Расчёт товарного обеспечения розничного товарооборота
предприятия на будущий год
тыс.руб.
Товарная группа | Товарный запас на начало года | Прогноз продажи товаров | Естест-венная убыль | Товар-ный запас на конец года | Прогноз поступления товаров |
А | 5=2+3+4-1 | ||||
1. Мясо и птица | 20 799 | 20 813 | |||
2. Колбасные изделия | 32 974 | 32 948 | |||
3. Жиры животные | 19 446 | 19 509 | |||
4. Рыба, сельди | 9 808 | 9 756 | |||
5. Сахар | 5 242 | 5 081 | |||
6. Кондитерские изделия | 1 379 | 17 586 | 1 280 | 17 488 | |
7. Макаронно-крупяные изделия | 2 706 | - | 2 766 | ||
8. Овощи, фрукты, соки | 18 263 | 18 550 | |||
9. Алкогольные напитки | 2 152 | 33 313 | - | 2 716 | 33 877 |
10. Безалкогольные напитки | 7 948 | - | 7 968 | ||
11. Остальные продукты питания | 1 015 | ||||
Итого: | 7 436 | 169 100 | 8 074 | 169 755 |
Объём ожидаемого поступления товаров рассчитан по формуле
П = Р + З2 – З1 + Впроч,
где П – прогнозируемое поступление товаров;
З1 , З2 – начальные и конечные товарные запасы;
Р – объём продажи товаров в будущем году
Впроч. – прочее выбытие товаров (по продуктам питания – естественная убыль, по непродовольственным товарам – сумма уценки несезонных запасов товаров).
Таким образом, прогнозируемый объём поступления продуктов питания превысит планируемый объём их продажи на 663 тыс. руб. Практика показывает, что подобная тенденция, при прочих равных условиях, почти всегда имеет место.
Превышение поступления товаров над объёмом продаж позволит данному предприятию, с одной стороны, увеличить текущие товарные запасы на конец планируемого периода на 646 тыс. руб. (8 082 – 7 436), что связано с планируемым увеличением объёма продаж товаров в IV квартале будущего года, а с другой стороны – восполнить товарные потери в пределах норм естественной убыли по продуктам питания на 17 тыс. руб. Данная сумма товарных потерь взята на уровне отчетного года.
Думается, что вместо ежедневной подачи заявки на поставку того или иного продукта питания предприятию следует заключить договоры на поставку товаров на будущий год хотя бы с крупными местными товаропроизводителями, в частности, с такими как мясокомбинатом, кондитерской фабрикой, заводом вино-водочных изделий и др., тем более, что в радиусе 20 км данные поставщики завозят свою продукцию собственным транспортом. Это приведет для каждого предприятия не только к ускорению товарооборачиваемости и росту объёма продаж товаров, но и к повышению эффективности использования товарных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие товарных ресурсов и назовите источники их формирования.
2. Какова методика расчета потребности предприятия в товарных ресурсах на будущий период времени?
3. В чём заключается экономическая необходимость прогнозирования поступления товаров на предприятие независимо от его размера и формы собственности?
Заключение
Теоретическое освоение студентами полученных экономических знаний и его практическое применение в будущем году во многом зависит от умения студентом резюмировать результаты полученного исследования с обязательным показом «упущенной» экономической выгоды, т.е. наличие неиспользованных ресурсов, не вошедших в хозяйственный оборот предприятия в отчётном периоде. На примере исследуемого предприятия, авторы показали своё видение резюме по материалам проведенного анализа розничного товарооборота в динамике.
Объектом исследования явился розничный товарооборот, в частности, его основные разделы: оборот по продаже; товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров, находящихся между собой в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.
Розничный товарооборот является одним из ведущих прибылиобразующих показателей. Посредством розничного товарооборота, торговое предприятие выполняет важнейшие функции в народном хозяйстве страны и отдельного региона.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших социально – экономических показателей народного хозяйства страны, в частности через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости потребительских товаров, созданных в процессе производства.
Розничный товарооборот является важным звеном в общем процессе осуществления реализации экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на потребительские товары. Этим самым торговое предприятие стимулирует дальнейший рост производительности и эффективности труда работника, повышение его квалификации.
Розничный товарооборот служит своего рода экономическим "барометром" для определения степени сложившегося соотношения между спросом и предложением как в целом по объёму, так и в разрезе отдельных товарных групп.
Только в результате конечной продажи товаров потребителю аккумулируются наличные денежные средства, поступающие в кассы соответствующих банков, откуда они затем направляются на оплату труда рабочих и служащих, выплату пенсий, пособий, стипендий и т.д.
Объём розничного товарооборота зависит от многих факторов внешней и внутренней среды и прежде всего:
· насыщения рынка соответствующей товарной массы; наличия инфляционных процессов;
· сложившейся конкурентной среды; территориального размещения покупателей и поставщиков товаров;
· широты ассортимента и качества товаров;
· системы материального стимулирования труда, применяемой на предприятии торговли и др.
В процессе осуществления своей торговой деятельности, предприятие должно учитывать влияние тех и других факторов, т.е. принимать «правила игры», установленные рыночной экономикой.
Оценка результатов деятельности предприятия начинается с анализа текущего положения дел. Это так называемый ситуационный анализ, в ходе которого собирается и изучается информация об условиях, в которых действует предприятие, о рыночной среде, конкурентах и потребителях товаров.
Практика экономического анализа уже выработала основные правила проведения ситуационного анализа.
Среди них выделяются следующие методы: горизонтальный (временной) анализ; вертикальный (структурный) анализ; трендовый анализ; анализ относительных показателей (коэффициентов); сравнительный (пространственный) анализ; факторный анализ.
В торговом предприятии экономический анализ обычно начинается с рассмотрения первого прибылеобразующего показателя, составляющего основу коммерческой деятельности – розничного товарооборота как в целом по объёму, так и его ассортиментной структуры.
Исследуемое торговое предприятие на протяжении двух лет своего существования не только не занималось планированием, но и анализом результатов своей коммерческой деятельности. Поэтому, используя «сырой» аналитический материал, путём проведения экономического анализа авторы показали имевшие место неиспользованные внутренние резервы, не вошедшие в товарооборот в отчётном году в размере 30 003,4 тыс.руб., что составляет около 20 % фактического объёма продажи товаров.
Разумеется, всегда имеет место взаимопогашение отдельных неиспользованных резервов, но реальность их присутствия очевидна. Так, в частности, на исследуемом предприятии минимальная величина таких резервов составила около 15,3 млн руб. (2 392+15+370+833,4+11 704). Отсюда потеря прибыли от продажи товаров (торговая прибыль) в отчётном периоде превысила 785,6 тыс. руб. (15 314,4 тыс. руб. х 5,13% : 100%).
В процессе проведения экономического анализа розничного товарооборота за исследуемый период времени, студенту необходимо обратить внимание на действие на практике различных видов хозяйственных рисков, к которым прежде всего относятся: риск случайной гибели товара; риски: коммерческий, экономический, ценовой, валютный, процентный, инфляционный, инвестиционный, налоговый; риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др. природа возникновения хозяйственных рисков, связанных с актами купли-продажи товаров, рассматривается в специальной теме.
Результаты проведённого исследования кладутся в основу принятия соответствующего управленческого решения. Главнейшими методами, используемыми для принятия управленческого решения по товарообороту, является осуществление планирования или прогнозирования его развития в будущем.
Прогнозирование представляет собой процесс предвидения экономической ситуации в будущем. Планирование – это процесс определения ключевых идей и задач конкретной экономической ситуации, подкрепленный обязательными взаимоувязанными расчётами.
В основе современного планирования работы предприятия лежит анализ стратегий. В отечественной специальной экономической литературе приводится несколько таких видов:
- плановая (портфельная) модель;
- модель предпринимательского типа;
- модель обучения на опыте.
План розничного товарооборота включает следующие основные разделы:
- оборот по продаже товаров как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе;
- состояние и использование текущих товарных запасов в будущем году;
- поступление товарных ресурсов как в целом по объёму, так и в разрезе отдельных поставщиков и товарных групп.
Основные методики, используемые при планировании оборота по продаже товаров, предполагает определять объем продаж на будущий год:
- с учётом прогнозируемой реальной прибыли;
- использования норм и нормативов;
- с учётом планируемого или прогнозируемого ресурсного обеспечения предприятия;
- на основе исчисления критической точки (массы), т.е. «порога» рентабельности и «запаса» финансовой прочности предприятия, и др.
Студент должен знать, что использование методики планирования оборота по продаже товаров позволит ему самостоятельно составить сводную таблицу прибылеобразующих показателей на предстоящий период времени. Но при этом необходимо выдержать следующие важнейшие пропорции в темпах роста:
- объём продажи товаров должен как минимум, по оценке специалистов торговли, на 1–1,5% (пункта) опережать планируемый размер увеличения затратного характера
- величина увеличения валового дохода должна опережать на 1,5–2% размер увеличения объёма продаж товаров.
Планирование оборота по продаже товаров также предусматривает расчет его величины как по отдельным периодам года (кварталам, месяцам), так и по товарным группам. В основу такого принципов планирования кладутся сложившиеся за последние три года среднегодовые удельные веса объёма продаж каждого периода года или отдельной товарной группы в общем объёме продаж товаров в целом за год.
Для большей достоверности рассчитанного плана розничного товарооборота на будущий год, целесообразным является определение объёма продаж товаров не только по одной конкретной методике, а с привлечением двух, трех и более отечественных методик.
Рассчитанная плановая (прогнозная) модель объёма розничного товарооборота может использоваться предприятием для прогнозирования (планирования) всех остальных социально-экономических показателей.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М. : Ось-89, 2003. –382с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2004. – 496 с.
3. Учет основных средств : ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001, № 26н.
4. Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций. – М. : ИКК «Статус-Кво 97», 2002. – 656 с.
5. ГОСТ Р 50-99 Розничная торговля. Классификация предприятий.
6. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
7. ГОСТ Р 31304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
8. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности / М. С. Абрютина. – М. : ДИС, 2000. – 512 с.
9. Анашин Ю. А., Селиванов А. В.Повышение привлекательности ценового предложения в широкоассортиментной компании // Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2006. С. 24 – 25.
10. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика / Б. А. Аникин, А. П.Тяпухин. – М. : Проспект, 2005. – 427 с.
11. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 100 с.
12. Баканов М. И., Дмитриева И. М., Смирнова Л. Р. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов, И. М. Дмитриева, Л. Р. Смирнова. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 397 с.
13. Баумгартен Л. В.Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом. №4. 2005. С. 17–21.
14. Безруков В., Остапкович Г. Тенденции развития регионов в 2005–2006 гг.// Экономист. №10. 2005. С. 31–38.
15. Белоусов А. Г. Коммерческая логистика / А. Г. Белоусов. – М. : Феникс, 2001. – 224 с.
16. Божук С. Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С. Г. Божук – М. : Издательство: Вектор 2005. – 220 с.
17. Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело / Л. А. Брагин. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 314 с.
18. Брагин Л. А., Данько Т. П. Организация и управление торговым предприятием / Л. А. Брагин, Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302 с.
19. Бычкова А. Н. Метод классификаций в ассортиментной политике // Маркетинг в России и за рубежом. №1. 2006. С. 12–16.
20. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 697 с.
21. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К., Памбухчиянц О. В. Организация труда работников торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиян. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 239 с.
22. Дейли Дж. Вильямс Эффективное ценообразование : Основа конкурентного преимущества / Дж. Вильямс Дейли. – М., 2004. – 302 с.
23. Денисова И. Н. Розничная торговля непродовольственными товарами / И. Н. Денисова. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 223 с.
24. Должностные инструкции в торговле. – М. : ПРИОР, 2002. – 176 с.
25. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 368 с.
26. Егоров И. В. Управление товарными системами / И. В. Егоров. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 643 с.
27. Зайцева Т. Методика разработки прогноза продаж// Управление продажами. 2004. № 4. – с. 6 –16.
28. Заров К. Г. Операционный левередж как универсальный инструмент принятия управленческих решений // Финансовый менеджмент. №1. 2006. с. 24 – 28.
29. Зеваков А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов / А. М. Зеваков. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
30. Зыкова О. Н. Организация производства на предприятиях отрасли (торговли): Учебное пособие / О. Н. Зыкова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2004. – 180 с.
31. Иванов Д. А. Логистика: Стратегическая кооперация / Д. А. Иванов. – М. : Вершина, 2006. –174 с.
32. Иванченко Б. В. Мерчендайзинг : Искусство продавать. Школа прибыльной торговли: Практическое пособие / Б. В. Иванченко. – М.: Феникс, 2003. –159 с.
33. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности / С. А. Каплина. – М. : Феникс, 2004. – 447 с.
34. Каплина С. А. Технология оптовой и розничной торговли / С. А. Каплина. – М. : Феникс, 2002. – 416 с.
35. Карпова Е. В. Ресурсы торгового предприятия / Е. В. Карпова. – М. : КноРус, 2005. – 256 с.
36. Керимов В. Э. Управленческий учет : учеб. / В. Э. Керимов. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 460 с.
37. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М. : ТК-ВЕЛБИ, издательство Проспект, 2005. – 476 с.
38. Когут Ю. Оптимизация по-нашему // Управление компанией. 2006. №5. с.12–15.
39. Коннор Т. Все о продажах / Т. Коннор. – М. : Попурри, 2004. – 364 с.
40. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск : Вышейшая школа, 2004. – 430 с.
41. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей / М. Кристофер. – СПб. : Питер, 2005. – 315 с.
42. Крутик А. Б. Организация сбытовой структуры и её совершенствование. // Маркетинг, реклама и сбыт. 2004. №6. с. 18 – 34.
43. Лебедева С. Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков. – Минск : Новое знание, 2002. – 340 с.
44. Лисицына Е. В. Управление активами компании// Финансовый менеджмент. 2005. № 5. с. 14–18.
45. Лумпов Н. А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности// Финансовый менеджмент. 2005. № 6. с. 11–18.
46. Максимова Ю. М.Особенности прогнозирования спроса на новый товар // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с. 17–21.
47. Медведко К. А. Система управленческого учета как стратегический ресурс в конкурентной борьбе // Финансовый менеджмент. 2005. № 4. с. 14–20.
48. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли. – М. : Книга сервис, 2003. – 96 с.
49. Миннибаева К. А., Остапенко В. В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами// Финансовый менеджмент. 2005. № 4. с. 25–32.
50. Николаев И. Г.Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле //Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с. 29–34.
51. Николаева И. П. Экономическая теория. Учебник / И. П. Николаева. – М. : Финстатинформ, 2005. – 432 с.
52. Нормы естественной убыли продовольственных товаров. – М. : Экзамен, 2003. –157 с.
53. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: Организация и управление / Э. Ньюмэн, П. Каллен. – СПб. : Питер, 2005. – 416 с.
54. Оценка финансово-экономического состояния предприятий (методические рекомендации) / под ред. проф. В. В. Рудько-Силиванова. – Владивосток : ДВГАЭУ, 2004. – 76 с.
55. Петрова Л. П., Попов Д. А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие для вузов / Л. П. Петрова, Д. А. Попов. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. – 266 с.
56. Попов А. Плановые и рыночные методы: условия сочетания // Экономист. 2005. №10. с. 45–55.
57. Правила торговли: Розничная торговля. Аттестация предприятий. Учет и оформление. Сертификация. Контрольно-кассовые машины. – М.: Экзамен, 2005. – 222 с.
58. Производство прибыли: учеб. пособие для вузов. – М. : Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 320 с.
59. Радионов А. Р., Радионов Р. А. Логистика: Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия / А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. – М. : Дело, 2002. – 416 с.
60. Радионов Р. А. Оперативный контроль фактического состояния запасов // Финансовый менеджмент. 2006. №1. с. 31–38.
61. Раднаева С. Э. Платежеспособность российских предприятий в современных условиях / С. Э. Раднаева. – М. : МГУЭСИ, 2005. – 240 с.
62. Родина Т. Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров / Т. Г. Родина. – М. : Академия, 2004. – 205 с.
63. Российский статистический ежегодник 2003 : стат. сб./Госкомстат России. – М., 2004. – 690 с.
64. Синенко В. П., Ершов В. Ф. Управление жизненным циклом товара в предпринимательских структурах / В. П. Синенко, В. Ф. Ершов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 104 с.
65. Скляренко В. К. Методы планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста. 2005. №2. с.15-21.
66. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М. : Финансы и статистика, 2004. –396 с.
67. Смольникова О. Л.Методы определения объема рынка. Рыночная доля компании // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. №5. с. 7-10.
68. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирева. – СПб. : Питер, 2005. – 411 с.
69. Социально-экономическое положение Хабаровского края в 2004 году// Золотой рог в Хабаровске. 19. 02. 2005.
70. Торговля и общественное питание в Хабаровском крае : стат. сб. Госкомстат России; Хабаровский краевой комитет гос. статистики. Хабаровск, 2003. – 45с.
71. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация : учеб. – М. : Инфра-М, 2004. – 560 с.
72. Третьяков О. А.Сотрудничество региональных производителей с розничной торговлей // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с.36–38.
73. Чапкевич Л. Е. Защита прав торговых работников: Практические советы / Л. Е. Чапкевич. – СПб. : Питер, 2005. – 238 с.
74. Чкалова О. В. Характеристика розничных торговых предприятий (маркетинг в торговле) / О. В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №4. – с. 83-100.
75. Шанк Дж. В. Стратегическое управление затратами. Новые методы достижения конкурентоспособности / Дж. В. Шанк. – СПб. : Бизнес микро, 2005. – 278 с.
76. Шукаев А. И. Оптимизация запасов на российских предприятиях// Финансовый менеджмент. 2006. № 2. с. 42–47.
77. Экономика предприятия : учебник / под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. – М. : Инфра-М, 2005. – 420 с.
Людмила Петровна Петрова
Яна Владимировна Золотова
Экономика торгового предприятия:
Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли
Учебное пособие
Редактор Г.С. Одинцова
Подписано в печать ___________ Формат 60*84/16. Бумага писчая.
Печать офсетная. Усл. п.л. ____ Уч.- изд. л. _____
Заказ № ________ Тираж 300 экз.
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. Т.24, С. 147.
[2] Социально-экономическое положение Хабаровского края в 2005 г.//Тихоокеанская звезда. 22 февраля, 2006.
[3] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. – Хабаровск, 2004. С. 9.
[4] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. – Хабаровск, 2004. С. 10.
[5] Паспорт Хабаровского края за 1999–2004 гг. Хабаровский комитет государственной статистики. 2005. С.58.
[6] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. Хабаровск, 2004. С. 41.
[7] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. Хабаровск, 2005. С. 41.
[8] Хабаровский край в 2004 году. Социально-экономическое положение. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2005. С. 130.
[9] Социально-экономическое положение Хабаровского края за 1999–2003 гг. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2004. С. 42.
[10] Социально-экономическое положение Хабаровского края за 1999–2003 гг. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2004. С. 42.
[11] Бердникова Т. Б. Экономика торгового предприятия. М. : ИНФРА-М, 2004. С.14–15.
[12] Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета. М. : Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. С.200.
[13] Шапкин А. С., Мазаева Н. П. Математические методы и модели исследования операций. М. : Дашков и Ко, 2004. С. 234.
[14] Бюджет Хабаровского края на 2006 г.// Приамурские ведомости. 16 ноября 2005. С.2.
[15] Примечание: в первом варианте приведены фактические удельные веса продаж, а во втором – прогнозируемые величины в ассортиментной структуре оборота, которыми можно воспользоваться при планировании (прогнозировании) валового дохода на будущий год.