Международная миграция рабочей силы. Модель Лаури. Международное и государственное регулирование движения рабочей силы. Россия на мировом рынке рабочей силы.
К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом. Предположительно за пределами стран происхождения, по разным оценкам, проживает около 200 млн. человек.
Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, вызванное, прежде всего причинами экономического характера. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции обусловлен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
По классификации, составленной Международной организацией труда (МОТ) трудовая миграция подразделяется на 5 типов :
1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;
3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы– лица вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
5) переселенцы, то есть переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Модель Лоури ("городской мультипликатор") - модель размещения городов, выявляющая зависимость экономической и территориальной структуры города от особенностей развития и спецификации базового и обслуживающего секторов экономики. Модель Лоури отражает их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города.
Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.
Эмиграционная политика государства включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные методы регулирования эмиграционных потоков: валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы возвращающихся трудящихся.
Прямые методы регулирования эмиграции: требования к субъектам трудовой миграции – к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынке зарубежных стран; структурная политики, основными элементами которой могут выступать:
а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;
б) запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот.
Иммиграционная государственная политикапризвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. формируется из следующих инструментов: качественные требования к иностранной рабочей силе; возрастной ценз; состояние здоровья; ограничения личностного характера; прямое квотирование импорта рабочей силы; финансовые ограничители: профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых и косвенных запретов; национально-географические приоритеты.
Программы, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида таких программ:
1) программы материальной компенсации. Предусматривают денежные выплаты иммигрантам за прекращение их деятельности;
2) программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантом отъезда на родину. Они основаны на специальной, профессиональной подготовке, позволяющей им быстро внедриться в экономику страны, гражданами которой они являются;
3) программы экономической помощи регионам массовой миграции. Они являются самыми радикальными, т.к. стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции.
Россия. В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. Вместе с тем, имея положительное миграционное сальдо, Россия продолжает терять часть квалифицированных специалистов и потеря эта не компенсируется притоком извне. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) в ближнем зарубежье проживает 20 миллионов соотечественников и еще 10 – в дальнем. В то же время в 2005 году в стране находились 10,2 млн. человек с неурегулированным правовым статусом. Налоговые потери от этого составляли 200 млрд. долларов в год. Больше всего нелегалов в Москве, Санкт-Петербурге, Приморском, Хабаровском и Краснодарском краях, в субъектах Северного Кавказа. Формирование предложения более дешевой рабочей силы нелегалами деформирует рынок труда и ухудшает криминогенную обстановку. Только за 9 месяцев 2006 года переводы (и только почтовые и электронные!) в страны СНГ составили 3,6 млрд. долларов. (Оценочно: граждане Грузии переводят по разным каналам из России на родину сумму, превосходящую бюджетные расходы страны.) К административной ответственности в 1993 году были привлечены 40,6 тысячи приезжих, а в 2005 – уже 1,5 миллиона. В России действует более 250 нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы миграции, но единая система воздействия на миграционные процессы пока, к сожалению, не сформирована.
Кредитование международных расчетов. Операции факторинга и форфетирование. Международные расчеты — это система регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между государствами, а также юридическими и физическими лицами, являющимися резидентами разных стран.В факторинг входит целый ряд коммисионно-посреднических операций связ-ых с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплач-ых счетов за поста-ые товары, выпол-ые работы,оказаные услуги и права полу-ия платежа по ним,т.е. с инкассированием дебиторской задолж-ти (полу-ие сред-в по платежным док-ам). Во внешней торговле-это покупка банком или спец.компа-ей треб-ий экспортера к импортеру и их инкассацию. При экспорте рассрочка платежа 120 дней. Комм-ие банки осущ-ие экспортный факторинг предл-ют своим клиентам тройную выгоду: 1) банк прин-ет на себя услуги по учету дебитора,контролю и инкассации задолж-ти и т.п. (для пред-ия у кот.не велик удельный вес экспорта) 2) экспортный факторинг-форма кредит-ия (банк экспортера опла-ет счета фактуры в опр-ом размере в независ-ти от срока платежа за товар,оставш-ся сумма возмещ-ся экспортеру по поступл-ию платежа покупателю) 3) банки прин-ют на себя риск не платежа со стороны покуп-ля-факторинг без права регресса,если банк не приним-ет на себя риск платежа-факторниг с правом регресса. Форфитирование-продажа экспортером имеющихся у него требо-ий к импортеру (вексели) банку или спец-ой финан-ой компании на покупателя векселя (форфейтора) ложатся все риски связ-ые с платежом по векселю,т.е. отличие от обычной учетной операции форфетирование это учет векселя без оборота на продавца. Форфетирование прим-ся при поставках инвет-ых товаров на крупные суммы и с длит-ой рассрочкой платежа (экспорт машины и обор-ия). Приним-ся векселя выписан-ые в евро,долларах США и швейцарских франках. При учете векселей без оборота банки несут большие риски. Ставка дисконта при форфитировании превышает % взымаемый с импортера, разницу экпортер вкл. В цену. Форфийтинговое обслуж-ие экспорта среднесрочное от 6 месяцев до 5 лет, кредо-ие на недостачно кратной суммы. Банк при факторинге в отличии от форфейтинга берет на себя лишь часть рисков экспортера. Форфейтинг-однократная операция,связ-ая с взима-ем денеж-ых сред-в по опр-ому доку-ту. Факторинг-пост-ые связи м\д сторонами и наличие компл-ой системы обслуж-ия. Форфейтинг-наличие вторичного рынка на кот.возможна перепрадажа преоб-ых коммер-их векселей
Франшиза: цели и содержание. Формы оплаты соглашений. Договоры франшизы.
Франшиза-сложная форма лицен-ия товарного знака или фирме-ого наим. озна-ее практику передачи права исп-ия особых приемов и способов ведения бизнеса под тов-ым знаком франчайзера.
Типы франшизы: 1) произв-ая 2) торговая 3) лицен-ая.
Франчайзи-первон-ый взнос за помощь по созд-ию бизнеса, ежемес-ые взносы за право польз-ия торговым знаком.
Способы получ-ия разреш-ия,чтобы им стать:1) прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу на прямую мест-ому предприн-лю. 2) мастер франшиза-межд-ый франчайзер-исключ-ые права на разв. всей системы на терри-ии всей страны одному франчайзи 3) пром-ый-про-во товаров, франчайзи по средствам лицен-ий произв-ит товары под маркой франчайзера при его поддер-ке. 4) франзинг распред-ие-франчайзер-произв-ль,оптовик,реализ-ий товары под своей маркой, через франчайзинговую сеть. 5) франчайзинг услуг-фрачайзер обладает методом предост-ия опр-ых услуг,уполномач-ет франчайзи исп-ть эти же методы. Преим-ва для франчайзера: расшир-ие бизнеса с миним-ыми инвест-ями,исп-ся предпри-ие усилия и капитал франчайзи, избежание закон-ых барьеров. Преим-во франчайзи:присоед-ие к успешно развиваю-ся бизнесу,риск банкротства низок, обучение персонала и контроль над ведением бизнеса со стороны франчайзера, расспрос-ие успешного опыта в рамках франчайзин-ой сети.
Договор франшизы представляет собой договоренность относительно особого способа развития бизнеса, в основе которого лежит передача права его ведения от франчайзевой компании другой независимой компании или же индивидуальному предпринимателю на взаимовыгодных условиях.
Отношения франчайзинга закрепляются в договоре франшизы. Как правило, такой договор заключается для установления длительных деловых отношений на срок от 20 лет и более. Стандартный договор франшизы обязательно включает в себя:
· описание товаров и/или услуг, которые должны отвечать определенному стандарту (качеству);
· оговорки относительно всех вариантов использования фирменного наименования и/или товарного знака франчайзера (к примеру, все печатны
. материалы, другие средства и даже Web-страницы должны быть одобрены по форме, цвету и дизайну франчайзером);
основополагающие правила в отношении передачи, продления и завершения деловых отношений (обычно франчайзер имеет право осуществлять контроль за качеством ведения бизнеса со стороны франчайзи и обязуется предоставлять ему помощь в организации предприятия, обучении персонала, стратегии ведения рекламной кампании, управлении продажами, осуществлении маркетинговой и рекламной поддержки и т. д.).