Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях

Современная торговая политика государств отличается развити­ем и противоборством двух тенденций — протекционизма и либе­рализации. Каждое из этих направлений преобладает в определен­ные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 1950—1960-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 1970—1980-е годы прокатилась волна «нового» протекционизма.

Тенденция к либерализации 1950-х и 1960-х годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 1950-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%, то в 1970-х го­дах она уменьшилась до 7—10%, а сейчас колеблется в пределах 3-5%. Основные условия и факторы развития экономических отношений

Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система регулирования приобретает более гибкий характер в связи с расширением исполь­зования новейших средств протекционистской защиты. Протекцио­низм получает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных груп­пировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 раз­вивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 1970-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.

Активизируется создание новых замкнутых экономических груп­пировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благо­приятствования. Внутри новых группировок происходит либерализа­ция обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрире­гионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.

На глобальном уровне вводятся новые правила протекционист­ского регулирования. Например, активизируется применение «раз­вязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные по­шлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протек­ционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер.

Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы про­текционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработ­кой этих форм и практикой их претворения в жизнь.

Сосуществование протекционизма и одновременно либерализа­ции внешнеторговой политики в области импорта дополняется мо­дификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитова­ния приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

В отношении наукоемких товаров, требующих значительных рас­ходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используе­мого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавая в 1980-х годах ЭВМ нового поколения.

В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладаю­щих большой стоимостью, зачастую используется прямое государ­ственное финансирование. Такие методы широко применялись в 1970-е и 1980-е годы США и Великобританией при поставках судов м нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий коле­балась от 10 до 30—40% стоимости товара.

Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран европейского союза. Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.

Международные нормы более либеральны по отношению к та­ким средствам, как экспортное кредитование и страхование экс­портных поставок. В случае кредитования международные соглаше­ния обычно фиксируют максимальное значение допустимой про­центной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охва­тывает около 12—20% всего объема экспорта развитых стран. На­блюдается постепенное расширение практики страхования экс­портных поставок. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политического, военного и другого риска. Удлиняется срок страхо­вания, облегчаются условия выплаты страховки и т.д.

Еще одна форма поддержки экспорта — помощь тем государст­венным представительствам за границей, которые занимаются рек­ламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д. Так, Ве­ликобритания в 80-х годах ежегодно организовывала 300—400 зару­бежных выставок, большая часть расходов при этом покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказы­вают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.

В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в разви­тии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу ме­ры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Еще раз подчеркнем, что общий курс на либерализацию между­народной торговли во многих случаях сочетается с мерами протек­ционистского характера по отношению к отдельным товарам в не­которых странах. С учетом этого необходимо остановиться на мно­гостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемницы — Всемирной торговой организации (ВТО).

Наши рекомендации