Международная торговля услугами

На рубеже XX—XXI веков исключительно бы­стро развиваются новые формы МЭО, и прежде всего международная торговля услугами, на долю которой приходится 30 % всего объема международных связей.

Услуга— трудовая целесообразная деятель­ность, которую одна сторона может предложить другой. Результаты этой деятельности не воп­лощаются в материальном продукте, а выража­ются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности, как всего общества, так и отдельного человека.

Услуги характеризуются четырьмя особен­ностями:

· неосязаемость (их невозможно увидеть, по­пробовать на вкус, услышать до момента при­обретения);

· неотделимость от источника-человека или ма­шины (например, услуги врача, гувернантки, сантехника, архитектора неотделимы от чело­века, а услуга по мойке автомобиля неотдели­ма от автоматической установки для мойки);

· непостоянство качества (колеблется в зави­симости от поставщиков, а также от време­ни оказания услуги, места и т.д.);

· несохраняемость (услугу невозможно хранить).

Услуги крайне разнообразны как по форме, так и по содержанию; услуги не образуют еди­ного рынка и не имеют общих черт.

Число видов услуг во внешней торговле по классификации ВТО превышает 600. Все виды услугподразделяются на 12 секторов:

1) услуги для бизнеса (рекламные, консалтинг, страхование);

2) строительные услуги (строительство объек­тов за рубежом);

3) информационные услуги (почтовые, курьер­ские, телекоммуникационные, видеотеле­фон, телеграф, электронная почта);

4) дистрибуционные (торговые агенты, маркетинг, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

5) транспортные услуги (международная пере­возка пассажиров, международная перевоз­ка грузов);

6) финансовые услуги (банковские и страхо­вые сделки, операции с ценными бумагами, обмен валют, брокерские услуги);

7) образовательные услуги;

8) услуги здравоохранения;

9) туристические услуги;

10) рекреационные услуги (услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей);

11) услуги по охране окружающей среды;

12) прочие услуги.

Все многообразие услуг можно объединить в 3 блока:

1. Услуги, связанные с инвестициями (финансовые, банковские, туристические, профессиональные);

2. Услуги, связанные с торговлей (сопровожде­ние грузов, транспортные услуги, хранение груза, страхование и др.);

3. Услуги, связанные и с торговлей и с инвес­тициями (услуги связи, инженерно-консуль­тационные, информационные, бизнес-услуги, культурные услуги и др.).

Выделяют 4 способа международной торговли услугами:

1. Трансграничная — покупатель и продавец ус­луги не перемещаются через границу, а пе­ремещается услуга (например, юридическая консультация по телефону);

2. Потребление услуги за границей, т.е. потре­битель услуги пересекает границу (например, учеба, лечение);

3. Потребление и предоставление услуги про­исходит в одной стране, т.е. услуга и ее по­требитель границу не пересекают;

4. Присутствие лиц, предоставляющих услугу (например, приезд иностранного специалис­та для выполнения конкретной работы).

В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования резко вырос и обмен соответствующими услугами: деловыми, научно-техническими, производственными, коммерче­скими, банковскими (банкомат), Интернет.

Ак­тивная торговля машинами и оборудованием по­родила и ряд новых услуг, таких как инжини­ринг, консалтинг, эккаутинг, космические услу­ги, компьютерные услуги.

Инжиниринг— комплекс услуг производ­ственного, коммерческого, научно-техническо­го характера по составлению технических за­даний, проектированию и строительству объек­тов, монтажу оборудования и введению его в рабочий режим. Инжиниринг применяется при реализации различных объектов, но наиболее широкое распространение инжиниринг получил в проектах капитального строительства.

Полный набор услуг и поставок, необходи­мых для сооружения нового объекта называет­ся комплексным инжинирингом.

Наряду с инжинирингом в последнее время широкое распространение в сфере услуг по­лучили консультационные услуги — консалтинг.К числу консалтинговых услуг относятся: международные семинары, конференции, встречи с зарубежными учеными, специалистами, обучение правилам и приемам коммерческой деятельности в стране и за рубежом, консульта­ции по коммерческим вопросам, поиск партнеров по различным видам сотрудничества и др. Консультационно-посреднической деятельность занимаются институты экономического профиля, совместные предприятия, коммерческие школы и бизнес-школы, консалтинговые фирмы.

Эккаутинг-сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом различных видов финансовой информации. Такая информация позволяет объек­тивно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, принимать решение о целесообразности ведения дел с ним.

Космические услуги — вывод объектов на околоземную орбиту, картографическая и гео­дезическая съемка, проведение исследований в космосе, космический туризм.

Быстрый рост сферы услуг происходит, преж­де всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокие темпы экономического ро­ста, производительности труда и высокий уро­вень жизни населения. Немаловажной причиной является и научно-технический прогресс, уско­рившийся процесс разделения труда, ведущие к образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг, а также рост меж­дународных экономических связей стран. (См таб. 2.5)

Таблица 2.5

Динамика мировой торговли услугами в 1980-2000 гг. (млрд. долл.)

  1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002г.
Экспорт 365,3 782,0 1188,9 1475,7 1478,1 15701,1
Импорт 396,6 810,3 1190,9 1460,9 1469,6 1545,5

При этом удельный вес мировой торговли услугами в совокупном международном товарообороте увеличился с 17% в 1980г. до 25% в 1999 г.

В период 1986—1998 гг. среднегодовой темп роста мировой торгов­ли коммерческими услугами составлял 6,5%, тогда как темпы роста торговли товарами - 5,8%. Однако на динамике данного показателя негативно сказался азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., в результате которого темпы прироста мировой торгов­ли замедлились. Так, в 1999 г. темпы прироста мирового экспорта ус­луг оценивались всего лишь в 2% (при максимуме в 5% в США).

В 2002 г. мировой экспорт прочих коммерческих услуг составил 740 млрд долл., а его доля в совокупном экспорте услуг увеличилась с 38,0% в 1990 г. до 47,0% в 2002 г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста (6% в среднем ежегодно в течение 1995-2000 гг. и 9% в 2002 г.).

Наиболее динамичным ростом отличалась торговля профессио­нальными и деловыми услугами, в том числе телекоммуникационны­ми и финансовыми услугами, на которые приходится до 2/5 всей торговли. Телекоммуникационные услуги, прежде всего поставляемые на основе цифровой связи, имеют огромный потенци­ал по интенсификации мировой торговли.

Мировой экспорт туристских услуг оценивался в 480 млрд долл. в 2002 г., а доля снизилась с 33,7 до 30,6% за 1990-2002 гг. из-за более низких темпов прироста (3% в среднем ежегодно в период 1995-2000 гг. и 4% в 2002 г.).

Мировой экспорт транспортных услуг равнялся 350 млрд долл. в 2002 г., удельный вес снизился с 28,4 до 22,3% (темпы прироста — 3% в 1995-2000 гг. в среднем ежегодно и 4% - в 2002г.).

Экспорт транспортных услуг особо важен для Африки (26,2% все­го экспорта услуг данного региона) и Азии (25,8%); экспорт турист­ских услуг — для стран Латинской Америки (54,6%) и Африки (47,9%), прочих коммерческих услуг - для Северной Америки (51,7%) и Западной Европы (49,5%).

Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг явля­ются (1) США- 17,4%; (2) Великобритания - 7,8%; (3) Германия - 6,3%; (4) Франция —5,5%; (5) Япония - 4,1%.

Ведущими импортерами услуг являются (1) США - 13,3%; (2) Германия - 9,6%; (3) Япония - 6,9%; (4) Великобритания - 6,6%; (5) Франция - 4,4%.

Географическое распределение мирового экспорта услуг характе­ризуется высокой долей развитых стран, на которые приходится 73,3% в 2002 г., тогда как удельный вес развивающихся стран — 22,9%,стран с переходной экономикой - 3,8%. В мировом импорте услуг удельный вес развитых стран равен 70,7%, развивающихся стран - 25,1%, стран с переходной экономикой - 4,2% к 2002г.

Особо следует выделить динамичный рост экспорта услуг разви­вающимися странами за последние несколько лет. Крупными экс­портерами услуг из числа развивающихся стран является КНР, кото­рая входит в первую «десятку» мировых экспортеров с удельным ве­сом в 2,5% (39,4 млрд долл. в 2002 г.): Республика Корея - 1,7% (16-е .место); Сингапур — 1,7% (17-е место); Индия (1,5%). в целом 12 развивающихся стран входят в группу 40 мировых экспортеров услуг.

Практически эти же государства являются главными потребите­лями услуг: КНР, доля которой составляет 3,0% (8-е место); Респуб­лика Корея - 2,3% (12-е место); Тайвань— 1,6% (15-е место), а всего 14 развивающихся стран входят в число 40 основных стран - импор­теров услуг, по данным 2002 г.

Из числа стран с переходной экономикой основным экспортером и импортером услуг является Российская Федерация, которая зани­мает 24-е место экспорте и 21-е место в импорте.

В целом основные тенденции развития мировой торговли услугами можно резюмировать следующим образом:

1. Более динамичные темпы роста мировой торговли услугами по равнению с темпами роста мирового товарооборота.

2. Преобладающая роль развитых государств в мировом экспорте и импорте услуг.

Высокая концентрация торговли в нескольких странах мира. По данным ВТО, в 1998 г. половина мирового оборота услуг приходилась на семь стран, а 40 государств мира практически обеспечивали всю мировую торговлю услугами -экспорта и 90,4% импорта.

Таким образом, международная торговля услугами превратилась в специфическую форму между­народных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Наши рекомендации