Общая характеристика Международного коммерческого арбитражного Суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ

Правовой основой деятельности международного коммерческо­го арбитража в России, как уже упоминалось выше, является Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О меж­дународном коммерческом арбитраже» (разработан на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г.).

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП).

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. В соответствии с Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (Приложение 1 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О меж­дународном коммерческом арбитраже») Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»[7].

МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы.

Традиционным местом проведения слушаний в МКАС является г.Москва. При этом сторонам предоставляется право по своему усмотрению определить другое место рассмотрения спора. Однако в любом случае, в соответствии с Регламентом МКАС, это место должно находиться на территории РФ. Стороны могут вести свои дела в МКАС как путем непосредственного участия, так и через представителей, которыми могут быть и иностранные граждане. Отсутствие стороны, надлежащим образом уведомленной о времени, месте слушания, не является препятствием для рассмотрения дела и вынесения решения, если только не явившаяся сторона не заявит ходатайство об отложении слушания дела по уважительной причине. Разбирательство в МКАС может проводиться как путем осуществления устного слушания, так и на основе рассмотрения письменных материалов без проведения устного слушания. МКАС рассматривает спор в соответствии с таким нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых. Основным звеном в системе международного коммерческого арбитража является вынесение решения по существу. Решение, вынесенное в рамках МКА, является окончательным и не подлежит обжалованию. Вместе с тем Закон о МКА предусматривает возможность оспаривания арбитражного решения. Оспаривание решения не имеет целью проверку качества вынесенного решения, а сводится в конечном итоге либо к защите интересов стороны, права которой были нарушены при рассмотрении дела, либо к защите публичного порядка соответствующего государства.

В соответствии с Положением о морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (Приложение 2 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О меж­дународном коммерческом арбитраже») морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению споров, отнесенных к ее компетенции ст.2 Положения, в соответствии с Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»[8]. Компетенция МАК имеет специальный характер и включает в себя споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием (споры, связанные с перевозкой грузов и фрахтованием судов и др.), независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это принципы арбитражного разбирательства: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам и т.д. МКА обладает полномочием выносить постановление о своей компетенции. В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции.

Для рассмотрения спора в МКАС или МАК, помимо соблюдения условия о подведомственности спора, необходимо еще и наличие арбитражного соглашения сторон о передаче их спора в МКАС или МАК. Вопрос о компетенции рассматривать спор решается МКАС или МАК самостоятельно.

Заключение

По итогам рассмотрения международного коммерческого арбитража в РФ можно сделать следующие выводы:

Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров.

Международный коммерческий арбитраж (МКА) – это механизм (организация, орган) негосударственного рассмотрения частноправовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности.

Различают два вида Международного коммерческого арбитража: институционный (постоянно действующий) и изолированный (ad hoc или разовый).

Институционный коммерческий арбитраж создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д., работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня.

Изолированный коммерческий арбитраж (ad hoc) образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют правила избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру.

Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

Виды арбитражных соглашений:

-арбитражная оговорка - это соглашение сторон договора, непосредственно включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть из данного договора;
- третейская запись - это отдельное от основного договора соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора;
-арбитражный договор -это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным договором или группой договоров, или в связи с совместной деятельностью в целом.

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП).

Список литературы

1. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года // Международное частное право: сборник документов. М., 2007. С. 493-514.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г №6-ФКЗ, от 30.12.2008г №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст.445.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95 -ФЗ (ред.от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

4. ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019.

5. Закон РФ от 7 июля 1993 г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 №250-ФЗ) // ВСНД РФ от 12 августа 1993 г., №32. ст. 1240.

6. Международное частное право: учебное пособие // Под ред. Г.Д. Дмитриевой. М., 2006.

7. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Норма, 2008.

8. Бардина М.П. О новом Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2006. № 2

9. Васильев Е.А. Арбитражное соглашение по новому Регламенту Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации // Журнал российского права, № 2. 2008.

10. Рожкова М.А.Возможности разрешения и урегулирования коммерческих споров // Правосудие в Поволжье. № 5. 2004.

11. Симонян Г.В.Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования СНГ // Вестник ВАС РФ. 1999. №6.

12. Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» // Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М., 2003.

[1] Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Норма, 2008. С. 564.

[2] Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М., 2003. С. 9 - 10.

[3] Симонян Г.В.Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования СНГ // Вестник ВАС РФ. 1999. №6. С.103-112.

[4] Рожкова М.А.Возможности разрешения и урегулирования коммерческих споров // Правосудие в Поволжье. № 5. 2004. С. 45.

[5] Закон РФ от 7 июля 1993 г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 №250-ФЗ) // ВСНД РФ от 12 августа 1993 г., №32. ст. 1240.

[6] Васильев Е.А. Арбитражное соглашение по новому Регламенту Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации // Журнал российского права, №2. 2008.

[7] Закон РФ от 7 июля 1993 г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 №250-ФЗ) // ВСНД РФ от 12 августа 1993 г., №32. ст. 1240.

[8] Закон РФ от 7 июля 1993 г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 №250-ФЗ) // ВСНД РФ от 12 августа 1993 г., №32. ст. 1240.

Наши рекомендации