Исследование торгово-хозяйственной
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы
для студентов направления подготовки
38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения
Кемерово 2017
Составители:
Л. В. Плющева,к.э.н., доцент
И. В. Сандракова, к.т.н., доцент
Утверждено на заседании кафедры торгового дела, протокол № 4 от 8 ноября 2016 г. | Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета управления и бизнеса, протокол № 3 от 24 ноября 2016 г. |
Исследование торгово-хозяйственной деятельности [Текст] : методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для студентов направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения / [сост.: Л. В. Плющева,
И. В. Сандракова] ; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 32 с.
Составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения.
© Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… | |||
1. | СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….… | ||
2. | ТЕМЫ ПРАКТИЧЕКИХ ЗАНЯТИЙ……………………..…….. | ||
3. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА………………………………. | ||
3.1. | Темы индивидуальных творческих заданий..…………… | ||
3.2. | Темы рефератов.………………………………………....... | ||
3.3. | Задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………….. | ||
4. | оценочные средства…………………………………….. | ||
4.1. | Контрольные вопросы к зачёту………………………….. | ||
4.2. | Контрольные вопросы к экзамену……………………….. | ||
4.3. | Критерии оценки видов работ……………………………. | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью учебной дисциплины «Исследование торгово-хозяйственной деятельности» является формирование у студентов представления о торговле как отрасли национальной экономики, объединяющей совокупность предприятий и организаций, характеризующихся единством экономического назначения хозяйственной деятельности, направленной на доведение до потребителей материальных благ.
Задачи изучения дисциплины состоят в следующем:
– определить экономическое содержание торговли как отрасли экономики в системе общественного производства, границы отрасли и ее связь с другими секторами экономики;
– показать взаимосвязь торговли с финансово-кредитной системой;
– раскрыть организационную структуру отрасли;
– изучить современное состояние, экономические проблемы и перспективы развития торговли;
– дать характеристику рынков ресурсов, обеспечивающих функционирование торговли (материальные, трудовые, финансовые);
– исследовать факторы, определяющие эффективность функционирования торговли.
Методические указания по изучению курса «Исследование торгово-хозяйственной деятельности» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для направления подготовки «Торговое дело» а также в соответствии с рабочей программой дисциплины. В методических рекомендациях излагаются требования к уровню освоения дисциплины, содержание дисциплины, приводятся задания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы в соответствии с тематикой практических занятий, задания для контрольных работ студентов всех форм обучения, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Экономическое содержание торговли как отрасли
Системой
Банковская система и ее элементы. Функции банков и организационное построение банковской системы. Взаимодействие торговли с финансово-кредитной системой.
Предприятия торговли
Понятие маркетингового анализа. Методы анализа. PEST-, SWOT-анализ. Портфельный анализ. Портфельные модели. Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия.
Темы ПРАКТИЧЕСКИХ занятий
Практическое занятие № 1
Экономическое содержание торговли как отрасли экономики в системе общественного производства
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность торговли.
2. Торговля как процесс, сфера отношений, отрасль экономики.
3. Функции торговли.
4. Субъекты товарного рынка.
5. Взаимосвязь торговли с другими секторами экономики.
Индивидуальные задания:
По материалам периодических изданий и Интернет-ресурсов найдите и приведите пример, когда торговая отрасль проявляется как процесс, сфера отношений и отрасль экономики.
Групповая дискуссия:
«Торговля влияет на другие отрасли экономики или последние на торговлю?»
Практическое занятие № 2
Анализ деловой ситуации
«Анализ ситуации в торговой отрасли на территории
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 6
Практическое занятие № 7
Практическое занятие № 8
Предприятия торговли
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите различные подходы к понятию маркетингового анализа.
2. Дайте характеристику стратегическому и операционному анализу. В чем их различие?
3. Охарактеризуйте основные методы анализа.
1. Дайте характеристику политико-правовой среде России.
2. Дайте характеристику экономической среде России.
3. Дайте характеристику социально-культурной среде России.
4. Дайте характеристику технологической среде.
5. Внутренняя среда предприятия, ее составляющие. Определение сильных и слабых сторон.
6. Микросреда предприятия: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. Возможности и угрозы.
7. Процедура проведения SWOT- анализа.
8. В чем преимущества и недостатки использования матрицы ВСG (БКГ)?
9. Дайте обоснование преимуществ и недостатков матрицы «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция» (матрица Мак Кинзи); возможностей ее применение при анализе конкурентоспособности предприятия.
10. Соотнести понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.
11. Охарактеризовать методы анализа конкурентоспособности.
Индивидуальные задания:
На примере конкретного предприятия торговли провести PEST-анализ (анализ макрофакторов) и SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей)
Самостоятельная работа
При выполнении самостоятельной работы необходимо следовать рекомендациям учебно-методических материалов «Стандарт организации. Письменные работы студентов. Структура и правила оформления» и «Выполнение самостоятельной работы. Методические указания для студентов всех специальностей, направлений подготовки (бакалавриат, магистратура) всех форм обучения», размещенные на странице «Виртуальный читальный зал» официального сайта института. Самостоятельная работа студентов ведётся планомерно и систематически, при подготовке к каждому практическому занятию.
Торгового предприятия
На примере конкретного предприятия торговли изучите его хозяйственную деятельность. Подготовьте презентацию, отражающую:
– общую характеристику предприятия;
– специфику организации торгово-хозяйственной деятельности;
– характеристику торгово-технологического процесса;
– эффективность результатов хозяйственной деятельности.
Предприятия торговли
На примере конкретного предприятия торговли провести PEST-анализ (анализ макрофакторов) и SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей)
Темы рефератов
Реферат– доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п. это самостоятельная исследовательская работа, раскрывающая суть изучаемой темы. Как правило, реферат отражает различные точки зрения на исследуемый вопрос, выражая в то же время и мнение самого автора.
Предприятия
1. Основные источники трудовых ресурсов торговых предприятий.
2. Понятие «бренд» и его значение для хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Задания для контрольных работ
студентов заочной формы обучения
При выполнении контрольной работы студенты, используя теоретические знания по дисциплине, исследуют ситуацию, складывающуюся на рынке, состояние предприятия и предлагают мероприятия, направленные на повышение эффективности его деятельности. В контрольной работе необходимо выполнить следующие задания:
1. Дать общую характеристику предприятия, включающую:
– наименование предприятия, его организационно-правовую форму;
– виды деятельности, месторасположение;
– формат торговли;
– ассортимент;
– анализ основных экономических показателей работы предприятия за последние два года. Данные можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели торгового предприятия
Наименование показателя | Ед. изм. | Предшествующий год | Отчетный год | Отклонение +/– отчетный год от предшествующего года | Отклонение отчетного года в % к предшествующему году |
1. Розничный товарооборот | тыс. руб. | ||||
2. Себестоимость проданной продукции | тыс. руб. | ||||
3. Валовая прибыль | тыс. руб. | ||||
4. Уровень валовой прибыли в % к товарообороту | % | ||||
5. Издержки обращения | тыс. руб. | ||||
6. Уровень издержек обращения в % к товарообороту | % | ||||
7. Прибыль (убыток) от продаж | тыс. руб. | ||||
8. Рентабельность продаж | % | ||||
16. Среднесписочная численность работников | чел. | ||||
17. Производительность труда | тыс. руб. |
2. Провести SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей).
Как правило, процедура SWOT-анализа состоит из следующих этапов:
1) Формирование перечня возможностей, угроз, сильных и слабых сторон предприятия (табл. 3).
Таблица 3
Матрица сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз
|
|
|
|
2) Из приведенного списка отбираются наиболее значимые факторы для этого предприятия и строится матрица SWOT (табл. 4), в которой будет определяться взаимодействие между факторами внутренней и внешней среды. «+» становится, если предприятие может использовать возможность или нейтрализовать угрозу; «–» – когда имеющимися сильными сторонами невозможно нейтрализовать угрозы; графы остаются незаполненными, если нет связи между факторами.
Таблица 4
Оценка факторов внутренней и внешней среды
Факторы внутренней среды | Факторы внешней среды | Итого (внутренняя среда) | |||||||
возможности | угрозы | ||||||||
Сильные стороны | |||||||||
Слабые стороны | |||||||||
Итого внешняя среда |
3) в завершении анализа составляется сводная таблица, в которой перечисляются ключевые факторы внутренней и внешней среды и делается заключение по четырем основным вопросам предприятия (табл. 5).
Таблица 5
Ключевые факторы матрицы SWOT
Предприятие | Рынок | |
возможности | угрозы | |
Сильные стороны | Развитие | Компенсация угроз |
Слабые стороны | Что изменить? | Проблема |
3. На основании результатов анализа основных технико-экономических показателей деятельности торгового предприятия и SWOT-анализа предложить мероприятия, направленные на повышение его экономической эффективности.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
4.1. Контрольные вопросы к зачету
1. Сущность торговли, ее роль в экономике страны.
2. Торговля как процесс, сфера отношений, отрасль экономики.
3. Функции торговли.
4. Субъекты товарного рынка.
5. Взаимосвязь торговли с другими секторами экономики.
6. Современное состояние отрасли торговли в РФ и мире.
7. Основные закономерности и тенденции развития розничной торговли.
8. Форматы торговых предприятий.
9. Экономические проблемы, стоящие перед торговой отраслью в РФ и мире.
10. Факторы, влияющие на развитие торговли.
11. Основные тенденции и прогнозы развития торговли в РФ и мире.
12. Банковская система и ее элементы.
13. Функции банков.
14. Организационное построение банковской системы.
15. Взаимодействие торговли с финансово-кредитной системой.
16. Основные задачи торгового предприятия.
17. Организационные структуры розничной торговли.
18. Организационное построение оптовой торговли.
19. Каковы принципы построения организационных структур?
20. В чем состоят достоинства и недостатки механистических структур.
21. Достоинства и недостатки адаптивных структур.
22. Виды розничных торговых сетей, их характеристика.
23. Назовите достоинства и функции торговых сетей.
24. Перечислите подходы к формированию торговых сетей.
25. Специализация розничных торговых сетей.
26. Типизация розничных торговых сетей.
27. Принципы размещения розничной торговой сети.
28. Горизонтально-интегрированные формы сетевых структур торгового предприятия.
29. Вертикально-интегрированные формы сетевых структур торгового предприятия.
30. Диверсификация торговых организаций.
31. Организационно-правовые формы, используемые розничными торговыми сетями.
32. Территориальная и форматная стратегии розничных торговых сетей.
33. Франчайзинг в организации розничной торговой сети.
4.2 . Контрольные вопросы к экзамену
1. Сущность торговли.
2. Торговля как процесс, сфера отношений, отрасль экономики.
3. Функции торговли.
4. Субъекты товарного рынка.
5. Взаимосвязь торговли с другими секторами экономики.
6. Современное состояние отрасли торговли в РФ и мире.
7. Экономические проблемы, стоящие перед торговой отраслью в РФ и мире.
8. Факторы, влияющие на развитие торговли.
9. Основные тенденции и прогнозы развития торговли в РФ и мире.
10. Банковская система и ее элементы.
11. Функции банков и организационное построение банковской системы.
12. Взаимодействие торговли с финансово-кредитной системой.
13. Назовите основные задачи торгового предприятия.
14. Каковы принципы построения организационных структур?
15. В чем состоят достоинства и недостатки механистических структур, адаптивных структур?
16. Назовите достоинства и функции торговых сетей.
17. Перечислите подходы к формированию торговых сетей.
18. Горизонтально-интегрированные формы сетевых структур торгового предприятия.
19. Вертикально-интегрированные формы сетевых структур торгового предприятия.
20. Диверсификация торговых организаций.
21. Информационные ресурсы, используемые для функционирования торговли.
22. Товарные ресурсы предприятий торговли.
23. Трудовые ресурсы торговых предприятий.
24. Нематериальные активы торговых предприятий.
25. Финансовые ресурсы торговых предприятий.
26. Основные источники трудовых ресурсов торговых предприятий.
27. Понятие «бренд» и его значение для хозяйственной деятельности торгового предприятия.
28. Виды факторов, определяющие эффективность торговли.
29. Системность в управлении эффективностью в торговле.
30. Организация торгово-хозяйственной деятельности предприятия.
31. Организация торгово-технологического процесса.
32. Эффективность результатов хозяйственной деятельности.
33. Дать характеристику основных экономических показателей деятельности предприятия.
34. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
35. Приведите различные подходы к понятию маркетингового анализа.
36. Дайте характеристику стратегическому и операционному анализу. В чем их различие?
37. Охарактеризуйте основные методы анализа.
38. Дайте характеристику политико-правовой среде России.
39. Дайте характеристику экономической среде России.
40. Дайте характеристику социально-культурной среде России.
41. Дайте характеристику технологической среде.
42. Внутренняя среда предприятия, ее составляющие. Определение сильных и слабых сторон.
43. Микросреда предприятия: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. Возможности и угрозы.
44. Процедура проведения SWOT- анализа.
45. Использование матрицы ВСG (БКГ) в планирование ассортимента торгового предприятия.
46. В чем преимущества и недостатки использования матрицы ВСG (БКГ)?
47. Характеристика матрицы «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция» (матрица Мак-Кинзи).
48. Дайте обоснование преимуществ и недостатков матрицы «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция» (матрица Мак-Кинзи); возможностей ее применение при анализе конкурентоспособности предприятия.
49. Соотнести понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара.
50. Охарактеризовать методы анализа конкурентоспособности.
51. Перечислите общие и специальные показатели оценки деятельности торгового предприятия.
Критерии оценки видов работ
Оценка проводится в соответствии с Положением «О многобалльной (100-балльной) шкале оценок знаний при промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВПО (ВО)», Фондом оценочных средств и Картой форм контроля по дисциплине.
Таблица 6
Критерии оценки видов работ
Вид работ | Критерии оценки |
Текущий контроль | |
Вопросы к зачету | 40 балловставится студенту, проявившему знание изучаемого материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, освоившему основную литературу, обнаружившему устойчивый характер знаний и умений, а также способному к самостоятельному их применению. 25 балловставится студенту, проявившему полное знание изучаемого материала, освоившему основную литературу, обнаружившему устойчивый характер знаний и умений, а также способному к самостоятельному их применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической работы. 10 балловставится студенту, проявившему знания основного минимума изучаемого материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной литературой, допустившему неточности в ответах и/или давшему неполные ответы экзаменатору. Менее 10 балловставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного материала, допустившему принципиальные ошибки, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической работе без дополнительной подготовки по данной дисциплине. |
Вопросы к экзамену | 40 балловставится студенту, проявившему всесторонние и глубокие знания изучаемого материала и дополнительной литературы, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании материала. 25 балловставится студенту, проявившему полное знание изучаемого материала, освоившему основную литературу, обнаружившему устойчивый характер знаний и умений, а также способному к самостоятельному их применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической работы. 10 балловставится студенту, проявившему знания основного минимума изучаемого материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной литературой, допустившему неточности в ответах и/или давшему неполные ответы экзаменатору. Менее 10 балловставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного материала, допустившему принципиальные ошибки, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической работе без дополнительной подготовки по данной дисциплине. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Электронный ресурс] : учеб. / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. 456 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
2. Маклаков, Г. В. Эффективность коммерческой деятельности / Г. В. Маклаков. – М.: Дашков и К, 2016. 232 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
3. Плоткин, Б. К. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности и логистике / Б. К. Плоткин, Л. А. Делюкин. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 346 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
4. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: организация и проведение в компании: учеб. / Д. В. Тюрин; ВШЭ. – М.: Юрайт, 2014. 343 с.
Дополнительная литература:
1. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Беляевский. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. 392 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
2. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учеб. / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2012. 688 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
3. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования: учеб. /
А. В. Коротков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. 592 с.
4. Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Стражев. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйш. шк., 2014. 143 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com
5. Экономика торговли [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под общ. ред. Н. С. Шелега, Р. П. Валевич. – Минск: Вышейш. шк., 2012. 559 с. – Режим доступа: http://www.znanium.comРежим доступа: http://www.znanium.com
Периодические издания:
1. // Бизнес-журнал – М.: АО «Бизнес-журнал» / периодичность – 12 в год, издается с 2002 г.
2. // Маркетинг в России и за рубежом: науч.-инфор. журнал – М.: ЗАО «Финпресс» / периодичность – 6 в год, издается с 1997 г.
3. // Маркетинг: науч.-практ. журнал. – М.: Федер. контракт. корпорация «Росконтракт», Центр маркетинговых исследований и менеджмента при участии Асс. Дипломат. Работников и Гос. Ун-та управления / периодичность – 6 в год, издается с 1991 г.
4. // Маркетинг и маркетинговые исследования: науч.-информ. журнал. – М.: ЗАО «ИД Гребенникова», Член Росс. Ассоц, Маркетинга / периодичность – 6 раз в год, издается с 1996 г.
5. // Маркетинговые коммуникации: науч.-практ. журнал – М.: ООО «Объединенная редакция» / периодичность – 6 в год, издается с 2001 г.
6. // Молл: журнал №1 о торговой недвижимости и ритейле - М.: АО «Бизнес-журнал» / периодичность – 10 в год, издается с 2003 г.
7. // Мое дело. Магазин: Всероссийское торговое издание – М.:ООО «Издательский дом «Деловой подход» / периодичность – 12 в год, издается с 2008 г.
8. // Новости торговли: информационно-аналитический журнал – М.: Pulset / периодичность – 12 в год, издается с 2007 г.
9. // Практический маркетинг: информация для маркетинговых решений. – М.: «Агентство ВСI Marketing» / периодичность – 12 в год, издается с 1997 г.
10. // Российская торговля: научно-практ. издание – М.: ИД «Российская торговля» / периодичность – 12 в год, издается с 2000 г.
11. // Секрет фирмы: деловой журнал М.: ИД «Коммерсантъ» / периодичность – еженедельно, издается с 2001 г.
12. // Справочник руководителя торгового предприятия: практический ежемесячный журнал для руководителей и бухгалтеров торговых предприятий – М.: Издательский дом «МЦФЭР» / периодичность – 12 в год, издается с 1996г.
13. // Торговое оборудование: информационно-аналитический журнал – М.: Pulset / периодичность – 12 в год, издается с 2007 г.
14. // Управление продажами – М.: ИД «Гребенников» / периодичность – 6 в год, издается с 2001 г.
15. //Эксперт: деловой аналитический журнал – М.: Группа «Эксперт» / периодичность – еженедельно, издается с 1995 г.
Интернет-ресурсы:
1. Интернет проект «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cfin.ru
2. Как сделать бизнес на франшизе: Бизнес-практикум. Мультимедийное издание, compact disc, «1С и «КОРДИС&МЕДИА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http //www.1c.ru
3. Мерчандайзинг: обучающая консультационная программа. Compact disc, AMediuM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nd.Ru
4. Создание эффективных дистрибьюторских сетей Электронный экспресс-курс. Серия «Бизнес школа» ИД «Равновесие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.ravnovesie. www.salebook.ru
5. Состав. Ру: Реклама Маркетинг PR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sostav.ru
6. СПАРК – профессиональное решение для проверки контрагентов, управления кредитными и налоговыми рисками, маркетинга, инвестиционного анализа, поиска аффилированности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru
7. Управление оптовыми продажами. Электронный экспресс-курс. Серия «Бизнес школа» ИД «Равновесие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www. ravnovesie. www.salebook.ru
8. Управление продажами. Электронный экспресс-курс. Серия «Бизнес школа» ИД «Равновесие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www. ravnovesie. www.salebook.ru
9. Retail.ru: ритейлеру и поставщику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. retail.ru
Учебное издание
Плющева Лариса Валерьевна
Сандракова Ирина Валерьевна
Подписано к печати . Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,0. Тираж 10 экз. Заказ № ____ |
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им Г. В. Плеханова. 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39 |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы
для студентов направления подготовки
38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения
Кемерово 2017
Составители:
Л. В. Плющева,к.э.н., доцент
И. В. Сандракова, к.т.н., доцент
Утверждено на заседании кафедры торгового дела, протокол № 4 от 8 ноября 2016 г. | Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета управления и бизнеса, протокол № 3 от 24 ноября 2016 г. |
Исследование торгово-хозяйственной деятельности [Текст] : методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для студентов направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения / [сост.: Л. В. Плющева,
И. В. Сандракова] ; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 32 с.
Составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения.
© Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… | |||
1. | СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….… | ||
2. | ТЕМЫ ПРАКТИЧЕКИХ ЗАНЯТИЙ……………………..…….. | ||
3. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА………………………………. | ||
3.1. | Темы индивидуальных творческих заданий..…………… | ||
3.2. | Темы рефератов.………………………………………....... | ||
3.3. | Задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………….. | ||
4. | оценочные средства…………………………………….. | ||
4.1. | Контрольные вопросы к зачёту………………………….. | ||
4.2. | Контрольные вопросы к экзамену……………………….. | ||
4.3. | Критерии оценки видов работ……………………………. | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью учебной дисциплины «Исследование торгово-хозяйственной деятельности» является формирование у студентов представления о торговле как отрасли национальной экономики, объединяющей совокупность предприятий и организаций, характеризующихся единством экономического назначения хозяйственной деятельности, направленной на доведение до потребителей материальных благ.
Задачи изучения дисциплины состоят в следующем:
– определить экономическое содержание торговли как отрасли экономики в системе общественного производства, границы отрасли и ее связь с другими секторами экономики;
– показать взаимосвязь торговли с финансово-кредитной системой;
– раскрыть организационную структуру отрасли;
– изучить современное состояние, экономические проблемы и перспективы развития торговли;
– дать характеристику рынков ресурсов, обеспечивающих функционирование торговли (материальные, трудовые, финансовые);
– исследовать факторы, определяющие эффективность функционирования торговли.
Методические указания по изучению курса «Исследование торгово-хозяйственной деятельности» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для направления подготовки «Торговое дело» а также в соответствии с рабочей программой дисциплины. В методических рекомендациях излагаются требования к уровню освоения дисциплины, содержание дисциплины, приводятся задания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы в соответствии с тематикой практических занятий, задания для контрольных работ студентов всех форм обучения, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Экономическое содержание торговли как отрасли