Движение капитала и трудовых ресурсов
Суть вывоза капитала, как известно, заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала.
В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин:
• ускорение экономического роста приводит к росту спроса на капитал. В том же направлении действует и научно-технический прогресс, требующий для своей реализации все новых и новых капиталовложений;
• перенос производства трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы;
• вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья;
• вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта;
• недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль играют также экологические факторы — перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся.
В результате с 1970-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. Так, продукция американских зарубежных филиалов превышает объем экспорта товаров из США более чем в 4 раза. На зарубежное производство приходится примерно четверть ВНП промышленно развитых стран.
За период с 1914 г. до начала 1990-х годов прямые зарубежные капиталовложения увеличились почти в 18,5 раза.
В 1998 г. после сырьевых финансовых кризисов в ряде регионов мира (Юго-Восточная Азия, Россия, Бразилия) вывоз капитала резко (почти в 3 раза) сократился, и пока не проявляются тенденции к его существенному росту.
К середине 1990-х годов суммарный вывоз капитала (кредиты, портфельные и прямые инвестиции) превысил 1,2 трлн долл., составив около 1/5 суммы мирового экспорта. Для развивающихся стран возникла проблема внешнего долга: их задолженность превысила 1 трлн долл. По состоянию на конец 1990-х годов крупнейшими странами-должниками были: Бразилия — 179 млрд долл. (1980 г.- 71,5); Мексика - 157,1 (57,4); Индонезия - 129 (20,9); КНР - 128,8 (4,5); Россия - 124,8; Таиланд - 90,8 (8,3); Аргентина - 93,8 (27,2); Индия - 89,8 (20,6); Филиппины - 41,2 (17,4); Польша - 40,9 (8,9); Венесуэла - 35,3 (29,3); Нигерия - 31,4 (8,9); Египет — 31,3 млрд долл. (19,1) [7].
Как отмечено в гл. 8, одним из должников в настоящее время является и Россия. Ее задолженность (прежде всего за счет долгов бывшего СССР) оценивается в 114 млрд долл. Это важная проблема для будущего нашей экономики.
Что касается международного движения капиталов, то в экспорте прямых капиталовложений доминируют США, страны ЕС и Япония. На эту «триаду» приходится примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала.
Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. В суммарном вывозе капитала на все развивающиеся страны приходится в среднем лишь 30—33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе современных требований НТР, хотя в последние годы, по последнему докладу ЮНКТАД за 2004 г., наметилось опережающее повышение прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны.
Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность, когда капитал направлялся из промышленно развитых стран в развивающиеся. Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Ряд развивающихся стран, в первую очередь нефтедобывающие и новые индустриальные, сами становятся экспортерами капитала.
Сейчас трудно выделить страны, которые являются только экспортерами капитала или только импортерами. Многие одновременно экспортируют и импортируют капитал. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов.
Б структуре инвестиций следует отметить увеличение доли прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Если до Первой мировой войны доля прямых инвестиций составляла 10%, в межвоенный период — 25, то сейчас на них приходится около 80%. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль зарубежные предприятия.
Претерпела существенные изменения и отраслевая структура вывоза капитала. До второй половины 1950-х годов капитал вкладывался преимущественно в добывающие отрасли, со второй половины 1950-х годов — в обрабатывающую промышленность и торговлю, со второй половины 1960-х годов преимущественной сферой приложения иностранного капитала стали новейшая технология и сфера услуг.
Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями в целях извлечения прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создаются благоприятные условия для вложения частных инвестиций. Доля государственного капитала в общем объеме вывоза капитала составляет около 30%, а кредиты международных финансовых организаций — около 10%.
Государственный капитал экспортируется в различных формах:
• безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;
• государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25— 40 лет);
• государственные коммерческие кредиты;
• государственные гарантии частных кредитов.
Кредиты международных финансовых организаций, занимая скромное место в объеме экспортируемого капитала, играют большую роль как стимулятор экспорта частного капитала. Предоставление МВФ какой-либо стране даже небольшого кредита служит сигналом для частного капитала о безопасности вкладывать деньги в эту страну: «проверено, мин нет».
Взаимное проникновение капиталов в экономику приводит к образованию в экономике отдельных стран мощного иностранного сектора. Так, в результате наплыва в США иностранного капитала, превысившего 1,5 трлн долл. (из них примерно 250 млрд долл. — прямые инвестиции), около 20% активов банков США принадлежат иностранцам, почти 3 млн американцев работают в иностранных компаниях. В США даже бьют тревогу по поводу «распродажи Америки». В свою очередь в экономике западноевропейских стран значительные секторы хозяйства принадлежат американскому капиталу.
Каковы же последствия для экспортирующих и импортирующих капитал стран столь интенсивного движения капиталов? Они не однозначны: имеются положительные и отрицательные стороны.
Для страны — экспортера капитала ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии, когда начнут поступать прибыли от этих вложений, платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет
рынки сбыта товаров для страны — экспортера капитала, но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.
Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.
Эти соображения нужно иметь в виду при разработке Россией политики привлечения иностранных инвестиций, хотя выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.
Одна из форм международных экономических отношений — миграция рабочей силы. В ее основе могут лежать как экономические, так и политические причины. Политические факторы, вызывающие массовые переселения людей, возникают из-за военных действий, этнических конфликтов (вынужденные переселенцы-беженцы). Последние примеры такого рода миграции — беженцы из Чечни, Таджикистана, Косово. Причинами экономической миграции является избыток рабочей силы в одних странах и их недостаток в других, существенные различия в условиях приложения рабочей силы, например, приток турецкой рабочей силы в Западную Европу, а также в Россию. В последние годы наблюдается увеличение потока эмигрантов из стран Южной и Юго-Восточной Азии в США и Западную Европу.
Среди эмигрантов можно выделить две группы: неквалифицированные рабочие и творческие работники (ученые, творческая интеллигенция). Особую проблему представляет эмиграция научной и творческой интеллигенции (проблема утечки умов). Она подрывает научно-технический потенциал нации и обогащает потенциал принимаюшей страны. По оценкам экспертов, потеря от утечки умов из России намного превышает пользу от всех видов иностранной помощи.
США, Канада, Западная Европа, Австралия регулируют приток иностранной рабочей силы, устанавливая определенные квоты на въезд иностранцев. С созданием Европейского союза сняты все ограничения на перемещение рабочей силы в пределах ЕС. В то же время ужесточаются правила приема рабочей силы из России и других стран СНГ.