Движение капитала и трудовых ресурсов

Суть вывоза капитала, как известно, заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это пре­допределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей сто­роны в привлечении иностранного капитала.

В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капи­тала. Это объясняется рядом причин:

• ускорение экономического роста приводит к росту спроса на капитал. В том же направлении действует и научно-технический прогресс, требующий для своей реализации все новых и новых капиталовложений;

• перенос производства трудоемкой продукции в развиваю­щиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы;

• вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обес­печивает постоянные источники сырья;

• вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барье­ры, стоящие на пути расширения экспорта;

• недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль игра­ют также экологические факторы — перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся.

В результате с 1970-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. Так, продукция амери­канских зарубежных филиалов превышает объем экспорта товаров из США более чем в 4 раза. На зарубежное производство приходит­ся примерно четверть ВНП промышленно развитых стран.

За период с 1914 г. до начала 1990-х годов прямые зарубежные капиталовложения увеличились почти в 18,5 раза.

В 1998 г. после сырьевых финансовых кризисов в ряде регионов мира (Юго-Восточная Азия, Россия, Бразилия) вывоз капитала рез­ко (почти в 3 раза) сократился, и пока не проявляются тенденции к его существенному росту.

К середине 1990-х годов суммарный вывоз капитала (кредиты, портфельные и прямые инвестиции) превысил 1,2 трлн долл., со­ставив около 1/5 суммы мирового экспорта. Для развивающихся стран возникла проблема внешнего долга: их задолженность превысила 1 трлн долл. По состоянию на конец 1990-х годов крупнейши­ми странами-должниками были: Бразилия — 179 млрд долл. (1980 г.- 71,5); Мексика - 157,1 (57,4); Индонезия - 129 (20,9); КНР - 128,8 (4,5); Россия - 124,8; Таиланд - 90,8 (8,3); Аргенти­на - 93,8 (27,2); Индия - 89,8 (20,6); Филиппины - 41,2 (17,4); Польша - 40,9 (8,9); Венесуэла - 35,3 (29,3); Нигерия - 31,4 (8,9); Египет — 31,3 млрд долл. (19,1) [7].

Как отмечено в гл. 8, одним из должников в настоящее время является и Россия. Ее задолженность (прежде всего за счет долгов бывшего СССР) оценивается в 114 млрд долл. Это важная проблема для будущего нашей экономики.

Что касается международного движения капиталов, то в экспор­те прямых капиталовложений доминируют США, страны ЕС и Япония. На эту «триаду» приходится примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала.

Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. В суммарном вывозе капитала на все развивающиеся страны приходится в среднем лишь 30—33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производст­ва на основе современных требований НТР, хотя в последние годы, по последнему докладу ЮНКТАД за 2004 г., наметилось опере­жающее повышение прямых иностранных инвестиций в развиваю­щиеся страны.

Направление движения капитала потеряло свою былую одно­сторонность, когда капитал направлялся из промышленно развитых стран в развивающиеся. Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Ряд развивающихся стран, в первую очередь нефте­добывающие и новые индустриальные, сами становятся экспорте­рами капитала.

Сейчас трудно выделить страны, которые являются только экс­портерами капитала или только импортерами. Многие одновремен­но экспортируют и импортируют капитал. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских ка­питалов.

Б структуре инвестиций следует отметить увеличение доли пря­мых инвестиций по сравнению с портфельными. Если до Первой мировой войны доля прямых инвестиций составляла 10%, в межво­енный период — 25, то сейчас на них приходится около 80%. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль зарубежные предприятия.

Претерпела существенные изменения и отраслевая структура выво­за капитала. До второй половины 1950-х годов капитал вкладывался преимущественно в добывающие отрасли, со второй половины 1950-х годов — в обрабатывающую промышленность и торговлю, со второй половины 1960-х годов преимущественной сферой приложения ино­странного капитала стали новейшая технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монопо­лиями в целях извлечения прибыли, но и правительствами и меж­дународными валютно-финансовыми организациями исходя из во­енно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструк­туру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создаются благоприятные условия для вложения частных инвести­ций. Доля государственного капитала в общем объеме вывоза капи­тала составляет около 30%, а кредиты международных финансовых организаций — около 10%.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

• безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наи­менее развитым странам;

• государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25— 40 лет);

• государственные коммерческие кредиты;

• государственные гарантии частных кредитов.

Кредиты международных финансовых организаций, занимая скромное место в объеме экспортируемого капитала, играют боль­шую роль как стимулятор экспорта частного капитала. Предостав­ление МВФ какой-либо стране даже небольшого кредита служит сигналом для частного капитала о безопасности вкладывать деньги в эту страну: «проверено, мин нет».

Взаимное проникновение капиталов в экономику приводит к образованию в экономике отдельных стран мощного иностранного сектора. Так, в результате наплыва в США иностранного капитала, превысившего 1,5 трлн долл. (из них примерно 250 млрд долл. — прямые инвестиции), около 20% активов банков США принадле­жат иностранцам, почти 3 млн американцев работают в иностран­ных компаниях. В США даже бьют тревогу по поводу «распродажи Америки». В свою очередь в экономике западноевропейских стран значительные секторы хозяйства принадлежат американскому капи­талу.

Каковы же последствия для экспортирующих и импортирующих капитал стран столь интенсивного движения капиталов? Они не однозначны: имеются положительные и отрицательные стороны.

Для страны — экспортера капитала ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии, когда начнут поступать прибыли от этих вложений, платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет

рынки сбыта товаров для страны — экспортера капитала, но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повы­шение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время те­ряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Эти соображения нужно иметь в виду при разработке Россией политики привлечения иностранных инвестиций, хотя выход Рос­сии из экономического кризиса немыслим без привлечения ино­странного капитала.

Одна из форм международных экономических отношений — миграция рабочей силы. В ее основе могут лежать как экономиче­ские, так и политические причины. Политические факторы, вызы­вающие массовые переселения людей, возникают из-за военных действий, этнических конфликтов (вынужденные переселенцы-беженцы). Последние примеры такого рода миграции — беженцы из Чечни, Таджикистана, Косово. Причинами экономической ми­грации является избыток рабочей силы в одних странах и их недос­таток в других, существенные различия в условиях приложения ра­бочей силы, например, приток турецкой рабочей силы в Западную Европу, а также в Россию. В последние годы наблюдается увеличе­ние потока эмигрантов из стран Южной и Юго-Восточной Азии в США и Западную Европу.

Среди эмигрантов можно выделить две группы: неквалифициро­ванные рабочие и творческие работники (ученые, творческая интелли­генция). Особую проблему представляет эмиграция научной и творче­ской интеллигенции (проблема утечки умов). Она подрывает научно-технический потенциал нации и обогащает потенциал принимаюшей страны. По оценкам экспертов, потеря от утечки умов из России на­много превышает пользу от всех видов иностранной помощи.

США, Канада, Западная Европа, Австралия регулируют приток иностранной рабочей силы, устанавливая определенные квоты на въезд иностранцев. С созданием Европейского союза сняты все ограничения на перемещение рабочей силы в пределах ЕС. В то же время ужесточа­ются правила приема рабочей силы из России и других стран СНГ.

Наши рекомендации