Выполнение полетов на вертолетах

Запуск, прогрев и опробование двигателей производится на ПП с учетом скорости и направления ветра, не превышающим ограничения РЛЭ для каждого типа вертолета.

Руление по РД вертолетных ПП запрещено из-за уклонов.

Заруливание и выруливание на перрон разрешается производить на (с) ПП №14.

Взлет и посадка вертолетов может производиться с (на) ИВПП и вертолетных ПП. Взлет и посадку с (на) ИВПП разрешается производить «в зоне влияния воздушной подушки» в секторе от 350° до 195° при отсутствии снежного вихря. Взлет и посадка с вертолетных ПП производится «вне зоны влияния воздушной подушки», как правило, против ветра.

Загрузка и выгрузка ВС производится непосредственно на вертолетных посадочных площадках.

Взлет и посадка на вертолетную ПП № В1 производится, как правило,

против ветра, без использования влияния воздушной подушки, в секторе 030 – 240 градусов. Если при взлете против ветра не исключается пролет над ангаром и аэродромными сооружениями, выполняется перемещение на ИВПП.

В случае невозможности выполнения взлета (посадки) ВС MD-902 (900) и R-44 с (на) МС В1 буксировку ВС осуществлять силами, средствами и под ответственностью подготовленных специалистов владельца ВС с соблюдением всех правил буксировки .

Загрузка и выгрузка ВС производится непосредственно на вертолетных посадочных площадках.

Взлеты и посадки с вертолетных ПП №№ В4-В14 в направлении склада ГСМ и аэродромных сооружений в секторе 160° - 240°и 270° - 320° ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

Если при взлете против ветра не исключается пролет над складом ГСМ и аэродромными сооружениями, выполняется перемещение на ИВПП.

При выполнении взлета, посадки вертолетов на вертолетные ПП ответственность за безопасность производства взлетов и посадок возлагается на КВС.

Висение и перемещение вертолета на высоте до 10 м разрешается при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира вертолета.

Полеты с грузом на внешней подвеске разрешается выполнять с вертолетных ПП № 4, 13. Пролет вертолета с грузом на внешней подвеске над зданиями, сооружениями и воздушными судами ЗАПРЕЩЕН.

Пригодность вертолетных ПП к полетам ежедневно определяет инженер аэродромной службы.

Взлет и посадку вертолетов с вертолетных ПП разрешается производить днем при минимуме погоды - нижняя граница облаков 300м, дальность видимости 2000м.

Внеочередной заход на посадку.

Осуществляется по прямоугольному маршруту схемы захода на посадку или в соответствии с указаниями органа ОВД. (Приложение 9.5).

Заход на посадку при отказе радиосвязи.

Осуществляется выходом ВС на ДПРМ на своем эшелоне полета с дальнейшим снижением до высоты круга в зоне ожидания методом двух спаренных разворотов на 180°, время полета 1 минута, все развороты левые. (Приложение 9.5).

Полеты в зоне ожидания.

Для обеспечения возможности регулирования очередности захода на посадку ВС установлена зона ожидания над ДПРМ аэродрома Новокузнецк с МК=193° (Приложение 9.5 ).

Нижний эшелон в зоне ожидания установлен 1500м при стандартных условиях (Раэр=732 мм.рт.ст. Т=15°С). Минимальные интервалы вертикального эшелонирования в зоне ожидания установлены через 300м по давлению 760мм.рт.ст.до эшелона 4500м (от 1500м до 4500м в диспетчерском районе).

Полеты в зоне ожидания с МК=193° выполняются методом двух спаренных разворотов на 180°. Время полета от траверза ДПРМ до начала разворота - 1 минута, все развороты левые.

Полеты ВС в зоне ожидания на эшелонах выполняются на скоростях по прибору согласно РЛЭ.

Для ВС 4 кл. и вертолетов порядок полетов в ЗО показан на схеме аэродромных ЗО и тренировок (Приложение 9.3).

Технология работы

Диспетчера диспетчерского пункта подхода (ДПП Новокузнецк)

Кузбасского Центра ОВД

Общие положения

1.1 Настоящая Технология разработана на основании положений СТО-ГК-0001-042 «Порядок разработки, согласования, утверждения, ввода в действие, внесения изменений в технологии работы диспетчеров ОВД, диспетчеров ГОПВД органов ОВД, предоставляющих аэродромное диспетчерское обслуживание, диспетчеров ПИВП оперативных органов ЕС ОрВД», в развитие положений Воздушного Кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», Федеральных авиационных правил «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», с учётом местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения и технической документации системы наблюдения КСА УВД «Альфа»», и определяет перечень основных обязательных действий диспетчера при выполнении им служебных функциональных обязанностей.

1.2 Полное наименование диспетчерского пункта: диспетчерский пункт подхода (ДПП) Новокузнецк, дополнительно выполняющий функции диспетчера круга (ДПК), руления (ДПР) и местного диспетчерского пункта (МДП).

Сокращенное наименование диспетчерского пункта: ДПП.

1.3 Диспетчер ДПП осуществляет диспетчерское обслуживание, полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение воздушных судов всех ведомств с использованием средств РТОП и авиационной электросвязи, докладов экипажей ВС, радиооператора службы ЭРТОС.

Задачами обслуживания воздушного движения являются:

а) предотвращение столкновений между воздушными судами;

б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;

в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;

г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;

д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

1.4 ДПП состоит из одного рабочего места. Режим работы круглосуточный. Диспетчерам ДПП устанавливается сменная работа в соответствии с графиком сменности с соблюдением требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. № 10.

1.5 Диспетчер ДПП непосредственно подчиняется начальнику диспетчерских пунктов, оперативно подчиняется руководителю полетов (старшему диспетчеру).

1.6 ДПП оснащен следующим оборудованием:

- пульт диспетчера «Пульт-А»;

- комплекс средств автоматизации КСА УВД «Альфа», получающий информацию от ОРЛ-А «Экран-85ТК», ОРЛ-Т «1РЛ-139-2», АРП «Платан»;

- дистанционные органы управления радиостанциями ОВЧ диапазона;

- аппаратура громкоговорящей связи СКРС «Мегафон»;

- аппаратура телефонной связи;

- аппаратура сигнализации занятости ВПП;

- оборудование отображения метеоинформации КРАМС;

- средство отображения (ВИУ) АМИС-РФ, система отображения СВИП АТИС;

- автоматическая звуковая и световая сигнализация исправности посадочных систем;

- бинокль;

- часы цифровые электронные.

1.6.1 Обслуживание воздушного движения осуществляются по Всемирному координированному времени (УТЦ).

1.6.2 Часы и другие регистрирующие время приборы в органах обслуживания воздушного движения по мере необходимости проверяются для обеспечения того, чтобы они показывали время с точностью в пределах ±30с от УТЦ.

1.7 В качестве основного средства отображения информации при ОВД используется модуль отображения динамической воздушной обстановки КСА УВД «Альфа».

Минимальный объем картографической информации на мониторе КСА УВД «Альфа»:

- граница зоны ответственности;

- воздушные трассы;

- коридоры входа/выхода;

- контрольные ориентиры коридоров входа/выхода;

- маршруты (схемы) выхода и захода на посадку;

- пункты обязательного донесения.

Минимальный объем дополнительной информации на мониторе КСА УВД «Альфа»:

- частоты смежных диспетчерских пунктов;

- окно «информация КДП»;

- окно текущего времени;

- окно текущего состояния;

- окно КРАМС.

Минимальные настройки формуляра сопровождения:

- код ответчика (позывной);

- высота текущая;

- высота заданная.

Минимальные параметры настройки звуковой и визуальной сигнализации предупреждений ПКС и КС (окно «текущее состояние КС и ПКС»):

- интервал звуковой сигнализации КС – 5 секунд;

- интервал звуковой сигнализации ПКС – 10 секунд;

- флаги должны быть установлены при нарушении интервалов на «отображении», «формуляре», «звуковой сигнализации»;

- флаги должны быть установлены при ПКС на «отображении», «формуляре», «звуковой сигнализации».

Последовательностьопераций и порядок использования аппаратуры определен технической документацией КСА УВД “АЛЬФА” Книга 3. “Руководство пользователя”.

В период дежурства диспетчер ДПП использует основной монитор КСА УВД «Альфа» для отображения воздушной обстановки.

При отказе основного монитора диспетчер осуществляет ОВД, используя резервный монитор.

Примечание: При переходе на резервный комплект КСА УВД «Альфа» произвести процедуру приема дежурства, согласно пункта 2.4 данной Технологии.

При работе с основного комплекта на резервном комплекте должна стоять учетная запись «Неизвестный».

При отказе резервного монитора диспетчер осуществляет ОВД согласно п.6.2.6 настоящей Технологии.

1.7.1 Для обеспечения речевого взаимодействия между диспетчером ДПП, экипажем воздушного судна и смежными диспетчерскими пунктами используется СКРС «Мегафон».

СКРС «Мегафон» обеспечивает следующие виды связи:

- двухстороннюю радиосвязь между диспетчером и экипажами воздушных судов;

- прослушивание радиообмена смежных диспетчерских пунктов;

- внутреннюю громкоговорящую (телефонную) связь между абонентами СКРС.

Порядок и последовательность операций при использовании СКРС «Мегафон» определен «Руководством пользователя СКРС «Мегафон».

В период дежурства диспетчер ДПП использует основной комплект СКРС «Мегафон».

При отказе основного комплекта диспетчер переходит на резервный комплект.

В случае отказа резервного комплекта СКРС «Мегафон» диспетчер ДПП для ведения радиосвязи «диспетчер-экипаж» использует аккумуляторную радиостанцию, а для связи с внутренними абонентами – телефон.

1.7.2 В случае отказа основной радиостанции ОВЧ диапазона диспетчер ДПП для ведения радиосвязи «диспетчер-экипаж» использует резервную радиостанцию, которая включается через СКРС «Мегафон». В случае отказа основной и резервной радиостанций, диспетчер включает и использует в работе аккумуляторную радиостанцию.

1.8. Обслуживание воздушного движения осуществляется путем передачи органами ОВД экипажам воздушных судов диспетчерских указаний, разрешений, рекомендаций и информации.

1.8.1 Диспетчер ДПП, осуществляющий диспетчерское обслуживание должен располагать информацией о предполагаемом движении каждого воздушного судна или его изменениях, а также последней информацией о фактическом ходе полета каждого воздушного судна, в соответствии с которой:

- определяет сравнительное местоположение воздушных судов (о которых он оповещен) относительно друг друга;

- принимает решения по обеспечению установленных интервалов эшелонирования и предотвращению столкновений воздушных судов в воздухе и на земле;

- при необходимости согласовывает свои действия с диспетчерами смежных органов ОВД, в случаях, когда обслуживаемое воздушное судно может создать конфликтную ситуацию с другими воздушными судами, выполняющими полет под контролем диспетчеров смежных органов ОВД, а также перед передачей воздушного судна им на обслуживание воздушного движения.

Диспетчер ДПП должен знать и использовать при обслуживании воздушного движения утверждение планов полетов (ПЛН), заявки на ПИО и другую информацию в поступающих на рабочее место телеграммах согласно ТС.

1.8.2Порядок ведения радиообмена диспетчера ДПП с экипажами ВС, автотранспортными и аэродромными средствами, диспетчерами смежных диспетчерских пунктов и службами, обеспечивающими полеты установлен Федеральными авиационными правилами «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», утверждённые приказом Минтранса России от 26 сентября 2012г. № 362 (зарегистрирован Минюстом России 9 апреля 2013 г., регистрационный № 28047), рекомендуемой практики ИКАО и Doc4444 и Doc9432.

1.8.3 Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением произношения отдельных слов, четкой дикцией, исключением слов-паразитов и звуков запинания. Допускается использование слов приветствия и благодарности.

1.8.4Если экипаж воздушного судна не повторил переданное диспетчером сообщение, то во избежание неправильного его понимания диспетчер ДПП обязан потребовать от экипажа повторения следующих сообщений:

- сообщений, отличающихся от типовых или требующих изменения ранее принятого решения (или задания на полет);

- указания и разрешения органа ОВД относительно маршрута полета;

- указания и разрешения относительно ожидания перед ВПП;

- рабочее направление ВПП, установки высотомера, кодов ВОРЛ, эшелона полета, указания относительно курса и скорости, переданные диспетчером или указанные в сообщениях АТИС, эшелоны перехода;

- указания и разрешения на вход в конкретную зону (район) ответственности диспетчерского пункта (сектора).

Когда при передаче допускается ошибка, произносится фраза “Даю поправку”, а затем повторяется последняя правильная группа или фраза, после чего передается правильный вариант.

Если экипаж воздушного судна повторил разрешение или указание неправильно, диспетчер передает слово “Ошибка”, за которым следует содержание правильного разрешения или указания.

1.8.5 При получении сведений об ухудшении метеоусловий, об ограничении, прекращении (APZ) или о возобновлении приема (APW) воздушных судов на аэродроме назначения (запасном аэродроме) диспетчер ДПП сообщает соответствующим экипажам воздушных судов, находящихся в его зоне ответственности.

1.8.6 При введении процедуры выполнения полетов в условиях ограниченной видимости диспетчер дополнительно руководствуется «Инструкцией по организации обеспечения полетов в условиях ограниченной видимости на аэродроме Новокузнецк». Сообщение о введении процедуры доводится до экипажей ВС, находящихся на связи, за исключением тех случаев, когда известно, что воздушное судно уже получило эту информацию.

1.8.6.1 Для обеспечения безопасного продольного интервала при рулении после введения процедуры выполнения полетов в условиях ограниченной видимости устанавливается следующий порядок:

- РД «Альфа» считается свободной, когда ВС по докладу экипажа займет предварительный старт ВПП 19/01;

- РД «Браво» считается свободной, когда ВС по докладу экипажа займет ВПП 19/01.

1.8.6.2 В период действия «Процедур при ограниченной видимости» допускается наличие не более одного ВС на РД или ВПП.

1.8.7С целью упорядочения и ускорения движения воздушных судов в своей зоне ответственности диспетчеру разрешается:

- изменять режимы поступательных и/или вертикальных скоростей в допустимых для данного типа ВС пределах;

- задавать траектории полёта воздушным судам в границах района аэродрома методом векторения с соблюдением установленных ограничений (запретов) и обязательной информации экипажей воздушных судов о предпринимаемых действиях;

- использовать зоны ожидания.

1.8.8Регулирование очерёдности осуществляется с учётом приоритетов.

1.8.8.1Очередность взлета воздушного судна определяется суточным планом полетов.

1.8.8.2При определении очередности посадки диспетчеру ДПП следует исходить из необходимости предоставления посадки воздушным судам:

а) выполняющим вынужденную (экстренную) посадку;

б) экипажи которых сообщили, что предполагается выполнение посадки по причинам, влияющим на безопасность полета данного воздушного судна (отказ двигателя, минимальный запас топлива, ухудшение метеоусловий и т. д.);

в) на борту которых находятся лица, нуждающиеся в срочной медицинской помощи;

г) занятым в поисково-спасательных операциях;

д) выполняющим полет в составе группы;

е) с пассажирами.

1.8.8.3 Воздушное судно, уже находящееся на каком-либо крейсерском эшелоне, как правило, пользуется правом первоочередности по отношению к другим воздушным судам, запрашивающим этот крейсерский эшелон.

В том случае, когда на одном крейсерском эшелоне находятся несколько воздушных судов, правом первоочередности, как правило, пользуется воздушное судно, следующее впереди.

Когда несколько воздушных судов запрашивает одну и ту же высоту (эшелон) полета, то преимущество в занятии данной высоты (эшелона) полета, как правило, имеет воздушное судно, выполняющее полет на большую дальность.

1.8.9 По запросу экипажа воздушного судна диспетчер ДПП принимает меры для получения и последующего предоставления данному экипажу воздушного судна необходимой метеорологической информации на маршрутах ОВД, в районах авиационных работ, аэродромах назначения и запасных аэродромов, а также информации об их техническом состоянии.

1.8.10 Диспетчер ДПП должен иметь в своем распоряжении для передачи на борт воздушных судов текущих значений давлений аэродрома (QFE и QNH) и QNH района для установки высотомера.

1.8.11 Лидирование воздушных судов специально оборудованной средствами связи и светосигнальным устройством машиной сопровождения производить по требованию экипажа.

1.8.12 Запрещается выключать звуковую сигнализацию «КС» КСА УВД «Альфа», за исключением случаев выполнения групповых полетов.

1.8.13 Запрещается выключать прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц.

1.8.14 Запрещается препятствовать проведению видеонаблюдения за процессом ОВД на рабочем месте диспетчера.

1.9 Диспетчер ДПП взаимодействует с диспетчером группы обеспечения планирования воздушного движения (далее по тексту – диспетчер ГОПВД), РП, диспетчерами СДП Новокузнецк, РЦ ЕС ОрВД Новосибирск, РЦ ЕС ОрВД Красноярск, ДПП Кемерово, МДП Барнаул, ДПК Абакан, ЦПИ Томск. Взаимодействие со смежными органами ОВД осуществляется по проводным, спутниковым каналам связи и каналам ВЧ радиосвязи.

При необходимости оказывает им помощь в обнаружении воздушных судов и установлении связи.

Диспетчер ДПП при выполнении своих функциональных обязанностей взаимодействует с диспетчером ПДСП, службой ЭРТОС, метеорологическими органами АМСГ Новокузнецк.

Наши рекомендации