Факторы роста внутреннего туризма

Факторы спроса:

Старение населения и другие демографические процессы

Рост доходов

Рост урбанизации

Увеличение доли свободного времени

Факторы предложения:

Развитие транспортной инфраструктуры

Сервисная интеграция

Развитие рекламы и информационных технологий

Совершенствование законодательства

Изучение комплекса внутреннего туризма требует учета и ана­лиза взаимодействия различных факторов социально-экономиче­ской среды, скоординированной работы совокупности средств, объектов предприятий туристского комплекса, всех его секторов пли сегментов. Однако этого недостаточно. Многообразие субъек­тов внутреннего туристского рынка может продуктивно функци­онировать лишь при совершенной законодательной базе, эффек­тивном вертикальном управлении и достоверных статистических данных.

Используемые сегодня показатели развития внутреннего ту­ризма отражают количественный объем реализации туристских услуг, их качественную сторону, а также производственно-обслу­живающую деятельность туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает:

- объем туристского потока;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности туристских фирм.

Эти показатели не позволяют полностью оценить социально- экономическую эффективность внутреннего туризма, но тем не менее работ, претендующих на экономический анализ сферы инутреннего российского туризма, довольно много. Впрочем, ав­торы, затрагивающие проблемы экономики туризма, как прави­ло, рассматривают роль и место внутреннего туризма в экономи­ке страны и регионов, используя в основном описательный метод, редко дают комплексную оценку и тем более не рассматривают системный подход.

На фоне международного туризма экономическая роль внут­реннего туризма более скромна. Но по степени экономической иыгоды для региона внутренний туризм занимает промежуточное положение между выездным (вывоз капитала) и въездным туриз­мом. Внутренние туристы потребляют услуги, а не вывозят из ре­гиона материальные ценности в виде леса, полезных ископаемых, на что сегодня направлена деятельность многих совместных пред­приятий. Туризм создает дополнительный спрос на товары мест­ного производства, сувенирную продукцию, увеличивает доходы оказывающих услуги предприятий. Рост внутреннего туризма свя­зан с увеличением поступлений доходов в местный бюджет, обес­печением занятости, способствует повышению образованности н культуры местного населения.

Влияние внутреннего туризма на экономику региона имеет прямой и косвенный экономический эффект. Прямой — связан г деятельностью предприятий, осуществляющих организацию туристских услуг (турфирмы, гостиницы, турбазы и т.д.). Косвен­ный — создание рабочих мест, зависящих от туризма, сфера об­служивания туризма (строительство, торговля, сельское хозяйство, связь и др.). В целом оценить косвенную занятость сложно из-за специфики работы в туристской отрасли (сезонный характер, зна­чительный процент занятых неполный рабочий день).

Вместе с тем анализ отечественной литературы, посвященной внутреннему туризму, показывает, что его значение для националь­ного, регионального и муниципального экономического развития России не всегда оценивается в полной мере. Об этом свидетель­ствуют общероссийские статистические показатели выезда тури­стов, превышающие показатели въезда более чем в 1,5 раза: на 10 выезжающих туристов приходится один внутренний. Значитель­ное превалирование доли импорта в общем объеме туристских услуг приводит к тому, что потребители этих услуг инвестируют иностранную экономику, лишая государственный бюджет значи­тельных поступлений. Такая ситуация стала возможной вследствие того, что туристская сфера до сих пор не рассматривается в соста­ве стратегических отраслей и поэтому не может органично впи­саться в рыночные реформы.

По мнению российских и зарубежных экспертов, многие воз­можности внутреннего туризма остаются невостребованными. Территория России, обладая колоссальным природным и истори­ко-культурным туристским потенциалом, используется, согласно оценкам специалистов Национальной академии туризма, не более чем на 20%, более 10 тыс. объектов туризма не функционируют. Зачастую даже при значительном числе посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплекс­ного туристского предложения туризм не приносит региону ощу­тимый доход. Туристы часто вынуждены привозить с собой из дома продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только продукты жизнеде­ятельности, но не деньги.

Всеобъемлющая официальная статистическая информация о потоках внутренних туристов в отличие от международных ту­ристских потоков в России и мире отсутствует. Федеральная служ­ба госстатистики Российской Федерации (Росстат) проводит лишь региональную сводку и анализ числа отправленных турфирмами российских туристов в туры по России в целом, одновременно рас­сматривая и такие показатели, как общее число проведенных туристодней, стоимость одного дня проживания.

сударственными структурами, координирующими туристскую деятельность, также ведется статистика внутреннего туризма, од­нако степень ее полноты не может быть исчерпывающей из-за невозможности прямого учета всех внутренних туристских пото­ков (прежде всего неорганизованных). Тем не менее определен­ное представление о состоянии внутреннего туризма в регионах можно сформировать и на основании имеющихся данных.


Наши рекомендации