Глава 21. Выполнение полетов

226. Выполняемые полеты должны быть безопасными, эффективными и регулярными (для воздушных судов гражданской авиации).
227. Полеты воздушных судов по воздушным трассам и установленным маршрутам, в районах выполнения авиационных работ, в районах аэродромов (аэроузлов) выполняются:
1) по правилам полетов по приборам (далее - ППП);
2) по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) и визуального захода на посадку (далее - ПВЗП).
228. При выполнении полета члены экипажа обязаны руководствоваться настоящими Правилами, РЛЭ данного типа ВС, Инструкцией по взаимодействию и технологией работы членов экипажа, а также другими нормативными документами, регламентирующими выполнение полетов.
229. Члены летного состава экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, должны быть пристегнуты к сиденьям кресел привязными ремнями. Лица обслуживающего персонала должны быть пристегнуты привязными ремнями при выполнении взлета и посадки. Пассажиры должны быть пристегнуты от начала выруливания до набора эшелона (высоты) полета и от начала снижения до заруливания на стоянку, а также во всех случаях по требованию командира воздушного судна.
230. Командиру воздушного судна разрешается кратковременно оставлять рабочее место при благоприятных условиях полета. В этом случае воздушным судном управляет второй пилот, а остальные члены экипажа должны находиться на своих рабочих местах. Выходить из кабины экипажа разрешается кратковременно, не более чем одному члену экипажа и в любом случае по разрешению командира воздушного судна. При выходе одного из пилотов на воздушных судах с двухчленным экипажем, в кабину обязан зайти один из бортпроводников для немедленного вызова отсутствующего пилота в случае внезапного ухудшения самочувствия пилотирующего пилота. Бортпроводнику запрещается занимать кресло пилота.
231. Члены экипажа могут оставлять свои рабочие места только с разрешения командира воздушного судна.
232. На рубежах, установленных РЛЭ воздушных судов, члены экипажа обязаны проверить готовность к выполнению очередного этапа полета по карте контрольных проверок.
233. При выполнении полета один из пилотов обязан постоянно осуществлять контроль за положением воздушного судна в пространстве. При полете с включенным автопилотом член экипажа, управляющий воздушным судном, перед началом выполнения маневра должен предупредить об этом экипаж.
234. Экипаж обязан немедленно сообщить диспетчерскому органу ОВД об усложнении условий полета, наблюдаемых опасных метеоявлениях, опасных сближениях с воздушными судами и другими материальными объектами.
235. В тех случаях, когда воздушное судно имеет исправный приемоответчик, пилот использует этот приемоответчик во время всего полета, независимо от того, находится ли воздушное судно в пределах или вне пределов воздушного пространства, где ВОРЛ используется для целей ОВД в соответствии с РЛЭ ВС.
В случаях, указанных применительно к аварийной обстановке, отказу связи или незаконному вмешательству, пилот:
1) использует приемоответчик и выбирает режимы и коды, указываемые отдельно соответствующим органом ОВД, с которым устанавливается связь; или
2) использует приемоответчик, применяя те режимы и коды, которые предписаны на основе региональных аэронавигационных соглашений; или
3) при отсутствии каких-либо указаний органов ОВД или региональных аэронавигационных соглашений использует приемоответчик в режиме А, установив код 2000;
4) в тех случаях, когда воздушное судно имеет исправный приемоответчик, работающий в режиме С, пилот непрерывно использует этот режим, если орган ОВД не дает ему других указаний.
236. В аэропортах, оснащенных системой передачи информации ATIS, в процессе предстартовой и предпосадочной подготовки экипаж должен прослушивать информацию и докладывать об этом диспетчеру ДПП, ДПК при прилете и при вылете диспетчером ДПР (Вышка) в установленном порядке.
Доклад экипажа ВС о получении информации ATIS означает, что он согласен с той системой захода на посадку, которая начитана в ATIS, в противном случае он должен запросить другой заход.
237. Передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому производится с разрешения ДПР (Вышка). Передвижение осуществляется по маркировочной разметке, в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой движения и при наличии непрерывной двусторонней связи с диспетчером аэродромного пункта ОВД.
238. Буксировка воздушного судна днем и ночью осуществляется в соответствии с установленными правилами, с включенными аэронавигационными и проблесковыми огнями.
Ответственность за безопасность буксировки несет лицо инженерно-авиационной службы (далее - ИАС), руководящее буксировкой.
239. Запуск двигателей производится с разрешения диспетчера ДПР (Вышка) на стоянках, участках рулежной дорожки (далее - РД) или специально оборудованных площадках, определенных Инструкцией по производству полетов на данном аэродроме.
240. Выруливание с места стоянки и заруливание на место стоянки выполняется по сигналам ответственного лица ИАС или дежурного по сопровождению, руководящего движением воздушного судна с разрешения диспетчера аэродромного пункта ОВД.
Указанные лица несут ответственность за безопасность движения воздушного судна с места стоянки или на место стоянки.
241. Воздушное судно должно быть установлено на стоянку точно по маркировочным знакам. Командир воздушного судна обязан сообщить диспетчеру ДПР (ОВД, Вышка) в случае, если воздушное судно поставлено на стоянку не по разметке.
242. Диспетчер ДПР (Вышка), управляющий движением воздушного судна по аэродрому, несет ответственность за:
1) правильность передаваемой информации об ограничениях на маршрутах руления;
2) условия руления и выдачу разрешения на передвижение по установленной или указанной схеме движения;
3) информацию о взаимном расположении воздушных судов, в том числе и следующих по одному маршруту при рулении в условиях ограниченной видимости (менее 400 м). На аэродромах и площадках, где отсутствует диспетчерский орган ОВД службы движения, ответственность за выбор маршрута руления и безопасность передвижения несет командир воздушного судна.
243. В начале руления командир (пилот) воздушного судна обязан проверить эффективность действия тормозов.
Руление выполняет командир воздушного судна, либо по его указанию, второй пилот.
Члены экипажа при рулении обязаны следить за окружающей обстановкой и предупреждать командира о наблюдаемых препятствиях.
При обнаружении на маршруте руления препятствий, создающих помеху движению командир (пилот) воздушного судна обязан остановиться, если нет возможности принять меры по предупреждению столкновения и доложить о наличии препятствий диспетчеру ДПР (Вышка).
244. Скорость руления выбирается командиром (пилотом) воздушного судна в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта), наличия препятствий и условий видимости.
245. Руление воздушного судна ночью, а также днем при видимости 2000м и менее осуществляется с включенными аэронавигационными огнями и фарами.
Проблесковые маяки днем и ночью должны быть включены от начала запуска двигателей перед выруливанием и до их остановки после заруливания воздушного судна, в соответствии с РЛЭ.
246. Пересекать или занимать ВПП и РД при рулении (буксировке) без разрешения диспетчера ДПР, СДП (Вышка) запрещается.
247. При рулении воздушных судов навстречу друг другу их командиры (пилоты) обязаны уменьшить скорость руления до минимальной и, держась правой стороны, разойтись левыми бортами, соблюдая безопасные интервалы.
При сближении на пересекающихся курсах пилот, видящий другое воздушное судно справа, должен прекратить руление, остановиться и пропустив воздушное судно, продолжить руление по своему маршруту. Обгон воздушных судов на площади маневрирования аэродрома запрещается.
248. До занятия воздушным судном исполнительного старта на ВПП пилот должен получить по каналу ATIS или от диспетчера ДПР (Вышка) информацию об условиях взлета, выхода из района аэродрома и другие сведения (по запросу).
249. Взлет воздушного судна производится, как правило, от начала ВПП. Выполнять взлет не от начала ВПП разрешается, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме, экипаж произвел все необходимые в этом случае расчеты для выполнения безопасного взлета не от начала ВПП и получил диспетчерское разрешение от соответствующего диспетчерского пункта ОВД.
250. В условиях ограниченной видимости (ночью или днем в сложных метеоусловиях) диспетчерское разрешение на взлет не от начала ВПП выдается экипажу воздушного судна только в том случае, если диспетчер СДП (Вышка) имеет достоверную информацию об отсутствии препятствий на ВПП.
251. Порядок осмотра ВПП перед взлетом воздушного судна и получение информации об отсутствии препятствий на ВПП указываются в инструкции по производству полетов на данном аэродроме и в технологиях работы диспетчеров ОВД.
252. Взлет производится после доклада экипажа воздушного судна о готовности к взлету и получения разрешения на взлет от диспетчера СДП (Вышка). На аэродроме (посадочной площадке), где нет диспетчерского органа ОВД, взлет производится по решению командира (пилота) воздушного судна.
253. Взлет выполняет командир воздушного судна или второй пилот, если это предусмотрено заданием на полет.
254. При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета если, не достигнута скорость принятия решения о продолжении взлета, взлет должен быть немедленно прекращен.
255. Взлет воздушного судна ночью производится, как правило, с включенными фарами. Если при включении фар создается световой экран, ухудшающий видимость, взлет по решению командира (пилота) воздушного судна может производиться с выключенными фарами.
256. Взлет при попутном ветре в допустимых пределах разрешается, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме и РЛЭ воздушного судна.
257. При пересечении высоты перехода экипаж обязан перевести шкалы давления барометрических высотомеров на отсчет 760 мм. рт. ст. (1013,2 мб.) и проверить показания высотомеров, с учетом поправок.
258. Набор заданного эшелона (высоты) полета производится по указанию диспетчера службы ОВД в соответствии с установленной схемой выхода на маршрут полета на режимах, определенных РЛЭ данного воздушного судна.
При невозможности занятия заданного эшелона (высоты) к установленному или заданному рубежу пилот обязан своевременно информировать об этом диспетчера службы ОВД.
259. По окончании набора заданного эшелона экипаж должен сверить показания высотомеров в соответствии с установленными правилами, и доложить диспетчерскому органу ОВД о занятии эшелона.
260. При полете по маршруту экипаж (пилот) обязан выдерживать направление полета в пределах установленной ширины воздушной трассы, (маршрута), следить за выдерживанием заданного эшелона высоты полета и постоянно знать местонахождение своего воздушного судна.
261. Изменение маршрута, эшелона (высоты) полета и времени пролета контрольных ориентиров производится с разрешения диспетчера службы ОВД, под непосредственным управлением которого осуществляется полет.
Отклонения от заданного маршрута и изменение эшелона (высоты) полета разрешаются только в случаях обхода зон опасных метеоявлений, отказа авиационной техники или вынужденной посадки по согласованию с диспетчером службы ОВД.
262. При подходе к району аэродрома, перед началом снижения с эшелона (высоты) полета или до входа воздушного судна в район аэродрома посадки, при полете ниже нижнего эшелона, экипаж (пилот) воздушного судна проводит предпосадочную подготовку. Объем предпосадочной подготовки определяется, исходя из конкретных условий предстоящей посадки, а также при входе в район аэродрома, командир воздушного судна обязан сообщить диспетчеру ОВД свое местонахождение, высоту полета и получить от него условия снижения для входа в зону взлета и посадки.
263. При изменении направления действующей ВПП (курса посадки) или возникновении условий, требующих изменения ранее принятых решений, экипаж (пилот) обязан провести дополнительную подготовку и повторную проверку выполнения последовательных операций по карте контрольных проверок.
264. Снижение воздушного судна с заданного эшелона (высоты) полета выполняется по разрешению диспетчера службы ОВД с докладом экипажа (пилота) о начале снижения до установленного (указанного) рубежа. При невозможности занятия заданного эшелона (высоты) полета к установленному или заданному диспетчером ОВД рубежу экипаж обязан своевременно информировать об этом диспетчера службы ОВД.
265. При одновременном визуальном заходе на посадку двух однотипных воздушных судов преимущество совершить посадку первым имеет воздушное судно, летящее впереди, слева или ниже.
266. Перед заходом на посадку экипаж воздушного судна обязан выполнить операции в соответствии с требованием РЛЭ.
267. При перелетах на посадочные площадки, где отсутствуют диспетчерские органы ОВД, перед заходом на посадку командир (пилот) воздушного судна обязан:
1) выполнить контрольный заход для осмотра площадки, определения ее состояния и пригодности к посадке;
2) передать на частоте связи диспетчерского пункта ОВД, в районе которого он находится, место и магнитный курс посадки; после приземления сообщить органу ОВД ближайшего аэродрома (при наличии с ним связи) о посадке и предполагаемом времени вылета. Если не удалось доложить о посадке, экипаж должен передать время посадки, используя частоту РОВД, ДПП через высотные воздушные суда или сообщить как можно быстрее по телефону в ближайший орган ОВД, для передачи информации в соответствующий орган.
268. Экипаж (пилот) обязан доложить диспетчеру аэродромного пункта ОВД о готовности к посадке до пролета ВПР, но на удалении не менее 1000 м от порога ВПП и получить разрешение на посадку.
269. Диспетчерское разрешение на посадку выдается соответствующим аэродромным пунктом ОВД экипажу воздушного судна только в том случае, если получена достоверная информация об отсутствии препятствий на ВПП.
Порядок осмотра ВПП перед посадкой воздушных судов и получения информации об отсутствии препятствий на ВПП указывается в инструкциях по производству полетов на данном аэродроме и в технологиях работы диспетчеров ОВД.
270. При полете на участке предпосадочной прямой командир (пилот) воздушного судна обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если возникнут условия, не обеспечивающие безопасность посадки (опасные метеоявления, появление препятствий на летной полосе, непосадочная конфигурация, явные и значительные отклонения по курсу или глиссаде).
271. Командиру (пилоту) воздушного судна предоставляется право выполнения повторных заходов на посадку до появления условий, позволяющих выполнить посадку без нарушения минимумов и в случае, если аэронавигационный запас топлива, после повторных заходов, обеспечивает уход на запасной аэродром с ВПР.
272. Посадка воздушных судов выполняется, как правило, с
включенными фарами. При посадке в тумане и других метеоявлениях, создающих световой экран, высота включения фар и порядок их использования определяется командиром (пилотом) воздушного судна.
273. Посадка воздушных судов при попутном ветре в пределах допустимых пределов разрешается, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме и РЛЭ воздушного судна.
274. Экипаж обязан производить посадку воздушного судна в зоне приземления в пределах установленных нормативов.
275. В период между заходом и восходом солнца или в любой другой период, который может быть установлен соответствующим полномочным органом ОВД, на всех воздушных судах, находящихся в полете, включаются следующие огни:
1) огни предотвращения столкновения, предназначенные для привлечения внимания к воздушному судну;
2) аэронавигационные огни, предназначенные для указания наблюдателю относительной траектории полета воздушного судна, и не включаются другие огни, если они могут быть по ошибке приняты за указанные огни.
276. В период между заходом и восходом солнца или в любой другой период, установленный соответствующим полномочным органом:
1) на всех воздушных судах, передвигающихся на рабочей площади аэродрома, включаются аэронавигационные огни, предназначенные для указания наблюдателю относительной траектории движения воздушного судна, и не включаются другие огни, если они по ошибке могут быть приняты за указанные огни;
2) за исключением постоянного или какого-либо другого соответствующего освещения, на всех воздушных судах, находящихся на рабочей площади аэродрома, включаются огни, предназначенные для указания габаритов их конструкции;
3) на всех воздушных судах, эксплуатируемых на рабочей площади аэродрома, включаются огни, предназначенные для привлечения внимания к воздушному судну;
4) на всех воздушных судах с работающими двигателями, находящимися на рабочей площади аэродрома, включаются огни, предназначенные для указания того, что их двигатели работают.
277. Пилоту разрешается отключать или уменьшать интенсивность любых проблесковых огней, установленных для удовлетворения требованиям пунктов 276, 277, если они:
1) отрицательно сказываются или могут отрицательно сказываться на удовлетворительном выполнении его обязанностей; или
2) вызывают или могут вызвать опасное ослепление внешнего наблюдателя.





Наши рекомендации