Европейский союз как важнейший экономический партнер России
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в отношениях с Европейским союзом:
Ø выступать за достижение стратегической цели – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана;
Ø добиваться заключения соглашения с Европейским союзом об отмене виз при краткосрочных взаимных поездках граждан;
Ø отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнёрстве;
Ø способствовать эффективной реализации программы «Партнёрство для модернизации»;
Ø развивать взаимовыгодное энергетическое партнёрство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств.
Европейский союз, который многими воспринимается ныне как квинтэссенция всей европейской цивилизации, является главным цивилизационным ориентиром, хотя и не таким безусловным, как ранее, и важнейшим экономическим партнером России. Периодические охлаждения отношений и даже обострения конкуренции, неизбежные при взаимодействии крупных международных субъектов, не должны заслонять главного. Успешное развитие нашей страны неотделимо от экономической интеграции и политического сближения с ЕС. Это тем более верно с учетом обострения внешних вызовов, ужесточения и хаотизации глобальной политико-экономической конкуренции.
Критика современного состояния Евросоюза, сколь бы справедливой она ни была, не умаляет беспрецедентные достижения интеграции. За полвека этот процесс сформировал уникальнуюмеждународную среду, в основе которой — преодоление межгосударственных противоречий и достижение целей отдельных участников только и исключительно путем многостороннего сотрудничества. Европа, похоже, закончила с худшим в своей истории — бесконечными войнами, в т.ч. мировыми, унесшими десятки, если не сотню миллионов жизней только в прошлом столетии.
В современном мире именно государства — члены Европейского союза демонстрируют наибольшую готовность и способность к ограничению национальных амбиций ради достижения общих целей. Западная Европа, в недавнем прошлом — источник бесконечных военных конфликтов, сейчас являет собой единственный пример целенаправленной стратегии взаимопонимания и сотрудничества даже весьма отличающихся стран. И этот неоценимый опыт - и потрясающее и уникальное для человеческой цивилизации достижение.
Влияние кризиса на ЕС.
Замысел Конституции для Европы состоял в том, чтобы совершить качественный шаг в направлении федерализации. Европейская экономическая интеграция достигла пределов, за которыми должно было следовать прямое вмешательство в базовые суверенные права государств — налогообложение, социальная политика, энергетика, а также оборона и безопасность. Но этот рубеж Европа преодолеть пока не смогла. В ближайшие 5-10 лет прогресс в усилении наднационального регулирования практически исключен. Объективная необходимость ограничения суверенных прав стран - членов Евросоюза ради повышения экономической и политической конкурентоспособности объединения вступает в конфликт с глобальной тенденцией к усилениюгосударственного вмешательства в экономику и протекционизма как реакции на общемировые вызовы.
В своей антикризисной политике страны Евросоюза, несмотря на сильные протекционистские импульсы в ряде государств (прежде всего во Франции), продемонстрировали способность избегать мер, которые нанесли бы ущерб их партнерам по общему рынку. Это — выдающееся достижение интеграции, как и способность к активным и слаженным коллективным действиям, направленным на совершенствование государственного регулирования в финансовой сфере. Но когда кризис всерьез затронул реальный сектор (что чревато политическими последствиями для национальных правительств), страны-члены решительно ограничили попытки Брюсселя определять условия государственной помощи предприятиям.
Финансово-экономический кризис выявил ослабление «рефлекса интеграции». В наиболее острый период (сентябрь 2008 г. - апрель 2009 г.) страны-члены сконцентрировались на национальных мерах по спасению банковской системы. Были проигнорированы фундаментальные нормы европейского права относительно невмешательства государства в экономику.
Страны-члены критически восприняли предложения КЕС об увеличении государственныхрасходов (кейнсианские меры) и переходе от Евросоюза как регулятивной системы к объединению как центру перераспределения средств. Окончательный пакет мер подчеркивает, что члены Европейского союза должны варьировать макроэкономическое регулирование, исходя из специфики кризисных явлений на их территории.
Концептуальный кризис проявляется в том, что доминирующими идеями современного регулирования рынка являются, с точки зрения Европейской комиссии, снижение административного и нормативно-правового бремени предприятий, а также более активное применение конкурентного законодательства. Акцент делается на техническом инструментарии, а не на конечной цели. Усилия Европарламента ориентированы скорее на оптимизацию внутренней работы этого института, а не на развитие Европейского союза. Наконец, деятельность Европейского суда отражает поиск нового баланса сил между общими структурами и странами-членами. Таким образом, для всех институтов характерно преимущественное внимание к процессу, а не результату интеграции.
В области экономического регулирования это ведет к обострению противоречий между странами-членами. Группа стран (под руководством Франции) настаивает на усилении государственного вмешательства, в том числе ограничении независимости Европейского центрального банка (ЕЦБ) и гарантиях дотаций фермерам. Этому противостоят государства, требующие сохранения самостоятельности ЕЦБ и реформирования системы сельскохозяйственных субсидий. При появлении сложностей в национальных экономиках страны-члены продолжают нарушать обязательства по ограничению дефицита государственного бюджета — основного параметра валютного союза.
Столь же заметны противоречия между государствами (Франция, Германия, большинство южных стран), нацеленными на протекционизм, ограничение либерализации энергетики и телекоммуникаций, и теми (Великобритания, Швеция), кто поддерживает свободу международной торговли, право потребителей на выбор товаров, углубление либерализации и стимулирование конкуренции. Это ведет к непоследовательности, в том числе в отношениях с третьими странами.
Энергетический сектор характеризуется крайней степенью политизации, что вызвано неспособностью государств и компаний Европейского союза сохранить контроль над производством и поставками энергоносителей, провоцирующий опасения относительно стабильности поставок углеводородов из-за рубежа. Главная причина беспокойства — рост цен на энергоносители и перераспределение ВНП в пользу стран-производителей — скрывается или даже не осознается, а это мешает выработке рациональных подходов.
Усилия по либерализации энергетического сектора КЕС противоречат интересам стран-членов, которые предпочитают опираться на собственные энергомонополии. Однако Брюссель ссылается на необходимость обеспечения энергобезопасности, ратуя за большую гибкость внутреннего рынка Евросоюза, диверсификацию энергетического баланса (возобновляемые источники, атомная отрасль) и маршрутов транспортировки углеводородов. Тем не менее, структура энергетического баланса, а также основные поставщики по-прежнему определяются на уровне стран-членов. На сегодняшний день в ЕС отсутствует общий энергетический рынок,и он вряд ли появится в обозримом будущем, если в дело не вмешаются форс-мажорные обстоятельства.
В ходе расширений 2004-2007 гг. заметно возросла гетерогенность объединения. Сохраняются ограничения на свободу передвижения рабочей силы из новых стран-членов в старые. Формальное выполнение критериев для вступления в зону евро не ведет к сближению макроэкономических параметров «ветеранов» и «новичков». Их преждевременное присоединение к единой валюте способно подрывать евро изнутри. Активизировалась борьба вокруг перераспределения средств из общего бюджета, поскольку старые страны-члены не хотят отказываться от причитающихся им ассигнований в пользу менее развитых государств Центральной и Восточной Европы. Особой остроты эта проблема достигла в связи с тяжелым кризисом, в котором оказались недавно присоединившиеся страны зимой-весной 2009 г. Вопрос спасения экономик некоторых государств-членов (Венгрия, Латвия, Болгария) расколол Евросоюз на саммите 1 марта 2009 года.
Вообще, элиты стран - основателей интеграции не готовы, несмотря на все заявления, воспринимать восточноевропейских партнеров как равных, те же, в свою очередь, пока не могут вписаться в систему общественных связей и обычаев Европейского союза образца до 2004 года.
Большое количество вступивших стран не позволили блоку вовремя и оптимально социализировать новые государства и их руководство. Под угрозой оказались неформальные нормы ЕС(поиск политического компромисса по законопроектам, нахождение консенсуса для выстраивания единой линии, характер дебатов и т.д.).
Рост внутренней разобщенности Евросоюза существенно осложняет решение проблемы политического лидерства. Несмотря на попытки Франции и Германиииграть роль европейских лидеров, они не способны преодолеть инерцию ряда стран, в том числе новых, и обеспечиваютнекоторую динамику ЕС только в узких вопросах (экология, иммиграция) или на короткий промежуток времени. К тому же в отношениях двух традиционных составляющих интеграционного мотора — Германии и Франции — наблюдается нарастание элементов соперничества. Предложения ряда государств Европейского союза заполнить вакуум политического лидерства созданием группы стран-членов, включая представителей «новичков», также остаются нереализованными. Не получает поддержки и стремление Еврокомиссии взять на себя политическое лидерство. Скорее наоборот, политическое влияние КЕС снижается по мере определенной ренационализации.
Структуры, разработанные для шести стран - основателей евроинтеграции, а затем адаптированные для 12 и 15 участников, плохо работают в ЕС-27. Именно поэтому Конституционный договор 2004 г. и затем Лиссабонский договор 2007 г. предлагали упростить процедуры принятия решения в Совете министров, оптимизировать деятельность КЕС и других органов Евросоюза и четко разграничить полномочия европейских институтов и стран-членов.
Европа и соседи: влияние.
На долю Европейского союза приходится около 20% мирового экспорта и импорта, а также около 20% мирового ввоза и вывоза прямых инвестиций. В совокупности это обеспечивает серьезное влияние ЕС как геополитического актора, а также обеспечивает основу его авторитета как «гражданской», или мягкой, силы.
Однако позиции Евросоюза в мировой экономике имеют тенденцию к ослаблению. Важнейшим фактором останется неспособность ключевых государств (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды) коренным образом реформировать систему своих социальныхрасходов. В результате Китай, растущие страны Азии и, отчасти, Африки и Латинской Америки перетягивают на себя инвестиции уже не только в добычу ресурсов и традиционное промышленное производство, но и в относительно высокотехнологичный сектор.
Общая торговая политика ЕС, созданная в 1950-е годы и неоднократно реформированная в 1990-е годы, не соответствует современному состоянию мировых хозяйственных связей. Она охватывает только передвижение товаров и услуг, а также вопросы интеллектуальной собственности. В то время как в структуре внешнеэкономической деятельности возрастает роль иностранных инвестиций, их регулирование остается на национальном уровне.
Тем не менее, внешнеэкономическая политика, а также ее институты и процедуры (в особенности, антидемпинговое регулирование) остаются главным инструментом продвижения интересов Европейского союза. Важнейший инструмент политического влияния Евросоюза в мире - принцип политической обусловленности, разработанный в начале 1990-х годов. Он ставит развитие торгово-экономических связей ЕС с внешними партнерами в зависимость от уважения им демократии, прав человека и верховенства закона. Степень соблюдения этих параметров Брюссель оценивает сам в соответствии с собственными индикаторами.
Хотя таким образом Европейский союз пытается компенсировать свое недостаточное влияние на глобальные и региональные процессы, на деле этот принцип, с одной стороны, ослабил потенциал его внешнеэкономических связей, а с другой — вызвал раздражение большинства партнеров. Неравномерность же применения принципа обусловленности к разным странам подрывает моральный авторитет Евросоюза и, как следствие, его влияние в мире.
Другим важным инструментом достижения политических и экономических целей является требование правовой гармонизации. Регулирование Европейского союза экстраполируется на его партнеров, чтобы облегчить европейским компаниям ведение бизнеса в странах-партнерах. Налицо стремление ввести в брюссельское русло правовое развитие третьих стран. Положения о правовой гармонизации введены в текст соглашений с третьими странами, а в 2007 г. были дополнены «принципом взаимности».Несоответствие регулирования рынка в третьих странах принятым в ЕС стандартам может, согласно последнему принципу, служить основанием для ограничения экспорта товаров и инвестиций из этих стран.
Принцип взаимности является инструментом негативного воздействия, ведь он не сулит партнеру выгоды от игры по предлагаемым правилам, а угрожает ему ограничительными мерами. В настоящее время данный принцип становится одним из главных раздражителей для России, со временем неизбежны трения и с другими центрами мировой экономики.
Активизация дискуссий о принципе взаимности отражает попытки примирить две группы стран-членов Евросоюза: тех, кто призывает защищать от конкуренции европейские товары, произведенные с соблюдением дорогостоящего социального и экологического регулирования(«французская» группа), и тех, кто отстаивает свободу торговли («британская» группа). Экстраполяция правового режима Европейского союза позволила бы найти внутренний консенсус относительно общей торговой политики. Как институты ЕС, так и страны-члены игнорируют тот факт, что подобные меры ограничивают свободу реформирования третьих стран, а само навязывание норм извне вызывает растущее раздражение. В долгосрочной перспективе принцип взаимности может стать одной из главных причин упадка «мягкого влияния» Евросоюза в мировой экономике и политике.
Важным «гражданским» компонентом действий на мировой арене продолжает оставаться и т.н. глобальное экологическое лидерство, которое выражается в первую очередь в продвижении режима ограничения выбросов парниковых газов. ЕС распространяет действие своего весьма жесткого экологического законодательства и на компании третьих стран, которые работают на территории Европейского союза.
В последние годы Евросоюз теряет влияние на традиционных рынках развивающихся стран. Это связано как с требованиями политической обусловленности экономических контактов, так и с необходимостью адаптации связей к новым требованиям ВТО, которые запрещают преференциальную торговлю, ранее служившую основой взаимодействия с большинством бывших колоний. Предложенный ЕС проект зоны свободной торговли товарами и услугами с развивающимися странами вызывает критику последних как асимметрично ориентированный на Европу. Пока идут дискуссии, привычные европейские рынки активно занимают китайские товары и капитал, не предъявляющие к экономическим партнерам дополнительных условий.
Ослабление позиций Евросоюза на традиционных рынках, а также дефицит новаторского подхода в отношениях со странами-соседями повышают значимость инициатив наиболее активных стран-членов. Необходимо отметить и т.н. Средиземноморский союз Н. Саркози, и новую «восточную инициативу» Польши и Швеции. Это может привести к тому, что отдельные направления деятельности Европейского союза на международной арене будут монополизированы конкретными странами или группами стран.
Важной частью общей торговой политики ЕС является его деятельность во Всемирной торговой организации (ВТО). Брюссель активно задействует институты ВТО в разрешении торговых споров с основными партнерами и для навязывания им правовой гармонизации. Это, в частности, имело место в дискуссиях о вступлении России в эту международную структуру. Наконец, Брюссель совместно с Вашингтоном используют ВТО для создания глобальных режимов регулирования в сферах, которые уже прописаны у них на национальном уровне (регулирование вопросов интеллектуальной собственности, инвестиций и т.п.).
Однако сегодня эффективность инструментария ВТО как средства давления на партнеров Европейского союза значительно снизилась.
Во-первых, за последние несколько лет данный ресурс использовался ЕС избыточно. Зачастую у Брюсселя отсутствовали другие эффективные инструменты воздействия, особенно если партнеры Евросоюза не стремились в него вступить и единственным средством влияния было выставление условий присоединения к ВТО. При этом в рамках переговоров по ВТО данным государствам (в первую очередь России) предъявлялись требования, существенно выходящие за рамки компетенции организации.
Во-вторых, ввиду нежелания Европейского союза и Соединенных Штатов идти на компромисс в вопросе дотаций сельскому хозяйству ВТО значительно ослабла как универсальный многосторонний регулятор международной торговли. Это, в частности, обусловило практически безнадежный тупик, в котором пребывает Дохийский раунд переговоров о дальнейшей либерализации международной торговли.
По этой причине укрепляется тенденция выстраивания Евросоюзом преференциальных двусторонних торговых режимов с главными внешнеэкономическими партнерами в качестве не только дополнения, но и альтернативы правилам и стандартам ВТО. По мере ослабления ВТО двусторонний компонент во внешнеторговой политике Европейского союза начинает преобладать над многосторонним. В первую очередь Брюссель провозгласил задачу создать режимы свободной торговли (или приближающиеся к нему режимы) со странами «соседства», с одной стороны, и главными центрами мировой экономики, в том числе с Россией, с другой. ЕС будет стремиться прописать положения о зоне свободной торговли (ЗСТ) во всеобъемлющих соглашениях, заключаемых с этими странами. Регулирование торговых режимов будет базироваться преимущественно на правилах и стандартах самого Европейского союза, должны предоставить европейскому бизнесу существенные преимущества перед бизнесом стран-партнеров. Кроме того, данные режимы, по мнению Евросоюза, должны, согласно принципам взаимности и политической обусловленности, предполагать либерализацию экономик.