Анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании
Основным показателем работы предприятия и рабочего персонала в частности – является производительность труда, она позволяет понять на каком уровне развития находится предприятие, каков вклад работников в это развитие.
Динамика производительности труда в общественном питании в целом по республике и в разрезе областей представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Динамика производительности труда в общественном питании в целом по республике и в разрезе областей за 2015 – 2016 годы.
Наименование | Среднесписочная численность работников, тыс. чел. | Нагрузка на 1 работника, тыс. руб. | ||
2015 год | 2016 год | % роста | ||
Республика Беларусь | 42,4 | 37,1 | 42,2 | 113,8 |
Области и г. Минск | ||||
Брестская | 5,5 | 27,5 | 31,8 | 115,7 |
Витебская | 5,6 | 26,3 | 30,6 | 116,1 |
Гомельская | 6,0 | 30,3 | 33,8 | 111,8 |
Гродненская | 4,2 | 29,8 | 33,2 | 111,3 |
г. Минск | 12,7 | 52,0 | 59,2 | 114,0 |
Минская | 4,7 | 39,7 | 45,0 | 113,2 |
Могилевская | 3,6 | 32,1 | 36,7 | 114,1 |
Изучая нагрузку на 1 работника в отрасли общественного питания наблюдаем что наибольшее увеличение производительности труда произошло в Витебской области – на 16,1 % и Брестской области – на 15,7 %, это значительно больше, чем в г. Минске и в целом по республике. Темп роста производительности труда по республике и г. Минску составил 113,8 % и 114,0 % соответственно. Наименьший рост нагрузки на 1 работника общественного питания сложился в Гродненской области – 111,3 %.
Суть повышения производительности труда заключается в создании максимума продукта при минимуме труда, и поэтому повышение производительности труда в общественном питании способствует прогрессу отрасли.
Далее рассмотрим динамику экономических результатов деятельности общественного питания (таблица 7).
Таблица 7 – Динамика отдельных финансовых показателей общественного питания за 2015 – 2016 годы.
Наименование | Рентабельность продаж, % | Чистая прибыль, убыток (-), тыс. руб. | ||||
2015 год | 2016 год | % роста | 2015 год | 2016 год | % роста | |
Республика Беларусь | 4,0 | 4,4 | 110,0 | 117,3 | ||
Области и г. Минск | ||||||
Брестская | 0,6 | 1,1 | 183,3 | 107,6 | ||
Витебская | 1,5 | 1,4 | 93,3 | 144,3 | ||
Гомельская | 3,1 | 3,4 | 109,7 | 155,0 | ||
Гродненская | 4,5 | 3,4 | 75,6 | 13,5 | ||
г. Минск | 5,3 | 5,7 | 107,5 | 113,0 | ||
Минская | 0,2 | 4,4 | 2200,0 | -362 | 261,0 | |
Могилевская | 0,0 | 0,6 | 60,0 | 105,5 |
За анализируемый период финансовым результатом деятельности отрасли общественного питания была прибыль. Размер чистой прибыли увеличивается от года к году практически во всех областях республики и только в Гродненской области произошло значительное снижение – на 86,5 %. В целом по отрасли чистая прибыль возросла на 173 %.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики общественного питания и способности контролировать издержки. Рост показателя является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции.
Из данных таблицы видно, что в 2016 году отрасль общественного питания как в целом по республике, так и в областях и г. Минску рентабельна. Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж общественного питания на 10 % по отношению к 2015 году. Однако, в Витебской и Гродненской областях произошло снижение данного показателя на 6,7 % и 24,4 %. Значительный рост показателя произошел в Минской области с 0,2 % в 2015 году до 4,4 % в 2016 году и в Брестской области на 83,3 %, что свидетельствует об эффективной работе сферы общественного питания в данных областях. На данную динамику оказывает влияние рост дохода от реализации при одновременном улучшении качества продукции и обслуживания потребителей.
Значительными резервами для роста финансовых показателей являются: увеличение объема выпуска продукции и продажи товаров; рост производительности труда; осуществление режима экономии; укрепление хозяйственного расчета; развитие прогрессивных форм обслуживания потребителей; сокращение звенности движения товаров, повышение эффективности использования материально-технической базы; совершенствование экономической работы на предприятиях общественного питания.
Таким образом, можно сделать вывод: отрасль общественного питания на 1 декабря 2016 года в Беларуси представлена 12 779 объектами, в которых одновременно могут разместиться 803 тысячи посетителей. Cоциальную направленность имеют 50% предприятий общественного питания республики, которые позволяют обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения.
Основным показателем оценки выполнения отраслью общественного питания социальных функций является обеспеченность населения местами в общедоступной сети. На 01.01.2016 года социальные стандарты как в целом по республике, так и в областях и по г. Минску не выдерживались. При нормативе (утвержденный Правительством республики) по республике – не менее 41,8 мест на 1000 человек, по г. Минску – не менее 51 места на 1000 человек обеспеченность населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания в целом по республике составила 40,5 мест на 1000 человек и 49,7 мест на 1000 человек по г. Минску. Что касается областей, то наиболее высокие показатели сложились в Витебской (38,8 мест), Могилевской (38,7 мест), Брестской (38,3 места) областях.
Объем товарооборота в 2016 году составил 1904,7 млрд. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году. Среди областей наибольший товарооборот в 2016 году наблюдается у г. Минска – это 43,8 %, наименьший товарооборот у Могилевской области – 7,1 %. Товарооборот общественного питания на душу населения в 2016 году составил 200,4 тыс. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году и на 19,4 % больше, чем в 2014 году.
Изучая нагрузку на 1 работника в отрасли общественного питания наблюдаем значительное увеличение производительности труда в Витебской области – на 16,1 % и Брестской области – на 15,7 %, это значительно больше, чем в г. Минске и в целом по республике. Темп роста производительности труда по республике и г. Минску составил 113,8 % и 114,0 % соответственно. Наименьший рост сложился в Гродненской области – 111,3 %. Размер чистой прибыли увеличивается от года к году практически во всех областях республики и только в Гродненской области произошло значительное снижение – на 86,5 %. В целом по отрасли чистая прибыль возросла на 173 %.
Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж общественного питания на 10 % по отношению к 2015 году. Однако в Витебской и Гродненской областях произошло снижение данного показателя на 6,7 % и 24,4 %. Значительный рост показателя произошел в Минской области с 0,2 % в 2015 году до 4,4 % в 2016 году и в Брестской области на 83,3 %, что свидетельствует об эффективной работе сферы общественного питания в данных областях.