Анализ деятельности таможенных органов за 2015-2016 гг.
По сведениям Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот России за 2016 год составил 472 млрд. долларов. Это меньше, чем за 2015 год на 12%. Экспорт России в стоимостном выражении в 2016 году снизился на 18% и составил 286 млрд долларов. При этом самые низкие показатели были свойственны для января, когда он мгновенно снизился на 38%. Важно отметить то, что данная динамика обусловлена в основном тем, что Россия вывозит за границу в большей степени углеводороды – нефть и газ, и вместе с падением цен на них, упала и единая цена вывоза. Вместе с тем, экспорт в физическом выражении, наоборот вырос. При этом Россия в течение всего года не уменьшала, а увеличивала их поставки за рубеж, даже в условиях низких цен. Таким образом, экспорт нефти за год увеличился на 7% до 236 млн тонн, а доходы от неѐ снизились на 18% до 74 млрд долларов. То же самое было свойственно и для экспорта других сырьевых товаров – в физическом выражении экспорт природного газа увеличился на 14% до 155млрд куб. м., хотя уже в первом полугодии его цена уменьшалась на 48% до 156 долларов за 1000 кубометров. Известно, что крупные сырьевые компании увеличивали объѐмы поставок для того, чтобы удержать долю рынка. Кроме того, в условиях обесценивания они могли получать больший размер выручки от экспорта в рублях.
Важно отметить, что сальдо платежного баланса в 2016 году составило 106 млрд. долларов США. Это на 59 млрд. долларов США меньше, чем в 2015 году. На рисунке 2 представлена динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2016 годах.
Рисунок 2 - Показатели внешней торговли РФ в динамике в 2015 – 2016 гг.[7]
На базе данных, представленных нами на рисунке 2, целесообразно сделать вывод о том, что экспорт и импорт уменьшились в минувшем 2016 году. Экспорт товаров мгновенно уменьшился на 18% и составил 288 млрд. долларов США, а импорт сократился на 0,5 % и равен 184 млрд. долларов США. Размеры вывоза и ввоза в адвалорном формулировании уменьшились из-за уменьшения курса рубля по отношению к доллару, снижения производства и функционирующего продовольственного запрета. Однако уже после краха в первом полугодии 2016 г. характеристики начали приходить в норму, и ранее в ноябре–декабре Российской Федерации практически удалось достичь прошлогодние размеры торговли. Информация о динамике внешнеторгового оборота России в 2015–2016 гг. представлена на рисунке 3[8].
Рисунок 3 - Динамика внешней торговли России в 2015–2016 гг.
Важно то, что особое место в структуре внешней торговли России занимал Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнѐр, на его долю в общем объѐме товарооборота Российской Федерации в 2016 году приходилось ≈43% (в 2015 году – 45%), на страны Азиатско- тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 30% (≈28%), на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – ≈12% (≈13%), на страны ЕАЭС – ≈9% (≈8%), Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3% (2%).
На рисунках 4, 5 представлена структура внешней торговли стран в 2015 и 2016 гг.
Рисунок 4 - Структура внешней торговли стран в 2015 году
Рисунок 5 - Структура внешней торговли стран в 2016 году
Следует отметить, что на продажу товаров и услуг РФ со странами дальнего зарубежья приходится более 90% всего внешнеторгового оборота. Они закупают в нашей стране основные предметы экспорта России – нефть, углеводороды и металлы. Согласно сведениям ФТС России, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в первом полугодии увеличился на 29% – до $236 млрд, при этом импорт увеличился на 30%, а экспорт – на 27%. Анализ статистических данных показал, что по результатам года внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил 87% от всего объѐма продажи. За январь–декабрь 2016 года внешнеторговый оборот потребления странами дальнего зарубежья составил 413 млрд долларов США, уменьшившись на 13% по сравнению с 2015 годом. При этом экспорт снизился на 17% до 248 млрд долларов, а импорт к концу всего года увеличился более чем на 1% до 163 млрд долларов США. На рисунке 6 показаны основные торговые партнеры России в январе– декабре 2016 года[9].
Рисунок 6 - Торговые обороты России с торговыми партнерами (млрд. долларов США)
Представлена товарная структура экспорта и импорта в страны дальнего зарубежья в 2016 году (рис. 7)[10]. Важно сказать, что в структуре экспорта со странами дальнего зарубежья на первом месте стоят топливно-энергетические товары. При этом, среди крупных товарных групп снижение показал экспорт химической продукции. Стоимостной объѐмеѐ экспорта снизился на 23%, а физический на 0,6%. Спад показал ввоз мыла и моющих средств на 15% и фармацевтической продукции. Экспорт самой крупной категории среди химических товаров – минеральных удобрений – снизился на 2% преимущественно из-за роста его потребления внутри страны для нужд растущего сельскохозяйственного производства.
Рисунок 7 - Основа российского экспорта и импорта в 2016 году в страны дальнего зарубежья
В структуре импорта в страны дальнего зарубежья основную долю занимают машины и оборудование. Закупки химических товаров по физическому объему выросли на 4%. Помимо роста поставок мыла и косметических средств прирост показали и удобрения. По подсчетам «Фосагро», их потребление в России выросло на 18%. При этом другие категории товаров показали существенное снижение. На 9% снизились физические объѐмы ввоза продовольствия, на 8,5% текстиля и на 5% металлов и изделий из них.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что 2016 год для внешней торговли прошѐл под эгидой обесценивания и торговых запретов, которые в совокупности оказали влияние на структуру внешней торговли в целом. Российская экономика зависит от колебаний цен на мировом нефтяном рынке. Это связано, на наш взгляд, с еѐ узкой топливно-сырьевой ориентацией. При этом дальнейшее развитие российской экономики представляется невозможным без перехода от экспортно-сырьевой модели развития к сфере новой, инновационно-ориентированной экономической модели. Вместе с тем представляется актуальным отметить важную роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России Роль таможенных органов в обеспечении безопасности растет из года в год, что вызвано складывающейся геополитической обстановкой, экономическими и политическими проблемами как внутри страны, так и на международном уровне, а также появлением новых угроз и рисков.
Таможенная служба Российской Федерации в современных администрируемых условиях содействует осуществлению интересов страны в сфере внешней торговли, развитию отечественного производства, устраняет угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, гарантирует пополнение доходной части федерального бюджетаПо официальным подсчетам в 2016 году сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 407 млрд рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101% (рис. 8).
Рисунок 8 - Выполнение задания по администрируемым доходам
На протяжении всего 2016 года ФТС России проводила деятельность, направленную в основном на повышение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его проведении, в том числе в рамках применения системы управления рисками. В 2016 году в результате проведения контроля таможенной стоимости таможенными органами дополнительно взыскано более 25 млрд рублей. Это на 29% превосходит дополнительно взысканные платежи по результатам исправлений таможенной стоимости товаров в 2015 году (20 млрд рублей). В результате эффективность проводимых корректировок таможенной стоимости товаров выросла на 21%. Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2016 году проведено 7304 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4125. Отмечено увеличение эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России по обеспечению поступления в федеральный бюджет государства дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 15%, их результативность выросла до 88%. На рисунке 9 представлена Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров.
Рисунок 9 - Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров
Анализируя приведѐнные сведения, можно сделать вывод о том, что по сравнению с показателями 2015 года в 2016 году таможенных платежей, пеней, штрафов взыскано больше на 14%; по итогам одной таможенной проверки, в среднем взыскано на 32% больше; а одним должностным лицом в среднем взыскано на 15% больше таможенных платежей.
Руководство ФТС, издав Приказ от 16.02.2016 No 280 «О повышении эффективности аспектов контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками», возложило персональную ответственность на руководителей таможенных управлений и таможен прямого подчинения за результативность и контроль качества применения мер по минимизации рисков по направлению контроля таможенной стоимости, а именно: оценка таможенных операций, контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков, недопущение формального подхода при проведении дополнительных проверок заявленных сведений о таможенной стоимости, выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости.
Исследование практики проведения ВЭД указывает на наличие многочисленных проблемных аспектов, связанных с отсутствием абсолютной возможности предоставления полной документально подтвержденной информации о стоимости товара на момент таможенного декларирования. ЕЭК разработала процедуру, определяющую случаи отсроченного определения точной величины таможенной стоимости товаров, процедуру декларирования и контроля таможенной стоимости, характерные черты исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев. По мнению ЕЭК, эта система даст возможность без ущерба для эффективного таможенного контроля избежать дополнительных финансовых затрат, связанных с определением таможенной стоимости по первому методу.