Регулирование международной миграции рабочей силы.
В связи с тем, что процессы трудовой миграции влекут за собой вышеперечисленные последствия, возникает необходимость в их регулировании. Такое регулирование ведётся:
- странами – экпортёрами и импортёрами рабочей силы;
- международными учреждениями и организациями.
С целью контроля над миграционными процессами все государства проводят миграционную политику,которая включает в себя иммиграционную и эмиграционную политику.
Иммиграционная политикастроится с учётом состояния национальной экономики, рынка труда и рынка жилья. Чаще всего по отношению к иммигрантам проводится селективная иммиграционная политика. К инструментам относят:
o Количественные ограничения - квотирование импорта рабочей силы (иммиграционная квота – количественный показатель потребности страны в работниках-иностранцах). В рамках такой квоты устанавливаются доли для различных категорий мигрантов;
o Качественные ограничения - требования к профессиональной квалификации (диплом об образовании, стаж работы – в США 5 лет); возрастные ограничения (20-40 лет); состояние здоровья (мед.и психологическое тестирование)
o Ограничения времени работы в стране, профессий
o Система санкций в отношении нелегалов и лиц, с ними сотрудничающих.
Наиболее желанными иммигрантами являются:
- специалисты в области новых технологий, программисты, инженеры;
- работники для выполнения тяжёлых и вредных работ;
- представители редких профессий (реставраторы картин, огранщики алмазов);
- талантливые музыканты, артисты, спортсмены, писатели, ученые.
В некоторых странах (США, Канаде, Австралии) льготы на получение виз получают инвесторы, вкладывающие капитал в принимающую страну и создающие новые рабочие места. Например, в США ПМЖ получают инвесторы, вложившие в американскую экономику от 500 тыс. до 1 млн.долл., в Канаде от 250 тыс.
Также разрабатываются программы стимулирования реэмиграции.
Эмиграционная политика, осуществляется в следующих направлениях:
· Стимулирование трудовой миграции для сокращения безработицы;
· Ограничение;
· Создание условий для реэмиграции.
Инструментами эмиграционной политики может быть:
- ограничение выдачи загранпаспортов
- эмиграционные квоты
- поощрение валютных переводов из-за рубежа
- предоставление льгот реэмигрантам (на приобретение жилья, по кредитам, таможенных льгот и др.).
На международном уровне регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках таких м/н организаций как:
1. Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН. Занимается вопросами регулирования трудовых отношений. В настоящее время участниками МОТ являются 181 страна.
Главные цели МОТ:
-содействие социально-экономическому прогрессу
- повышение благосостояния и улучшение условий труда людей
- зашита прав человека.
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
• разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
• разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
• помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
• защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.)
• борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
• содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
• разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
• разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
2.Международная организация по миграции (МОМ) –занимается вопросами упорядочивания и планирования миграционных потоков и оказанием практической помощи в организации миграции, организацией перемещения беженцев и др.
5. Российская Федерация в процессах международной миграции рабочей силы.
Трудовая миграция – нормальное явление жизни мирового сообщества. Она осуществляется в цивилизованных формах на основе национального законодательства и международных нормативных актов. Повышение степени открытости российской экономики и демократизация общества определили активное участие России в процессах международной миграции рабочей силы. Постепенное вхождение России в систему мирохозяйственного оборота, снятие ограничений на трансграничные передвижения людей ведут к тому, что она становится поставщиком рабочей силы на мировые рынки труда и одновременно сама становится центром принятия мировой рабочей силы.
Впервые широкий переселенческий процесс в поисках работы из Европы в Америку захватил Россию в 19 веке, из которой за период с 1828 года по 1912 год эмигрировало примерно 4,5 млн. человек. В законодательном порядке этот процесс не регулировался. Более того, российский закон не допускал перехода российских подданных в иностранное гражданство. Первое легальное разрешение на эмиграцию было дано евреям в 1892 году, но при этом они признавались покинувшими родину навсегда.
С началом 20 века устарелость этих законов стала очевидной и в стране была разрешена деятельность эмиграционных агентств. В 1906 году был разработан проект "Положения об эмиграции", однако, принят он так и не был.
Эмиграция из бывшего СССР включает в себя четыре потока. Первый и второй потоки связаны с трагическими событиями первой мировой и гражданской войнами (первый поток) и второй мировой войной (второй поток). Третий поток эмиграции – это в основном так называемая "этническая" эмиграция, когда выезд был разрешен евреям, немцам, грекам. За период с 1917 года по 1985 год из России эмигрировало примерно 14,7 млн. человек.
Четвертый поток эмиграции (уже из Российской Федерации) определяется теми возможностями, которые предоставил Закон "О порядке выезда за пределы РФ и въезда на территорию РФ граждан", вступивший в силу с 1 января 1993 года.
В последующие годы процесс трудовой миграции заметно возрос. Причинами интенсификации процесса эмиграции из России в последние годы явились:
— либерализация политических взглядов на эмиграцию, приведшая к снятию административных запретов и расширению реальных возможностей выезда из страны;
— экономический и финансовый кризис, обострение этнических и национальных конфликтов, вызывавшие увеличение потоков мигрантов как из РФ, так и из республик бывшего СССР;
— большая «открытость» России привела к тому, что создались предпосылки для использования на мировом рынке труда граждан России, обладающих определённой подготовкой, знаниями, представляющими те профессии, спрос на которые в мире в настоящее время возрос;
— обострение внутристрановых причин, побуждающее её граждан искать более выгодные рабочие места за рубежом: ухудшающееся экономическое положение в стране, высвобождение рабочей силы из производства, финансовый кризис 1998 года, снижение жизненного уровня населения, низкий средний уровень заработной платы, не обеспечивающий нормальный, даже по российским меркам, уровень жизни, увеличение «горячих» точек в стране, политическая нестабильность.
Причины и последствия трудовой миграции в Российской Федерации те же, что и в целом мировом сообществе.