов приходится один внутренний. Значительное превалирование доли импорта в общем объеме туристских услуг приводит к тому, что потребители этих услуг инвестируют иностранную экономику, лишая государственный бюджет значительных поступлений. Такая ситуация стала возможной вследствие того, что туристская сфера до сих пор не рассматривается в составе стратегических отраслей и поэтому не может органично вписаться в рыночные реформы.
По мнению российских и зарубежных экспертов, многие возможности внутреннего туризма остаются невостребованными. Территория России, обладая колоссальным природным и историко-культурным туристским потенциалом, используется, согласно оценкам специалистов Национальной академии туризма, не более чем на 20%, более 10 тыс. объектов туризма не функционируют. Зачастую даже при значительном числе посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону ощутимый доход. Туристы часто вынуждены привозить с собой из дома продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только продукты жизнедеятельности, но не деньги.
Всеобъемлющая официальная статистическая информация о потоках внутренних туристов в отличие от международных туристских потоков в России и мире отсутствует. Федеральная служба госстатистики Российской Федерации (Росстат) проводит лишь региональную сводку и анализ числа отправленных турфирмами российских туристов в туры по России в целом, одновременно рассматривая и такие показатели, как общее число проведенных туристодней, стоимость одного дня проживания.
сударственными структурами, координирующими туристскую деятельность, также ведется статистика внутреннего туризма, однако степень ее полноты не может быть исчерпывающей из-за невозможности прямого учета всех внутренних туристских потоков (прежде всего неорганизованных). Тем не менее определенное представление о состоянии внутреннего туризма в регионах можно сформировать и на основании имеющихся данных.