Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях

Государственная инновационная политика Казахстана формируется и проводится в соответствии со следующими основными принципами:

- признание значения инновационной деятельности Казахстана в качестве приоритета для того, чтобы значительно повысить уровень эффективности технического и технологического развития производства общественного потребления, чтобы поднять конкурен­тоспособность наукоемкой продукции в стране, обеспечить высокое качество жизни населения, предоставить ему экономическую безопасность;

- обеспечить государственное регулирование в части инновационной деятельности, сочета­я при этом эффективное функционирование конкурентоспособного механизма в инновационной сфере;

- концентрировать национальные ресурсы для создания и распространения базисных инновационных технологий, которые обеспечат прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создать благоприятные условия для развития новых отношений в инновационной сфере, в корне пресекать недобросовестную конкуренцию в сфере инновационной деятельности;

- активизировать международное сотрудничество Казахстана с другими странами в инновационной и технической сферах;

- создать благоприятный инвестиционный климат при проведении инновацион­ной деятельности;

- всемерно укреплять обороноспособность и национальную безопасность Республики Казахстан по итогам проведения инновационной деятельности[10]. [1, С.28]

Мировая практика показывает, что государство с рыночной экономикой способно осуществлять сотрудничество с частным сектором в области проведения структурных преобразований в экономике. В качестве удачных примеров можно привести Японию, Южную Корею, Малайзию и другие страны, которые за последние тридцать – сорок лет сделали крупный прорыв в своём экономическом развитии. На современном этапе Китай также внедряет политику сотрудничества с частным сектором касательно дальнейшего развития стратегии индустриального роста. Исследования Всемирного Банка показывают, что подходы к государственной индустриальной политике можно свести к 3-м основным категориям:

- координация долгосрочных и краткосрочных инвестиций;

- всемерное развитие делового сотрудничества;

- замещение рынка по перспективным направлениям.

В условиях крайне недостаточного развития рынков фирмы не могут адекватно оценить величину спроса на новую (хотя бы и качественную) продукцию, которая будет создаваться по мере расширения производства. В этом случае государство может взять на себя функцию в части координирования инвестиций, а они только при совместном осуществлении инвестиционных проектов принесут заинтересованным компаниям определённые выгоды. Определённые инициативы в рамках государственной политики, направленной на дальнейшее деловое сотрудничество, могут нацеливаться прямым образом на укрепление деловых контактов с заинтересованными представителями бизнеса в таких основных направлениях:

- специализированные категории покупателей могут сформировать ранее неиспользуемые рыночные ниши, они же будут являться основным источником информации по стандартам продукции;

- поставщики оборудования могут передавать свой богатый производственный опыт в этой отрасли;

- поставщики ресурсов создают новые предпосылки для появления новых производственных идей;

- действующие конкуренты также представляют собой богатый источник новых идей.

Руководствуясь мировым опытом, основной упор при осуществлении инвестиционной политики правительство Казахстана делает на осуществлении инициатив по координации инвестиций и развитию делового сотрудничества. Финансовая поддержка может быть оказана лишь на принципах долевого участия через институты развития. Таким же образом Казахстан принимает участие в проектах, ориентированных на создание целой системы производств, которые могут создать продукцию высокого качества, развивая при этом как технологическую, та и экономическую цепочки добавленных стоимостей. Это даст возможность создать многоотраслевые предприятия, которые работают на конечный продукт, отвечающий всем параметрам высококачественной продукции. Также на практике был разработан и нашёл широкое применение метод по анализу и выработке дальнейшей стратегии развития казахстанских отраслей экономики. Суть этого метода в том, что каждая отрасль рассматривается как определённое производственное звено, которые способствуют добавлению стоимости конечного продукта.

Разработанная казахстанскими специалистами Стратегия «Казахстан-2030» определяет основные направления и этапы социально-экономических преобразований страны на долгосрочную перспективу. Для современного инновационного развития Казахстана сформированы такие основные механизмы по совершенствованию и дальнейшему развитию инновационной политики страны, а именно:

1) Создание в республике инновационной инфраструктуры, где задействованы такие государственные институты:

- АО «Банк развития Казахстана»;

- АО «Инвестиционный фонд Казахстана»;

- АО «Фонд развития малого предпринимательства»;

- АО «Инновационный национальный фонд»;

- АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».

Большую роль здесь на реализацию инвестиционной политики страны оказывает АО «Инновационный национальный фонд» Казахстана, деятельность которого способствует повышению общей инвестиционной активности в стране. Также эта организация создаёт определённые стимулы для венчурных функций экономики страны, а она на данный момент очень важна для того, чтобы создавать и развивать в республике отрасли высоких технологий (например, в информационном секторе, областях электроники и биотехнологии). Главное предназначение «Инновационного национального фонда состоит в том, чтобы решить уже ставшую системной проблему по про практическому отсутствию в стране эффективных рыночных механизмов по внедрению инноваций (кстати говоря, эта проблема присуща для всех постсоветских республик). Так как венчурные институции в стране находятся в зародышевом состоянии, предстоит долгая и кропотливая работа по созданию законодательной базы для того, чтобы в дальнейшем стимулировать и регулировать венчурную деятельность. Уже сейчас имеются значительные подвижки: казахстанские венчурные фонды дали одобрение на финансирование 14-ти национальных проектов на общую сумму 25 млн. долларов США. Наибольший интерес здесь вызвали такие направления, как информационные технологии, создание материалов, др.[11] [15]

Затраты на инновации по источникам финансирования в Казахстане – см. Табл. 3

Таблица 3 – Затраты на инновации по источникам финансирования

Источники финансирования инноваций 2014 год 2015 год
Млн. тенге В процентах Млн. тенге В процентах
Собственные средства предприятий 59,20 41,80
Республиканский бюджет, в т.ч. 8,60 4,90
Институты развития, из них: 0,70 0,60
Инновационные гранты 0,30 0,40
Местный бюджет 0,50 0,40
Иностранные инвестиции 0,80 974,2 0,10
Прочие средства, из них 30,90 52,80

Таблица № 3 (продолжение)

Источники финансирования инноваций 2014 год   2015 год
Млн. тенге В процентах Млн. тенге В процентах
Займы банков 25,70 8,30
В том числе, на льготных условиях 7,80 8,30
Займы небанковских юридических лиц 3,0 0,20
Итого

Структура рынка венчурного капитала – см. Рис. 4

Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях - student2.ru

Рисунок 4 – Структура рынка венчурного капитала в Казахстане

При формировании системы государственной поддержки венчурного инвестирования инновационных проектов необходимо учитывать ряд специфических особенностей развития казахстанской экономики на современном этапе, в том числе:

- недостаточную разработанность нормативно-правовой базы;

- высокий уровень внешних проектных рисков, зависящих от существующих экономической и политической конъюнктур рынка;

- слабое функционирование в республике рынка ценных бумаг;

- отсутствие обоснованной стратегии государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Казахстан;

- низкий уровень культуры ведения бизнеса в Казахстане;

- отсутствие разграничения полномочий органов государственной и региональной власти в отношении поддержки инновационной деятельности в республике.

Теперь рассмотрим отраслевую структуру участия АО «Банк развития Казахстана» в финансировании инновационных проектов в 2015-ом году(см. Рис.5):

Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях - student2.ru

Рисунок 5 – Отраслевая структура участия АО «Банк развития Казахстана» в финансировании инновационных проектов в 2015-ом году

Как мы видим из Рисунка 5, Банк инвестирует инновационные проекты в таких перспективных промышленных отраслях, как металлургия, текстильная и пищевая промышленность, транспортная логистика, строительные материалы и нефтегазовое машиностроение. Доля финансового участия Банка по направлению транспорта и связи составляет, например, 18,3% от общей суммы, в области производства машин и оборудования – 7,4%, в области химической промышленности -12,1%, и прочее. Также при поддержке АО «Национальный инновационный фонд» в Казахстане в 2007-ом году было создано совместное предприятие «SAFE ID Solutions CIS». Это совместное предприятие планирует создать представительский центр в Парке информационных технологий «Alatau IT City».

2) Содействие в формировании высокотехнологичных производств, а также создание эффективной системы трансферта зарубежных и отечественных технологий.

Сейчас в республике проведен ряд знаковых реформ в инновационной области, в 2015-ом году построено 350 новых предприятий инновационного типа. Инновационные процессы влияют не только на производство, но и на все стороны жизни общества, в связи с чем совершенствуется структура по потреблению материальных и нематериальных благ, создаются новые направления для работы людей. Например, одно рабочее место, связанное с областью высоких технологий, даёт от 5-ти до 10-ти рабочих мест в сфере промышленности. Высокотехнологичные производства служат одним из главных источников для пополнения государственного бюджета. В настоящее время вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП в индустриально развитых странах составляет примерно 80-90%. Инновационная активность предприятий Казахстана по сравнению с другими близлежащими странами – см. Рис.6:

Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях - student2.ru

Рисунок 6 – Инновационная активность предприятий Казахстана

3) Создание и поддержка деятельности центров научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров и т.п.) там, где имеется сеть научно-технических фирм и производственных предприятий, которые имеют высокий научно-технологический потенциал.[12] [16]

4) Использование передового, уже существующего в республике, научно- технического потенциала для того, чтобы развивать перспективные отрасли.

Тут следует отметить, что Казахстан уже имеет собственную научную базу, используя которую, можно развивать наукоёмкие производства, используя при этом казахстанские разработки, по таким направлениям:

-биотехнологии (новые сорта и генотипы сельскохозяйственных культур и животных, штаммы бактерий и прочее);

-ядерные технологии;

-космические технологии;

-создание новых материалов, химических продуктов и прочее.

5) Создание необходимых условий для возможности проведения исследований по таким современным научно-техническим направлениям, как новые материалы, химические и информационные технологии.

6) Совершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно-технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг.

Наряду с этим целесообразно оказать широкую государственную поддержку предприятиям по внедрению современных форм и методов управления бизнесом, внедрения ресурсосберегающих технологий, бережливого производства и других форм инновационной деятельности.

Наши рекомендации