Государственное и международное регулирование торговли услугами. ГАТС.

Регулирование торговли услугами. Национальная сфера услуг отличается наиболее жёсткой политикой регулирования торговли и допуска зарубежных поставщиков услуг на внутренний рынок страны-потребителя, как в отношении производства услуги на основе ПЗИ, так и её поставки из-за рубежа. Регулирование на национальном уровне. Инструменты национальной политики регулирования сферы услуг включают прямые и скрытые инструменты дискриминационного и недискриминационного характера. Прямые инструменты. Ограничивают производство и торговлю услугами как на дискриминационной основе (применяются в отношении только зарубежных юридических и физических лиц, оказывающих услуги), так и на недискриминационной основе (действуют в отношении и национальных, и зарубежных физических и юридических лиц, производящих услуги и ведущих торговлю ими). К прямым инструментам относятся меры неценового характера. 1)Квотирование объёма производства услуг. 2)Прямой запрет для зарубежных поставщиков на оказание услуг в тех или иных секторах. 3)Требование использования местного компонента при производстве услуги. 4)Ограничение доли зарубежного участия в уставном капитале национальных компаний-производителей услуг. К прямым инструментам относятся меры ценового характера. 1)Пошлины, взимаемые с импортных товаров и компонентов, используемых при оказании и/или производстве услуг. 2)Субсидирование как дотации государства на поддержку развития тех или иных секторов услуг, в т.ч. относящимся к государственной монополии (ж/д транспорт), а также телекоммуникационных услуг, строительных услуг (социального плана). Цель использования прямых инструментов. Прямые дискриминационные инструменты нацелены на защиту общенациональных интересов политического, социального и культурного характера. Они учитывают особенности практики НР и изъятий из него в национальной практике регулирования сферы услуг, торговли ими и допуска зарубежных поставщиков услуг на внутренний рынок. Скрытые инструменты политики регулирования торговли услугами. Носят завуалированный характер и не прописаны нормативными правилами (как прямые инструменты), являются непрозрачными. Они включают ограничения в отношении въезда/выезда зарубежных физических лиц, срока их пребывания, участия в системе преференциальных государственных закупок/заказов в сфере услуг; правила и нормы в отношении лицензирования деятельности зарубежных поставщиков услуг в принимающей стране; правила получения сертификатов и др. Основные особенности ограничений в торговле услугами в развитых странах. 1)Применяются в отношении профессиональных услуг (требования въезда, режим в отношении зарубежных профессионалов, регулирование поведения на рынке) и общей политики в сфере услуг (права собственности, правовой статус компании, доступ на рынок, изъятия из антитрестовского законодательства). 2)Регулирование транспортных услуг (железнодорожных и авиаперевозок), административные требования к порядку регистрации компании. 3)Наиболее жёстко регулируются финансовые услуги в отношении банковской деятельности, правил конкуренции, контроля, мониторинга, страхования депозитов, внешнего управления. Многостороннее регулирование ГАТС (GeneralAgreementonTradeinServices). Соглашение было подписано на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ и вступило в силу с января 1995 г. ГАТС в ВТО классифицирует услуги по способу их предоставления. 1)Трансграничная торговля услугами (трансграничная поставка). 2)Передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом). 3)Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга (например, создание банка за рубежом). 4)Временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Около 80% услуг приходится на 1 и 3 способы. ГАТС включает в себя: 1)Общие рамки, определяющие правовую основу, режимы, принципы, правила в отношении всех мер, негативно влияющих на торговлю услугами. 2)Приложения, определяющие правила в отношении особых секторов услуг. 3)Специфические обязательства каждой страны в отношении доступа на рынки и в отношении национального режима. Главным режимом в торговле услугами является РНБ. Он действует во всех секторах услуг, за исключением секторов, образовавших т.н. негативный список. Изъятиями, получившими название горизонтальных, стали сектора, регулируемые правительством. В соглашении записаны временные изъятия, нацеленные на сохранение более благоприятного режима для отдельных стран. РНБ носит обязательный характер и требует равного отношения ко всем зарубежным торговым партнёрам. Горизонтальные исключения составляют 1/5 всех исключений и распространяются на миграцию физических лиц, налогообложение, двусторонние инвестиционные соглашения. В частности, в Брунее, Канаде, Польше горизонтальные исключения по инвестициям относятся ко всем отраслям и всем странам в течение неопределённого периода времени. В Таиланде – в отношении сферы услуг и американских юридических и физических лиц, которым предоставляется НР сроком на 10 лет, что определяется двусторонними соглашениями.





Наши рекомендации