Информационное общество. Предмет ИП.
Информационное общество. Предмет ИП.
Информационное общество – это такое общество, в котором реализуются функции информирования и другие формы инфокоммуникационных технологий в процессе обеспечения всех потребителе этого социального ресурса в целях создания условий для реализации их прав и интересов в соответствии с базовым принципом « информация для всех» при учете условий инф-ой безопасности общества, государства и человека.
ИП – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере. Основной предмет ИП составляют информационные отношения – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления инф-ных процессов.
Предмет ИП (с лекции)– общественные отношения которые связанны с информацией, информационными ресурсами, информационными технологиями и т.д.
Объект правового регулирования в сфере действия ИП.
Объект правового регулирования. Названные группы предметов общественных отношений формируют объекты правового регулирования в рамках информационного права.
Совокупность правовых отношений, связанных с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием инф-ных ресурсов и их конкретных форм представления, с развитием и использованием новых технологий работы с информацией и ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с обеспечением государственного управления в данной области отношений, установлением и реализацией мер по обеспечению безопасности в информационной сфере, а также с обеспечением юридической ответственности субъектов права в названных областях отношений, формирует сферу правового регулирования информационного права.
Таким образом, если предметом отношений людей и их ассоциаций являются инф-ные ресурсы, инф-ные технологии и инф-ные коммуникации, то объектом правового регулирования в области ИП являются отношения физических лиц, юридических лиц, органов публичной власти и иных организаций по поводу реализации своих прав и обязанностей, прав и обязательств относительно этих предметов как на стадии их создания, включения в оборот (часто рынок), так и на стадии их использования в различных сферах жизни общества.
Формирование правосознания в информационной сфере
. В общем смысле правосознание шире представления о законе и законодательстве и в целом включает представление людей о справедливости, доверии, является основой повышения культуры законотворчества и правоприменения.
В области правотворчества правосознание той части специалистов, которые причастны к подготовке, принятию законов и иных нормативных и индивидуальных правовых актов, выполняет роль фактора правопонимания, суждения о праве как справедливом или недостаточно справедливом, обязательном или таковом, которое можно и не соблюдать.
Это не формальный источник права, а такой, который характеризует ожидания и определяет независимую оценку действия и результата применения закона. Правосознание для граждан, не привлекаемых к правотворческой деятельности, часто заменяет более точные знания о законе и проявляется в качестве интуитивного понимания того, что дозволено, что запрещено, а также – в чем человек свободен в правовой среде. Но еще важнее, когда индивид разбирается в механизме применения общих правил и норм в процессе обеспечения своих собственных прав, интересов и нужд и овладевает знаниями перевода этих общих правил и норм в свое субъективное право.
Процесс информатизации как раз и направлен на то, чтобы обеспечить доступ всех граждан к системе действующего законодательства, к получению информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, о судебной практике.
Гражданин – активный участник общественной жизни, всех форм проявления гражданского общества. В связи с этим создаются системы информации и коммуникаций, обеспечивающие так называемую обратную связь граждан с публичными и корпоративными органами в целях доведения до них предложений и претензий граждан.
Виды интернет голосований.
Система голосования должна обеспечивать проведение Количественного, Открытого, Закрытого, Поименного, Рейтингового и Альтернативного голосований в соответствии с регламентом.
На наш взгляд эти устоявшиеся в практике голосований определения видов голосований не совсем корректны.
Так, например: имеются Альтернативное и Тайное (Закрытое) виды голосований. Но разве Альтернативное голосование само по себе не может быть Открытым, Тайным или Поименным?
Попробуем разобраться в этом и для начала выделим характерные черты этих терминов.
Поименное — такое голосование, при котором в протоколе голосования кроме итоговых результатов голосования приводятся поименные списки индивидуальных результатов голосования присутствующих делегатов.
Тайное — такое голосование, при котором информация о привязке качества волеизъявления к фамилии депутата отсутствует.
Открытое голосование. Чтобы было легче выделить отличительные черты этого вида голосования, обратимся к истории, ко временам, когда голосовали поднятием руки. В этом случае присутствующим в зале было видно, как голосуют другие участники совещания, а в протокол заносились только итоговые результаты голосования. Смеем предполагать, что именно эти признаки наличия информации об индивидуальных волеизъявлениях для присутствующих и наличие в протоколе только итоговых результатов голосования являются отличительными чертами данного вида голосования. Таким образом, все наиболее часто применяемые виды голосований можно классифицировать по следующим основным признакам:
по доступности информации о индивидуальных волеизъявлениях депутатов голосования подразделяются на Поименное, Открытое, Тайное (Закрытое);
по количеству выбираемых вопросов решения интернет голосования подразделяются на Одновариантные и Многовариантные.
К одновариантному виду голосования относится Количественное голосование, при котором депутаты могут выбирать "За", "Против" или "Воздержался" по отношению к варианту предложенного решения.
К видам голосований с многовариантным выбором относятся:
Альтернативное — депутат может отдать голос только за один из предъявленных вариантов голосуемого вопроса. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;
Рейтинговое — ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый депутат. Результат предъявляется по окончании голосования по всем вариантам вопроса.
32) Государственная автоматизированная система «ВЫБОРЫ»
Государственная автоматизированная система «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов всех уровней, а также для автоматизации деятельности избирательных комиссий в меж выборный период.
Основные цели создания ГАС «Выборы»:
· обеспечение основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и информационная поддержка деятельности избирательных комиссий в интересах исполнения ими законодательства о выборах;
· автоматизация трудоемких информационных работ на всех этапах проведения избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов;
· сокращение сроков подведения итогов голосования;
· снижение финансовых затрат на проведение избирательной кампании;
· организация государственной регистрации избирателей.
В ГАС «Выборы» осуществляется комплексная защита информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи. Это стало возможным при реализации в системе ряда технических решений:
· криптографическая защита данных;
· антивирусная защита;
· защита от несанкционированного доступа;
· безопасность при межсетевом взаимодействии.
33. Правовой режим информационных ресурсов – это комплекс правил в сфере информации, информационных технологий, информационной безопасности, закрепленных юридическими нормами и обеспеченных совокупностью право Можно выделить такие виды правовых режимов ресурсов:
1. Общий режим – основан на принципе свободы доступа к информации, например, в отношении массовой информации;
2. Специальные режимы информационных ресурсов, которые связаны с ограничением прав граждан в информационной сфере.
Содержание правового режима информационных ресурсов включает в себя:
1. Порядок документирования информации – в ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации;
2. Положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;
3. Принятие мер по охране информации.
Право собственности на информационные ресурсы возникает в случае их создания за счет средств субъектов или приобретения их на иных законных основаниях.
вых средств.
34. Международный информационный обмен— передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу.
Объекты и субъекты международного информационного обмена.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации
Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
Субъектами международного информационного обмена в Российской Федерации могут являться: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
35. Как правило, под электронной демократией понимают использование новых информационных технологий для защиты и развития основных демократических ценностей и, в первую очередь, для участия граждан в процессе принятия решений органами власти, т.е. в целях приобщения граждан к политическому процессу[1].
Электронная демократия направлена на предоставление гражданам возможности ощущать собственную причастность к политике и видеть результативность их действий. Возможности использования Интернета и его информационной структуры в данной области практически неисчерпаемы: начиная от информирования населения о разных претендентах на избирательные должности, распространение информации о партиях, до участия граждан в электронных форумах политической направленности, в электронном голосовании и электронных выборах и т.д.
Информационные технологии на сегодняшний день являются весьма действенным инструментом повышения эффективности работы государственного аппарата, снижения его непроизводительных расходов и укрепления авторитета в обществе за счет того, что происходящие в нем процессы становятся более прозрачными. Поэтому многие страны мира выстраивают сегодня новую модель государственного управления на принципах результативности и подотчётности обществу.
36. В наиболее общей форме основные положения регулирования сферы Интернет закреплены в Конституции РФ: основной закон устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71). Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, что также закреплено в Конституции РФ, а также в 10 статье Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Системы правовой информации
Особый вид информационных систем представляют системы, ориентированные на решение общегосударственных задач. Примером таких информационных систем являются системы правовой информации.
В результате осуществления программы по правовой информатизации в стране сформировано несколько негосударственных информационно-поисковых систем по правовой информации. Среди них такие компании, как научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис", "КонсультантПлюс", "Кодекс", "Инвента", "Intralex". Общее число компьютерных правовых систем, включая и локальные сети, основанные на распределенных справочных указанных выше системах, составляет сотни тысяч. Каждая из них имеет свой профиль. Например, "КонсультантПлюс" включает такие системы, как: "Версия Проф", которая содержит федеральное законодательство; "Эксперт-приложение", содержащее все акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, нс вошедшие в информационный банк "Версия Проф", а также другие документы, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий и организаций; "Российское законодательство", где собраны нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности; а также другие информационные банки. Регулярно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.
Компания "КонсультантПлюс" выпускает ежемесячный информационный Бюллетень "КонсультантПлюс", в котором публикуется информация об изменениях законодательства, интервью со специалистами и их консультации по отдельным отраслям законодательства и нормативным актам. Публикуются и обзоры работы различных судов РФ. Еженедельно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.
В справочной правовой системе "Гарант" осуществлена более строгая ориентация на отрасли законодательства. Ее структура включает четыре блока, или группы, информации: правовые базы; электронный архив; библиотека (документы на бумажных носителях); справочники и программы по правовой тематике, которые распространяются пользователям. Российское законодательство этой справочной системы представлено в Интернете. Например, агентство "Рейтер" транслирует новости российского законодательства на основе данных, поступающих из сети "Гарант".
Все справочные правовые системы ведут большую консультационную работу, выбирая свой определенный профиль. Например, система фирмы Inventa ведет курс обучения по принятию решений с использованием ресурсов Интернета. Эта же фирма осуществляет услуги по слежению за внешним миром правовой информации, которая включает: следящую корпоративную информационную систему, следящую персональную информационную систему, следящий иynернет-каталог.
Другая задача решается юридическим информационным агентством Intralex на основе системы ЮСИС. Здесь положено начало решению экспертно-аналитических проблем по интересам пользователя при использовании базы данных по законодательству РФ.
Психические вирусы
Психический вирус — явление, которое может инфицировать людей мемами. (Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.). В свою очередь мемы воздействуют на поведение зараженных людей с целью продления своей жизни и распространения вируса.
Психический вирус характеризуется особым кодом, заключенным внутри него самого. Этот код есть не что иное, как запись идеи о создании себе подобных паразитических структур. Реализовывать эту идею вне сознания человека вирус не может, для этого ему требуется заставить сознание работать на себя, постепенно подчиняя его себе.
Сознание, ноосфера и информационное поле для психических вирусов — питательная среда, необходимая для их жизнедеятельности. Контакт вирусов с сознанием часто приводит к возникновению виртуального чудовища: инфицированного сознания.
Наиболее простым способом распространения многих вирусов сознания являются непристойные шутки, слухи, сплетни. Они с ужасающей скоростью распространяются средствами массовой информации. Примитивный скабрезный юмор поощряет распространение опасной инфекции сознания, вызывая низменные эмоции. Бесчисленные пошлые истории из жизни «звезд» шоу-бизнеса и политиков, тиражируемые желтой прессой — мощное транспортное средство распространения психических вирусов. Они демонстрируют все основные свойства вируса: способность к копированию, взывание к низменным пластам сознания, размывание естественных защитных барьеров организма, противостоящих ментальной инфекции.
Вирусы, проникающие в сознание, вызывают сбой в работе организма, перенаправляя и распыляя энергетические потоки.
Вот схема действия психических вирусов:
адсорбция — проникновение вирусов в сознание (каждый вид вирусов характеризуется своим индивидуальным способом проникновения);
транскрипция (начало реализации вирусной информации) — трансляция (процесс перевода вирусной информации непосредственно в сознание);
репликация (умножение) — сборка вирусных частиц — выход из сознания новой популяции вирусов с целью дальнейшего распространения.
41)Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы: -право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч. 1 ст. 23;
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч. 2 ст. 23;
- свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29;
- свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29;
- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч. 3 ст. 29;
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч. 4 ст. 29;
- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33;
- свобода всех видов творчества - ч. 1 ст. 44;
- право на доступ к культурным ценностям - ч. 2 ст. 44.
42)Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
Электронная подпись
Электронная подпись (ЭП) – это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.
Сертификат электронной подписи – документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки) ЭП владельцу сертификата. Выдаются сертификаты удостоверяющими центрами (УЦ) или их доверенными представителями.
Владелец сертификата ЭП – физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре. У каждого владельца сертификата на руках два ключа ЭП: закрытый и открытый.
Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Владелец сертификат обязан в тайне хранить свой закрытый ключ.
Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) однозначно связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП.
Принципы использования электронной подписи
Принципами использования электронной подписи являются:
1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;
2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального
закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;
3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Согласно Федеральному закону №63-ФЗ «Об электронной подписи», имеет место деление на:
· простую электронную подпись;
· усиленную неквалифицированную электронную подпись;
· усиленную квалифицированную электронную подпись.
Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая: получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированная электронная подпись соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи. Кроме того, ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате, а для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим федеральным законом.
Использование простой электронной подписи
1. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
2. Нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:
1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;
2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.
3. К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной подписи, не применяются правила, установленные статьями 10 - 18 настоящего Федерального закона.
4. Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
1. Электронный документооборот. Технология ЭП широко используется в системах электронного документооборота различного назначения: внешнего и внутреннего обмена, организационно-распорядительного, кадрового, законотворческого, торгово-промышленного и прочего
2. Электронная отчетность для контролирующих органов.
3. Государственные услуги. Каждый гражданин Российской Федерации может получить электронную подпись для получения госуслуг. С помощью ЭП гражданин может заверять документы и заявления, отправляемые в ведомства в электронном
виде, а так же получать подписанные письма и уведомления о том, что обращение принято на рассмотрение от соответствующих органов власти. 4.Электронные торги. Электронные торги проходят на специальных площадках (сайтах). Электронная подпись необходима поставщикам на государственных и коммерческих площадках. ЭП поставщиков и заказчиков гарантируют участникам, что они имеют дело с реальными предложениями. Кроме того, заключенные контракты приобретают юридическую силу только при его подписании обеими сторонами.
5. Арбитражный суд. При возникновении каких-либо споров между организациями в качестве доказательства в суде могут использоваться электронные документы. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, подписанные электронной подписью или другим аналогом собственноручной подписи, относятся к письменным доказательствам.
6. Документооборот с физическими лицами. Надо признать, данная сфера применения ЭП весьма специфична и пока редко используема, тем не менее, возможна. С помощью ЭП заверять различные документы могут физические лица. Благодаря этой возможности удаленные работники на основании договоров оказания услуг, например, могут выставлять акты приемки-сдачи работ в электронном виде.
45.
Особая роль журналистики в жизни общества вызывает повышенные требования к работникам средств массовой информации. Речь идет как о профессиональной подготовленности, так и о понимании каждым журналистом своей ответственности перед обществом.
В нашей стране подготовка журналистов в классических университетах ведется с начала 40-х годов прошлого века, до этого журналистов готовили в КИЖах – коммунистических институтах журналистики. Еще в 80-х годах ХХ века журналистскую специальность в Советском Союзе можно было приобрести в 34 учебных заведениях – в университетах, партийных и комсомольских школах, военных училищах. Сейчас в России подготовка профессиональных журналистов ведется более чем в 120 вузах. На Дальнем Востоке первое отделение журналистики появилось во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете в 1960 г. Сейчас в этом регионе журналистов готовят в вузах Биробиджана, Благовещенска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Якутска. По данным опроса руководителей ведущих российских СМИ, проведенного в 2006 г. Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ, факультет журналистики ДВГУ занял пятое место среди журфаков страны по качеству журналистского образования.
Пятилетнее обучение в университете (сейчас большинство вузов переходит к четырехлетней подготовке журналистов на уровне бакалавриата) дает журналисту лишь базовое образование. Для профессиональной квалификации журналиста очень важны как самообразование, так и различные формы повышения квалификации – семинары, курсы, стажировки. Постоянно переподготовкой теле– и радиожурналистов занимается находящийся в Москве Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Проблема профессиональной ответственности изучается деонтологией (от греч. «deon» – должное и «logos» – учение). Журналистская деонтология представляет систему знаний о профессиональном долге и личностных качествах журналиста. Различают три аспекта профессиональной ответственности журналиста: гражданский, этический и юридический.
Гражданская ответственность журналиста подразумевает стремление следовать интересам общества и социального развития. Естественно, деятельность журналиста должна соответствовать концепции средства массовой информации, в редакции которого он работает, а концепция СМИ – характеру и потребности той аудитории, на которую оно рассчитано.
Этическая ответственность журналиста предполагает соблюдение принятых в журналистской среде принципов, норм и правил поведения. В профессиональной этике описываются правила поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – автор», «журналист – редактор», «журналист – коллеги» и др.). На основе представлений о профессиональном долге и высоконравственном его выполнении разрабатываются журналистские этические кодексы.
В нашей стране действует несколько этических кодексов журналистов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был принят Конгрессом журналистов России в июне 1994 г. В апреле 1999 г. руководителями ряда федеральных и региональных телерадиокомпаний была подписана Хартия телерадиовещателей. В апреле 2003 г. была принята Антитеррористическая конвенция средств массовой информации, определяющая правила поведения СМИ в случаях освещения террористического акта и антитеррористической операции. В ряде регионов страны накануне избирательных кампаний представители журналистского сообщества подписывают соглашения «За честные выборы». В июне 2008 г. ряд средств массовой информации Алтайского края подписал документ, призванный регулировать конкурентные отношения в области печатных СМИ.
Соблюдение этических кодексов является добровольным, и допущенные нарушения могут быть осуждены только самим журналистским сообществом.
Юридическая ответственность журналиста предусматривает соблюдение правовых норм, прописанных в соответствующих документах (в Конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и других подзаконных актах). Основные права и обязанности российского журналиста зафиксированы в Федеральном законе «О средствах массовой информации». Юридические нормы, предусматривающие ответственность журналиста за его деятельность, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в ряде других федеральных и региональных законов. Нужно также учитывать, что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» большинство редакций (с численностью сотрудников 10 и более человек) обязаны иметь свой устав, в котором, в частности, прописываются права и обязанности журналиста применительно к данному средству массовой информации.
Журналистское сообщество, исходя из своих специфических социальных интересов, создает различные профессиональные объединения журналистов. В 1990 г. был создан Союз журналистов России, объединяющий журналистские организации различных регионов страны. В дальнейшем возникли и другие профессиональные объединения: Медиасоюз, Национальная ассоциация телерадиовещателей и др.
Основные профессиональные праздники журналистов в нашей стране: 13 января – День российской печати, 7 мая – День радио; 21 ноября отмечается как Всемирный день телевидения. Ведущие журналистские издания – «Журналист», «Новости СМИ»,
Информационные войны
Информационная война – действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации.
Особенности: объектом воздействия являются все виды информации и информационных систем; информация может выступать и как оружие, и как объект защиты; территория и производство ведения войны осуществляется на неограниченном пространстве; информационная война ведется как при объявлении войны, так и просто в кризисных ситуациях; ведется как военными, так и гражданскими структурами.
Концепция информационной войны: силовой технический метод – подавление элементов инфраструктуры государственного управления; радиоэлектронная борьба – электромагнитное воздействие; хакерная война; формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям; получение интернациональной информации путем перехвата и обработки открытой информации.
Способы защиты:
1) информация в Internet подлежит защите с помощью криптозащиты, т. е. цифрование;
2) меры административного и технического характера: установление блокиратора; контроль доступа; проверка поставщика программы. Информационное оружие – средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывание из них необ