Технология торговых процессов.
ГЛАВА 2. «Торговое оборудование и инвентарь».
Тема: Мебель для торговых залов магазинов
Мебель -
Каждый тип оборудования состоит из комплекта пристенных, островных и привитринных горок, прилавков, прилавков – витрин, вешал, кассовых и примерочных кабин.
Пристенные и островные горки устроены так, что могут устанавливаться отдельными секциями или сплошным фронтом, предназначены для выкладки и продажи продовольственных и непродовольственных товаров.
Прилавки используют для отпуска различных товаров, для упаковки товаров.
Прилавки – витрины применяются для выкладки и продажи товаров они могут иметь застекленную верхнюю часть.
Кассовые кабиныявляются рабочим местом контролера – кассира, используются в магазинах самообслуживания.
Для перевозки товаров и продажи применяют тару – оборудование, к нему относятся:
-переносные и передвижные контейнеры,
- шкафы контейнеры и др.
Контейнеры загружают товарами и устанавливают в нижней части горок. Вспомогательные помещения оснащают оборудованием для хранения товаров (стеллажи, подтоварники, поддоны, лари для сыпучих товаров).
Тема: Торговый инвентарь – это приспособления, инструменты и приборы, применяемые в торговом процессе.Его делят на несколько групп:
1. Инвентарь для вскрытия тары и упаковки при помощи которого производиться вскрытие тары: гвоздодер, ножницы для выдергивания гвоздей, хоз. топоры, молотки, клещи, съёмники для обручей, бондарная сбойка, нож для вспарывания мешков;
2. Инвентарь для проверки размеров и качества товаров: пробоотборники для взятия проб товаров (овоскопы, виноскопы при помощи которых определяется качество яиц и вина), щитки для проверки электроприборов и лампочек и т.д.;
3. Для подготовки товаров к продаже: ножи (для разделки мяса, рыбы, гастрономические для резки колбасы, сыра, масла), утюги, гладильные доски, щётки одежные, обувные и др.;
4. Для выкладки и рекламы товаров (лотки для полуфабрикатов, подставки, корзины для показа товаров, дегустационные столы);
5. Для отборки товаров покупателями (корзины, тележки, щипцы, совочки и т.д.);
6. Счетный инвентарь (микрокалькуляторы, счеты конторские, наколки для чеков);
7. Вспомогательный инвентарь (для упаковки товаров): приспособления для упаковки обоев, резки шпагата, склеивающей лентой с держателем;
8. Санитарно – гигиенический инвентарь – это приспособления для уборки помещений;
9. Противопожарный инвентарь – используют для тушения пожаров – огнетушители, бочки с водой, ящики с песком, противопожарные щиты с набором различных инструментов (топоры, лопаты, багры).
Тема: Кассовые машины
Состоят машины из следующих основных механизмов:
Установочный– это набор клавишей, с помощью которых производится набор денежных сумм, установка шифра и счетчика, на котором должна быть отражена сумма и включение электропривода. В зависимости от типа машины на передней части расположены 3, 4 или 5 вертикально расположенных рядов суммовых клавишей. Каждый ряд состоит из девяти клавишей, на которых написаны цифры от 1до 9, при помощи клавишей 1-го правого ряда производиться набор единиц копеек, 2-го десятков копеек, 3-го единиц рублей и т. д. Чтобы исправить неправильно набранную сумму необходимо нажать на нужную клавишу в том же ряду. Клавиша гашения(С).
Индикаторный– служит для информации кассира и покупателя о набранной сумме, шифре, чека и номера счетчика. Различают индикаторы одного и двухсторонние, на которых сумма видна и кассиру и покупателю.
Счетный –Состоит из набора суммирующих, контрольных и операционных счетчиков:
Суммирующие – служат для автоматического подсчетанарастающим итогом денежных сумм, набранных на установочном механизме.
Контрольные - необходимы для учета операций, связанных с суммирующими счетчиками, они учитывают, сколько раз открывалась заслона суммирующих счетчиков.
Операционные - счетчики автоматически учитывают количество операции по выдаче чеков. Емкость операционных счетчиков 9999 операций. После достижения емкости операций счетчик переключается на нули.
Чекопечатающий -служит для печатания чека с необходимыми реквизитами и контрольной ленты, расположен с левой стороны машины.
Передаточный – предназначен для передачи набранных сумм на установочном механизме данных на суммирующие счетчики, печатающее устройство и индикатор.
Приводной – осуществляет приведение в действие всех узлов кассовой машины, и могут быть электрическим и ручным.
Блокирующий - это устройство блокирующее (запирающее) механизм включения машины при обрыве им отсутствии чековой или контрольной ленты. Автоматическое отключение блокировочного механизма происходит после заправки нового рулона ленты.
Замыкающий – включает замки и набор ключей, предназначенных для замыкания всего механизма машины или отдельных ее узлов.
Тема: Правила эксплуатации кассовых машин.
К работе на КМ допускаются лица, хорошо овладевшие техникой работы на машине. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
Перед началом работы на КМ кассир получает у зав магазином : ключи. Книгу кассира, разменную монету.
Снимают показания счетчика и сверяют с показаниями, записанными в книгу кассира в конце предыдущего дня. После этого кассир проверяет исправность блокирующих устройств, заправляет ленту, устанавливает дату. Во время работы, получив от покупателя деньги, кассир проверяет сумму, называет ее покупателю и кладет деньги на виду у покупателя. Определив сумму сдачи, называет ее покупателю и вручает вместе с чеком.
После завершения расчетов с покупателями кассир отключает машинку, подготавливает денежную выручку, составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с контрольным отчетом старшему кассиру.
После этого в присутствии кассира снимает показания счетчиков.
Кассовые чеки в магазинах без самообслуживания хранятся не менее 10 дней.
Контрольные листы хранятся в течении времени между двумя инвентаризациями.
Тема: Торговое холодильное оборудование
Для хранения, продажи скоропортящихся продуктов необходимо получение понижение температуры. Холодильные шкафы устанавливают в торговом зале или подсобном помещении магазина. Они предназначены для кратковременного хранения охлажденных или замороженных продуктов.
В зависимости от назначения торговое холодильное оборудование подразделяют на 3 вида:
- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки).
- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки – витрины).
- демонстрационное оборудование (витрины, шкафы – витрины).
Прилавки – витрины- используют для демонстрации, продажи и хранения охлажденных продуктов.
Эксплуатация холодильного оборудования.
Укладка продуктов должна производиться неплотно, на расстоянии от стенок 10см для обеспечения циркуляции воздуха. Нельзя хранить продукты на испарителях, покрывать их и полки бумагой, так как нарушается нормальное движение воздуха. Удаление инея производится путем оттаивания, запрещается удалять иней острыми предметами. Холодильное оборудование должно содержаться в чистоте, следует периодически промывать чистой водой и вытирать насухо. Чистку холодильных машин производят только после отключения ее от электросети.
Тема: Весоизмерительное оборудование
Весы – это измерительный прибор, предназначенный для определения массы товаров. Они должны отвечать следующим требованиям:
Точными, то есть должны давать показания с отклонением от истинных показаний, не превышающих установленные пределы допустимой погрешности. Допустимые погрешности применяются только при проверке весов, а не при взвешивании товара.
Чувствительными,то есть весы должны выходить из состояния равновесия при увеличении нагрузки на величину равную допустимой погрешности.
Постоянство показаний свойство весов давать одинаковые показания при много кратном взвешивании одного и того же груза.
Устойчивость –это способность ненагруженных весов самостоятельно возвращаться в исходное положение.
Прочность (надежность) весов способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации.
Наглядность показаний хорошая обозримость и читаемость показаний весов.
Максимальная скорость взвешивания - это способность весов быстро определять массу товара и приходить в состояние равновесия.
Санитарно – гигиенические -качества весов должны быть удобными для ухода за весами.
Учет реализуемого спроса.
Его проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Размер продажи товаров определяют: по материалам инвентаризации, товарным чекам, ежедневной регистрацией продажи отдельных товаров.
Встреча покупателя.
Продавцы должны приветливо встречать покупателя. Продавец должен одинаково внимательно относиться к любому покупателю, независимо от стоимости приобретаемого им товара. При появлении покупателя должны быть оставлены все дела – подсчет денег, чеков, заполнение документов, уборка рабочего места, выкладка товаров и т. п.
Предложение и показ товара.
Нельзя предлагать товар покупателю молча. При показе товара инициатива должна исходить от продавца. При показе необходимо дать возможность покупателю рассмотреть товар. В случае отсутствия нужного товара необходимо предложить равноценный, заменяющий товар.
Консультация покупателей.
Продавец должен знать и уметь объяснить покупателю преимущества одних марок изделий перед другими.
Технология торговых процессов.
ГЛАВА 1. «Розничная торговая сеть».
Тема: Виды розничной торговой сети
Розничная торговая сеть– это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определённой территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети:закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Розничную торговую сеть подразделяют на:
- стационарную;
- передвижную;
- посылочную (дистанционную, удалённую).
Стационарная сеть состоит из магазинов, предприятий мелкой розницы, торговых автоматов. Магазины расположены в обособленных зданиях, имеющих торговые залы для покупателей. В магазинах сосредоточен высокий ассортимент товаров; магазины отличаются устройством, ассортиментом торговым обслуживанием. К предприятием мелкой розницы относят: палатки, киоски, павильоны. В них продают товары первой необходимости, очень узкого ассортимента (овощи, фрукты, мороженое и т. д.).
Передвижную торговую сеть подразделяют на развозную, осуществляемую автомагазинами, судолавками и разносную – включающую в себя лотки и др. устройства, применяемые разносчиками лоточниками.
Посылочную торговлюосуществляют торгово-посылочные базы путем рассылки по почте заказанных покупателями товаров.
Тема: Типизация и специализация розничной торговой сети
Специализация торговой сети – это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
По ассортименту реализуемых товаров магазины делят на:
Специализированные– торгующие частью какой-либо товарной группы (колбасы; хлеб; молоко и т. д.). Комбинированные - ассортимент которых состоит из товаров нескольких товарных групп (мясо, рыба, овощи). Универсальные - ассортимент которых состоит из нескольких товарных групп (универмаг).
Смешанные - торгующие как продовольственными, так и непродовольственными товарами.
Типизация – система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация торговых предприятий включает наличие следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
К основным типам магазинов относятся:
- универмаги
- универсамы
- магазины по продаже продовольственных товаров
- магазины по продаже непродовольственных товаров
- магазины по продаже хлебокондитерских товаров
- магазины по продаже товаров повседневного спроса
Универсальный магазин – это магазин с широким ассортиментом непродовольственных товаров, они торгуют (тканями, обувью, швейными, трикотажными и др.). Универсам– это магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и с отделом непродовольственных товаров, и повседневного спроса (посуда, хоз. товары). Торговый центр – это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, массового питания, бытового и других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Магазины по продаже продовольственных товаров торгуют всеми видами продовольственных товаров частого спроса и некоторые сопутствующие товары (посуда, моющие, мелкие хоз. товары), это магазины типа «Продукты».
- Магазины по продаже хоз. товаров
- магазины по продаже культтоваров
- книжные магазины
- магазин овощи, фрукты
- магазин хлеб
- сельхозпродукты
- мебель
- комиссионный и др.
Тема: Устройство и планировка магазинов
Виды зданий магазинов:
1. Встроенные ( в первых этажах и подвалов жилых домов и учреждений);
2. Встроено-пристроенные;
3. Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй предприятие бытового обслуживания;
4. Отдельно стоящие.
По размеру торговых площадей торговые здания подразделяют на мелкие (до 250 м2), средние (250-1000 м2), крупные (1000-5000 м2).
Рабочее место в магазине - это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определённой площадью и оснащённая оборудованием, связанным с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролёра, продавца консультанта и да.).
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определённой взаимосвязи, позволяющую обеспечивать рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования:
1. Торговые залы д.б. связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
2. Кладовые и помещения для подготовки товаров не д.б. проходными.
3. Приёмочные д.б. расположены вблизи помещений для хранения.
4. Помещения для приёма, хранения, подготовки товаров должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торг. зал.
5. Планировка должна обеспечивать: покупателям беспрепятственный выбор товара в минимально короткий срок; работникам – необходимые условия для работы.
6. Планировка должна обеспечить простоту совершения покупок, максимальную видимость выложенных товаров, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние до них.
Здания магазинов строятся вблизи жилых домов. По внешнему виду они отличаются от других зданий. Имеют оконные витрины. Вход и выход в фасадной части здания, оборудованы тамбурами.
Магазины имеют помещения:
- торговые (до 70% от всей площади магазина)
- помещения для приемки товара
- помещение для хранения и подготовки товаров к продаже
- технические помещения
К торговым помещениям относят торговые залы помещения для оказания дополнительных услуг. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят: приемочные, кладовые для хранения, охлажденные камеры, фасовочные.
Во вспомогательных помещениях хранят тару, помещения для хранения инвентаря, моечные.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом взаимосвязи между собой. Торговый зал занимает большую часть в общей площади магазина. В нем размещаются рабочие и выставочные запасы товаров, расчет за приобретенные товары.
Интерьеромназывают внутреннее оформление помещений магазина. Стены окрашивают в светлые тона. Полы должны быть прочными, должен быть нормальный воздухообмен в торговом зале (температура не ниже 12 – 15 градусов).
Торговый зал делят на зоны и площади:
- установочная
- проходы для покупателей
- рабочее место для продавцов
- площадь расчетного узла