Международная торговля услугами
На рубеже XX—XXI веков исключительно быстро развиваются новые формы МЭО, и прежде всего международная торговля услугами, на долю которой приходится 30 % всего объема международных связей.
Услуга— трудовая целесообразная деятельность, которую одна сторона может предложить другой. Результаты этой деятельности не воплощаются в материальном продукте, а выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности, как всего общества, так и отдельного человека.
Услуги характеризуются четырьмя особенностями:
· неосязаемость (их невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения);
· неотделимость от источника-человека или машины (например, услуги врача, гувернантки, сантехника, архитектора неотделимы от человека, а услуга по мойке автомобиля неотделима от автоматической установки для мойки);
· непостоянство качества (колеблется в зависимости от поставщиков, а также от времени оказания услуги, места и т.д.);
· несохраняемость (услугу невозможно хранить).
Услуги крайне разнообразны как по форме, так и по содержанию; услуги не образуют единого рынка и не имеют общих черт.
Число видов услуг во внешней торговле по классификации ВТО превышает 600. Все виды услугподразделяются на 12 секторов:
1) услуги для бизнеса (рекламные, консалтинг, страхование);
2) строительные услуги (строительство объектов за рубежом);
3) информационные услуги (почтовые, курьерские, телекоммуникационные, видеотелефон, телеграф, электронная почта);
4) дистрибуционные (торговые агенты, маркетинг, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
5) транспортные услуги (международная перевозка пассажиров, международная перевозка грузов);
6) финансовые услуги (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами, обмен валют, брокерские услуги);
7) образовательные услуги;
8) услуги здравоохранения;
9) туристические услуги;
10) рекреационные услуги (услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей);
11) услуги по охране окружающей среды;
12) прочие услуги.
Все многообразие услуг можно объединить в 3 блока:
1. Услуги, связанные с инвестициями (финансовые, банковские, туристические, профессиональные);
2. Услуги, связанные с торговлей (сопровождение грузов, транспортные услуги, хранение груза, страхование и др.);
3. Услуги, связанные и с торговлей и с инвестициями (услуги связи, инженерно-консультационные, информационные, бизнес-услуги, культурные услуги и др.).
Выделяют 4 способа международной торговли услугами:
1. Трансграничная — покупатель и продавец услуги не перемещаются через границу, а перемещается услуга (например, юридическая консультация по телефону);
2. Потребление услуги за границей, т.е. потребитель услуги пересекает границу (например, учеба, лечение);
3. Потребление и предоставление услуги происходит в одной стране, т.е. услуга и ее потребитель границу не пересекают;
4. Присутствие лиц, предоставляющих услугу (например, приезд иностранного специалиста для выполнения конкретной работы).
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования резко вырос и обмен соответствующими услугами: деловыми, научно-техническими, производственными, коммерческими, банковскими (банкомат), Интернет.
Активная торговля машинами и оборудованием породила и ряд новых услуг, таких как инжиниринг, консалтинг, эккаутинг, космические услуги, компьютерные услуги.
Инжиниринг— комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера по составлению технических заданий, проектированию и строительству объектов, монтажу оборудования и введению его в рабочий режим. Инжиниринг применяется при реализации различных объектов, но наиболее широкое распространение инжиниринг получил в проектах капитального строительства.
Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта называется комплексным инжинирингом.
Наряду с инжинирингом в последнее время широкое распространение в сфере услуг получили консультационные услуги — консалтинг.К числу консалтинговых услуг относятся: международные семинары, конференции, встречи с зарубежными учеными, специалистами, обучение правилам и приемам коммерческой деятельности в стране и за рубежом, консультации по коммерческим вопросам, поиск партнеров по различным видам сотрудничества и др. Консультационно-посреднической деятельность занимаются институты экономического профиля, совместные предприятия, коммерческие школы и бизнес-школы, консалтинговые фирмы.
Эккаутинг-сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом различных видов финансовой информации. Такая информация позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, принимать решение о целесообразности ведения дел с ним.
Космические услуги — вывод объектов на околоземную орбиту, картографическая и геодезическая съемка, проведение исследований в космосе, космический туризм.
Быстрый рост сферы услуг происходит, прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокие темпы экономического роста, производительности труда и высокий уровень жизни населения. Немаловажной причиной является и научно-технический прогресс, ускорившийся процесс разделения труда, ведущие к образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг, а также рост международных экономических связей стран. (См таб. 2.5)
Таблица 2.5
Динамика мировой торговли услугами в 1980-2000 гг. (млрд. долл.)
1980 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002г. | |
Экспорт | 365,3 | 782,0 | 1188,9 | 1475,7 | 1478,1 | 15701,1 |
Импорт | 396,6 | 810,3 | 1190,9 | 1460,9 | 1469,6 | 1545,5 |
При этом удельный вес мировой торговли услугами в совокупном международном товарообороте увеличился с 17% в 1980г. до 25% в 1999 г.
В период 1986—1998 гг. среднегодовой темп роста мировой торговли коммерческими услугами составлял 6,5%, тогда как темпы роста торговли товарами - 5,8%. Однако на динамике данного показателя негативно сказался азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., в результате которого темпы прироста мировой торговли замедлились. Так, в 1999 г. темпы прироста мирового экспорта услуг оценивались всего лишь в 2% (при максимуме в 5% в США).
В 2002 г. мировой экспорт прочих коммерческих услуг составил 740 млрд долл., а его доля в совокупном экспорте услуг увеличилась с 38,0% в 1990 г. до 47,0% в 2002 г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста (6% в среднем ежегодно в течение 1995-2000 гг. и 9% в 2002 г.).
Наиболее динамичным ростом отличалась торговля профессиональными и деловыми услугами, в том числе телекоммуникационными и финансовыми услугами, на которые приходится до 2/5 всей торговли. Телекоммуникационные услуги, прежде всего поставляемые на основе цифровой связи, имеют огромный потенциал по интенсификации мировой торговли.
Мировой экспорт туристских услуг оценивался в 480 млрд долл. в 2002 г., а доля снизилась с 33,7 до 30,6% за 1990-2002 гг. из-за более низких темпов прироста (3% в среднем ежегодно в период 1995-2000 гг. и 4% в 2002 г.).
Мировой экспорт транспортных услуг равнялся 350 млрд долл. в 2002 г., удельный вес снизился с 28,4 до 22,3% (темпы прироста — 3% в 1995-2000 гг. в среднем ежегодно и 4% - в 2002г.).
Экспорт транспортных услуг особо важен для Африки (26,2% всего экспорта услуг данного региона) и Азии (25,8%); экспорт туристских услуг — для стран Латинской Америки (54,6%) и Африки (47,9%), прочих коммерческих услуг - для Северной Америки (51,7%) и Западной Европы (49,5%).
Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг являются (1) США- 17,4%; (2) Великобритания - 7,8%; (3) Германия - 6,3%; (4) Франция —5,5%; (5) Япония - 4,1%.
Ведущими импортерами услуг являются (1) США - 13,3%; (2) Германия - 9,6%; (3) Япония - 6,9%; (4) Великобритания - 6,6%; (5) Франция - 4,4%.
Географическое распределение мирового экспорта услуг характеризуется высокой долей развитых стран, на которые приходится 73,3% в 2002 г., тогда как удельный вес развивающихся стран — 22,9%,стран с переходной экономикой - 3,8%. В мировом импорте услуг удельный вес развитых стран равен 70,7%, развивающихся стран - 25,1%, стран с переходной экономикой - 4,2% к 2002г.
Особо следует выделить динамичный рост экспорта услуг развивающимися странами за последние несколько лет. Крупными экспортерами услуг из числа развивающихся стран является КНР, которая входит в первую «десятку» мировых экспортеров с удельным весом в 2,5% (39,4 млрд долл. в 2002 г.): Республика Корея - 1,7% (16-е .место); Сингапур — 1,7% (17-е место); Индия (1,5%). в целом 12 развивающихся стран входят в группу 40 мировых экспортеров услуг.
Практически эти же государства являются главными потребителями услуг: КНР, доля которой составляет 3,0% (8-е место); Республика Корея - 2,3% (12-е место); Тайвань— 1,6% (15-е место), а всего 14 развивающихся стран входят в число 40 основных стран - импортеров услуг, по данным 2002 г.
Из числа стран с переходной экономикой основным экспортером и импортером услуг является Российская Федерация, которая занимает 24-е место экспорте и 21-е место в импорте.
В целом основные тенденции развития мировой торговли услугами можно резюмировать следующим образом:
1. Более динамичные темпы роста мировой торговли услугами по равнению с темпами роста мирового товарооборота.
2. Преобладающая роль развитых государств в мировом экспорте и импорте услуг.
Высокая концентрация торговли в нескольких странах мира. По данным ВТО, в 1998 г. половина мирового оборота услуг приходилась на семь стран, а 40 государств мира практически обеспечивали всю мировую торговлю услугами -экспорта и 90,4% импорта.
Таким образом, международная торговля услугами превратилась в специфическую форму международных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.