Международная торговля услугами.
Услуги (в широком понимании). Комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. Услуги (в узком смысле слова). Это конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнёр) может предложить другой стороне. Это т.н. «третичный сектор» экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. В экономике США на услуги приходится 75% ВВП. В большинстве развитых стран 2/3 – ¾ ВВП. В течение двух последних десятилетий экспорт услуг вырос в 12 раз, а экспорт товаров в 12,5 раза. В России на услуги приходится около 50%. По доле услуг в ВВП и темпах роста доли услуг страны делятся. 1 группа – страны с наиболее высокой долей доходов в ВВП от сферы услуг – свыше 70% (США, Дания); 2 группа – страны с долей услуг 65-70% ВВП (Австрия, Финляндия, Италия, Испания); 3 группа – страны с долей 50-65% ВВП (Норвегия, Россия (60% ‑2009 г.), Коста-Рика, Марокко, Чили); 4 группа – страны с долей менее 50% доходов сферы услуг в ВВП (Гана, Ботсвана, Бурунди, Мали). Отличия услуг от товаров. 1)Услуги, как правило, неосязаемы. Поэтому торговлю ими называют невидимым экспортом и импортом. 2)Услуги неотделимы от своего источника. 3)Их производство и потребление неразрывны. 4)Для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. Особенности рынка услуг. 1)Среднегодовой прирост экспорта услуг к 2007 г. составил 7,6%, а товаров 7,1% (опережающие темпы роста международной торговли услугами). 2)Высокий уровень протекционизма (выше, чем в торговле товарами). 3)Доля услуг в мировом ВВП растёт: 1980 г. – 53%, 1995 г. – 63%, 2007 г. – 70%. Классификация услуг. Одна из первых классификаций услуг в мире была разработана Бхагвати в 1989 г. Он определил 4 группы услуг в зависимости от принципа приближённости производства к потреблению. Первая группа. Услуги, не требующие приближения производства к потреблению, т.е. те, которые могут оказываться на расстоянии. Например, банковские, финансовые, страховые, телекоммуникационные, правовые и прочие, оказываемые по Интернету, телефону и другим средствам связи. Деление услуг с точки зрения движения факторов производства. 1)Факторные услуги, возникающие в связи с международным перемещением факторов производства – капитала и рабочей силы. 2)Нефакторные – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги). Три других группы включают услуги, которые исходят из близости процесса производства услуги к её потреблению. А)Мобильность провайдера услуг и немобильность потребителя (например, строительные услуги, когда строители приезжают в страну потребления для оказания услуги на месте). Б)Мобильность потребителя и немобильность провайдера (например, выездной туризм, получение образования за рубежом, получение медицинских услуг за рубежом). В)Иногда мобильность провайдера и мобильность потребителя (лектор может оказывать свои услуги в форме чтения лекционных курсов, как на месте в своей стране, так и за рубежом). Именно этот принцип классификации Бхагвати и был положен в основу форм торговли услугами (способов поставки услуг), определённых соглашением ГАТС. Классификационный перечень секторов услуг (ServicesSectoralClassificationList) ВТО, состоящий из 12 разделов услуг и 160 видов услуг. По принципу их предпринимательской роли.Товарная структура торговли услугами анализируется по трём основным группам услуг: туристские, транспортные услуги и прочие коммерческие услуги. Наиболее динамичный рост характерен для торговли прочими коммерческими услугами, удельный вес которых растёт, тогда как доля транспортных и туристских услуг падает за период 1980 – 2000-х гг. Их доля в экспорте увеличилась с 38% в 1990 г. до 50% в 2006 г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста. Основные формы прочих коммерческих услуг. 1)Платежи роялти и лицензионное вознаграждение (11%). 2)Финансовые услуги (14%). 3)Компьютерные и информационные услуги (9%). 4)Страховые услуги (4%). 5)Строительные услуги (4%). 6)Коммуникационные услуги (5%). 7)Персональные, культурные и рекреационные услуги (3%). Наиболее быстрые темпы роста имеет торговля страховыми, компьютерными и информационными услугами. Ведущими экспортёрами прочих предпринимательских услуг являются. ЕС 49,6%; США 15,4%; Япония 5%; Индия 4,2%; Гонконг 2,8%. Мировой экспорт прочих услуг, их доля в экспорте услуг выросла с 38% в 1990 г. до 50% в 2006 г. Удельный вес туристских услуг в мировом экспорте снизился с 33,7% в 1990 г. до 27,1% в 2006 г. Удельный вес транспортных услуг снизился с 28,4% в 1990 г. до 22,9% в 2006 г. Ведущие страны экспортёры и импортёры услуг в 1999 и в 2008 г. (в%).
Страны | Экспортёры услуг | Страны | Импортёры услуг | ||
США | 18,8 | 14,3 | США | 13,4 | 11,7 |
Великобритания | 7,5 | 8,2 | Германия | 9,9 | 8,2 |
Франция | 6,1 | 4,1 | Япония | 8,5 | 5,5 |
Германия | 5,9 | 6,1 | Великобритания | 6,0 | 6,5 |
Италия | 4,5 | 3,7 | Франция | 4,7 | 4,1 |
Япония | 4,5 | 4,5 | Италия | 4,3 | 3,9 |
Китай | 1,8 | 3,2 | Китай | 2,3 | 3,8 |
Сингапур | 1,7 | 2,1 | Сингапур | 1,4 | 2,3 |
Россия | 0,7 | 1,1 | Россия | 0,9 | 1,7 |