Регулирование процессов международной миграции рабочей силы

В связи с ростом масштабов международной миграции и осо­бенно нелегальной, объективно встал вопрос об усилении госу­дарственного и межгосударственного регулирования данного про­цесса.

Масштабы миграционных потоков рабочей силы заставили го­сударства объединить свои усилия в принятии политических ре­шений. Правительство каждой страны вправе самостоятельно оп­ределять направления и цели миграционной политики. Для этого во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов. Осуще­ствляют деятельность национально-государственные органы или службы иммиграции, которые, как правило, создаются при ми­нистерствах труда, юстиции или внутренних дел.

Например, в США с 1990 г. действует «Закон об иммиграции». Подобные законы есть и в других развитых странах с рыночной экономикой. Несмотря на негативное, как правило, отношение значительной части местного населения к иммигрантам и срав­нительно высокую безработицу среди него, во многих развитых странах возрождаются идеи, связанные с позитивной ролью им­миграции в повышении благосостояния общества.

Иммиграционное законодательство пересматривается с точки зрения привлечения тех категорий экономических мигрантов, на которые существует повышенный спрос. Эти страны благоприят­ствуют въезду высококвалифицированных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих. Более того, въезд так называемых «коммерческих иммигрантов» (обладающих капи­талом и ориентированных на предпринимательскую деятельность и инвестирование) даже поощряется.

Режим благоприятствования для въезда зарубежных предпри­нимателей и инвесторов получил наибольшее развитие в США и Канаде, где действуют специальные программы коммерческой и инвестиционной иммиграции. Еще в 1977 г. в законодательстве Канады для привлечения потенциальных предпринимателей была введена категория «коммерческий иммигрант».

В США с 1990 г. реализуется программа «инвестиционной им­миграции», которая предусматривает предоставление статуса по­стоянных жителей США («грин кард» «зеленая карта») иност­ранным инвесторам, а также членам их семей, вкладывающим в экономику США не менее 500 тыс. долл. и способствующим созда­нию не менее 10 тыс. рабочих мест.

В ряде стран, например ФРГ, Франции, Австрии, приняты соглашения о найме иностранных работников. В соответствии с такими соглашениями Германия, в частности, принимает на времен­ной основе около 1000 работников из Венгрии и Польши, а также не столь значительные по численности контингента работников из Чехии и бывшей Югославии.

Вместе с тем государственный аппарат регулирования мигра­ционных потоков нередко оказывается недостаточно мобильным и далеко не всегда оперативно реагирует на разворачивающиеся в этой сфере процессы. Поэтому во многих странах получили раз­витие фирмы, занимающиеся частным посредничеством в сфере международной миграции.

Для нормализации решения вопросов международной мигра­ции на межгосударственном уровне важную роль играют право­вые стандарты, закрепленные в документах международных орга­низаций. Ратифицируя эти документы, страны признают приори­тет норм международного права над национальным законодатель­ством, что имеет большое значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигран­тов, чьи права существенно расширяются.

Международно-правовую основу внешней трудовой мигра­ции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о гражданских, политических и других правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Вен­ской встречи представителей государств участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се­мей. Серьезное внимание правовым вопросам трудовой миграции уделяет Международная организация труда.

Странами ОЭСР создана специальная служба - Система по­стоянного наблюдения за миграцией, задачей которой является координация деятельности национальных иммиграционных управ­лений.

Западноевропейские страны активно участвуют в выработке со­вместной с другими странами ОЭСР миграционной политики с целью свести к минимуму негативные последствия трудовой миг­рации для экономик отдельных стран и мировой экономики в целом. Как уже отмечалось, одним из направлений этой политики стало заключение межправительственных соглашений о найме рабочей силы между странами-экспортерами и странами-импор­терами, которые должны соответствовать международным кон­венциям о защите прав трудящихся-мигрантов. В них же оговари­ваются условия и сроки пребывания мигрантов в принимающей стране, а также другие вопросы по защите интересов мигрантов.

В 90-е гг. начался процесс ужесточения иммиграционного зако­нодательства в странах Запада. При наличии иммиграционных ограничений и, одновремен­но, нехватке рабочей силы развитые индустриальные страны не­редко идут по пути строительства предприятий за рубежом и экс­порта рабочих мест.

Наконец, в некоторых западноевропейских государствах были созданы курсы по реадаптации иммигрантов к условиям труда на их родине. Эти меры принесли определенные результаты, числен­ность иммигрантов из стран Востока в ряд стран Западной Евро­пы уменьшилась, однако позднее она опять возросла.

Особой привилегией неизменно пользуются специалисты выс­шей квалификации. «Утечка умов» охватила практически все бед­ные страны Востока, включая те, которым подготовка специали­стов обходится особенно дорого и которые чрезвычайно в них нуждаются. Для мигрантов с высоким уровнем квалификации уп­рощены многие процедуры, связанные с переездом и оформле­нием документов, в том числе проще решается проблема воссое­динения семей.

В 90-е гг. основным методом регулирования потоков рабочей силы был и, видимо, останется в будущем контроль за численно­стью мигрантов, прибывших в страну по контракту. Главными це­лями разработки и реализации мер, связанных с использованием иностранной силы, является необходимость защиты националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока рабочих-миг­рантов и обеспечение его рационального использования. Руковод­ствуясь этими целями, практически все государства ограничива­ют приток иностранной рабочей силы, используя для этого слож­ную систему административных, организационно-правовых и эко­номических рычагов. Во всех развитых странах имеются государ­ственные органы, на которые возложено решение проблем трудо­вой миграции. Законодательство четко регламентирует взаимоот­ношения рабочего-мигранта с местным работодателем и государ­ственными ведомствами.

Процедурные различия в отдельных странах связаны с особен­ностями их институциональной структуры.

Трудоустройство иностранцев за границей основано на кон­трактной системе, которая формулирует основные требования к качеству рабочей силы. Для подавляющего большинства профес­сий необходимы квалификационные документы в виде диплома об образовании. Выдвигаются также требования к профессиональ­ному опыту, устанавливаются возрастные ограничения, учитыва­ется состояние здоровья. Вводится соотношение между численно­стью иностранных и местных работников на предприятиях принимающей стороны. Оговаривается срок пребывания и работы в принимающей стране, по истечении которого мигранты должны ее покинуть. Имеют место прямые и косвенные ограничения не­которых видов деятельности для иммигрантов.

Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование между­народной миграции и цена рабочей силы все чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом. Формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.

Наши рекомендации