Техническое обеспечение АСДУ-ГПТ

Для получения и обработки данных об исполненном движении, оперативного управления движением и обеспечения разносторонней взаимосвязи объектов и органов управления АСДУ-РН должна иметь в своем

составе стационарные и подвижные компоненты, в том числе:

− бортовой комплекс технических (радиоэлектронных) средств (БКТС) различного назначения и комплектации, размещаемый на борту транспортных средств;

− линейное оборудование, размещаемое на маршрутах и остановочных пунктах для обеспечения контроля за движением транспорта и для информирования пассажиров;

− базовое стационарное оборудование, размещаемое в диспетчерском центре (центрах);

− объединенный комплекс средств связи и обмена данными (КСОД);

− распределенный вычислительный комплекс (ВК), в том числе программные и технические средства автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников органов управления системы.

Реализация функций учета и контроля движения ПЕ на линии может быть осуществлена в АСДУ-ГПТ следующими основными методами:

− определение факта проследования заданной контрольной точки на маршруте по сигналам специальной аппаратуры, устанавливаемой на маршрутной сети городского и пригородного транспорта – метод «локальной навигации»;

− определение местоположения и движения подвижной единицы по сигналам глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС – метод спутниковой навигации.

Принципиальная схема работы спутниковой навигационной системы приведена на рисунке 1.

На транспортном средстве, работающем под управлением диспетчерской системы, устанавливается бортовой навигационный комплекс, который обеспечивает прием сигналов с навигационных спутников и хранение координат положения транспортного средства на местности. Бортовой комплекс имеет модульную конструкцию и предусматривает возможность наращивания функциональности за счет подключения дополнительных модулей. Средства бортового комплекса также обеспечивают работу в режиме противоугонной системы и позволяют транслировать сигналы тревоги по различным нештатным ситуациям.

Рисунок 1. Принципиальная схема работы спутниковойнавигационной системы.

Для передачи данных с борта автомобиля в диспетчерские пункты используются технические средства радиосвязи, которые включают в себя оборудование, устанавливаемое как на автомобилях (бортовые радиостанции), так и на стационарных объектах (базовые радиостанции и вычислительная техника). Для обмена данными с подвижными объектами используются выделенные узкополосные радиоканалы (УКВ-диапазона волн), а для обмена информацией между стационарными объектамииспользуются выделенные узкополосные радиоканалы (УКВ-диапазона волн), а для обмена информацией между стационарными объектами выделенные проводные каналы или коммутируемые телефонные каналы общего пользования. Передача координат может осуществляться с помощью космической, модемной, транкинговой или сотовой связи.

Для решения задач локальной навигации устройство контрольного пункта (УКП) устанавливается на основных промежуточных и конечных остановках маршрутной сети (взаимодействует с базовой радиостанцией по «дальнему» радиоканалу).

Устройство подвижной единицы локальной навигации на «ближнем» радиоканале (УПЕ-1) устанавливается в кабине водителя транспортного средства (взаимодействует с УКП). Устройство подвижной единицы на базе спутниковой навигации на «дальнем» радиоканале (УПЕ-2) взаимодействует с базовой радиостанцией.

К компьютеру диспетчерского пункта подключается базовая радиостанция, которая опрашивает (через заданные интервалы времени) все транспортные средства, считывает координаты их местонахождения и показывает диспетчеру текущее расположение автомобилей на электронной видеограмме (карте) местности. Кроме этого диспетчер имеет голосовую связь с водителями и может передать им любую информацию: об изменении режима работы на линии и т.д.

В АСДУ-РН средства связи протоколы передачи данных обеспечивают обмен речевыми сообщениями и данными в следующих режимах:

− передача данных в адрес заданного пользователя;

− передача данных в адрес группы пользователей;

− циркулярная передача данных;

− двусторонний обмен речевыми сообщениями;

− циркулярная передача речевых сообщений;

− передача информации для пассажиров;

− обмен данными в режиме электронной почты;

− удаленный доступ к базам данных.

УПЕ (в случае передачи информации через контрольные пункты) обеспечивает формирование и передачу на УКП сигнала следующего вида: i=f(a,b,c,d) , где i – информационная посылка, включающая: a – код маршрута; b – код ПЕ; c – признак смены водителя; d – заполняемость салона (если проводится обследование пассажиропотоков). На каждом маршруте, в зависимости от егопротяженности устанавливается ряд УКП. УКП устанавливаются на остановочных пунктах, обладающих значительным пассажирообменом, на пересечениях с другими маршрутами и в их конце.

УКП предназначены для приема информации с УПЕ и ретрансляции ее по каналам связи (КС) на центральную диспетчерскую станцию (ЦДС). Передача информации с УПЕ на УКП производится через эфир при помощи индуктивных контуров, которые устанавливается, например, под дорожным полотном недалеко от мест дислокации УКП. Одно УКП может обслуживать до 8 маршрутов, поэтому его экономически целесообразно устанавливать на пересечениях маршрутов.

.

Рисунок 2- Структура комплекса технических средств АСДУ-ГПТ.

По прибытии ПЕ на остановочный пункт, совмещенный с УКП, включается передатчик УПЕ и на УКП передается информация, которая по КС через УСПО передается на УВК.

Аппаратура ЦДС, включающая УСПО, УВК, РС, осуществляет прием и обработку информации, поступающей с УПЕ с целью выявления фактов отклонения движения подвижного состава от расписаний.


Наши рекомендации