Анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании

Основным показателем работы предприятия и рабочего персонала в частности – является производительность труда, она позволяет понять на каком уровне развития находится предприятие, каков вклад работников в это развитие.

Динамика производительности труда в общественном питании в целом по республике и в разрезе областей представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Динамика производительности труда в общественном питании в целом по республике и в разрезе областей за 2015 – 2016 годы.

Наименование Среднесписочная численность работников, тыс. чел. Нагрузка на 1 работника, тыс. руб.
2015 год 2016 год % роста
Республика Беларусь 42,4 37,1 42,2 113,8
Области и г. Минск
Брестская 5,5 27,5 31,8 115,7
Витебская 5,6 26,3 30,6 116,1
Гомельская 6,0 30,3 33,8 111,8
Гродненская 4,2 29,8 33,2 111,3
г. Минск 12,7 52,0 59,2 114,0
Минская 4,7 39,7 45,0 113,2
Могилевская 3,6 32,1 36,7 114,1

Изучая нагрузку на 1 работника в отрасли общественного питания наблюдаем что наибольшее увеличение производительности труда произошло в Витебской области – на 16,1 % и Брестской области – на 15,7 %, это значительно больше, чем в г. Минске и в целом по республике. Темп роста производительности труда по республике и г. Минску составил 113,8 % и 114,0 % соответственно. Наименьший рост нагрузки на 1 работника общественного питания сложился в Гродненской области – 111,3 %.

Суть повышения производительности труда заключается в создании максимума продукта при минимуме труда, и поэтому повышение производительности труда в общественном питании способствует прогрессу отрасли.

Далее рассмотрим динамику экономических результатов деятельности общественного питания (таблица 7).

Таблица 7 – Динамика отдельных финансовых показателей общественного питания за 2015 – 2016 годы.

Наименование Рентабельность продаж, % Чистая прибыль, убыток (-), тыс. руб.
2015 год 2016 год % роста 2015 год 2016 год % роста
Республика Беларусь 4,0 4,4 110,0 117,3
Области и г. Минск
Брестская 0,6 1,1 183,3 107,6
Витебская 1,5 1,4 93,3 144,3
Гомельская 3,1 3,4 109,7 155,0
Гродненская 4,5 3,4 75,6 13,5
г. Минск 5,3 5,7 107,5 113,0
Минская 0,2 4,4 2200,0 -362 261,0
Могилевская 0,0 0,6 60,0 105,5

За анализируемый период финансовым результатом деятельности отрасли общественного питания была прибыль. Размер чистой прибыли увеличивается от года к году практически во всех областях республики и только в Гродненской области произошло значительное снижение – на 86,5 %. В целом по отрасли чистая прибыль возросла на 173 %.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики общественного питания и способности контролировать издержки. Рост показателя является свидетель­ством роста цен на продукцию при постоянных затратах на произ­водство реализованной продукции.

Из данных таблицы видно, что в 2016 году отрасль общественного питания как в целом по республике, так и в областях и г. Минску рентабельна. Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж общественного питания на 10 % по отношению к 2015 году. Однако, в Витебской и Гродненской областях произошло снижение данного показателя на 6,7 % и 24,4 %. Значительный рост показателя произошел в Минской области с 0,2 % в 2015 году до 4,4 % в 2016 году и в Брестской области на 83,3 %, что свидетельствует об эффективной работе сферы общественного питания в данных областях. На данную динамику оказывает влияние рост дохода от реализации при одновременном улучшении качества продукции и обслуживания потребителей.

Значительными резервами для роста финансовых показателей являются: увеличение объема выпуска продукции и продажи товаров; рост производительности труда; осуществление режима экономии; укрепление хозяйственного расчета; развитие прогрессивных форм обслуживания потребителей; сокращение звенности движения товаров, повышение эффективности использования материально-технической базы; совершенствование экономической работы на предприятиях общественного питания.

Таким образом, можно сделать вывод: отрасль общественного питания на 1 декабря 2016 года в Беларуси представлена 12 779 объектами, в которых одновременно могут разместиться 803 тысячи посетителей. Cоциальную направленность имеют 50% предприятий общественного питания республики, которые позволяют обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения.

Основным показателем оценки выполнения отраслью общественного питания социальных функций является обеспеченность населения местами в общедоступной сети. На 01.01.2016 года социальные стандарты как в целом по республике, так и в областях и по г. Минску не выдерживались. При нормативе (утвержденный Правительством республики) по республике – не менее 41,8 мест на 1000 человек, по г. Минску – не менее 51 места на 1000 человек обеспеченность населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания в целом по республике составила 40,5 мест на 1000 человек и 49,7 мест на 1000 человек по г. Минску. Что касается областей, то наиболее высокие показатели сложились в Витебской (38,8 мест), Могилевской (38,7 мест), Брестской (38,3 места) областях.

Объем товарооборота в 2016 году составил 1904,7 млрд. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году. Среди областей наибольший товарооборот в 2016 году наблюдается у г. Минска – это 43,8 %, наименьший товарооборот у Могилевской области – 7,1 %. Товарооборот общественного питания на душу населения в 2016 году составил 200,4 тыс. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году и на 19,4 % больше, чем в 2014 году.

Изучая нагрузку на 1 работника в отрасли общественного питания наблюдаем значительное увеличение производительности труда в Витебской области – на 16,1 % и Брестской области – на 15,7 %, это значительно больше, чем в г. Минске и в целом по республике. Темп роста производительности труда по республике и г. Минску составил 113,8 % и 114,0 % соответственно. Наименьший рост сложился в Гродненской области – 111,3 %. Размер чистой прибыли увеличивается от года к году практически во всех областях республики и только в Гродненской области произошло значительное снижение – на 86,5 %. В целом по отрасли чистая прибыль возросла на 173 %.

Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж общественного питания на 10 % по отношению к 2015 году. Однако в Витебской и Гродненской областях произошло снижение данного показателя на 6,7 % и 24,4 %. Значительный рост показателя произошел в Минской области с 0,2 % в 2015 году до 4,4 % в 2016 году и в Брестской области на 83,3 %, что свидетельствует об эффективной работе сферы общественного питания в данных областях.

Наши рекомендации