Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма.
Тенденция к либерализации пятидесятых и шестидесятых годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений.
Если в середине пятидесятых годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40 %, то в семидесятых годах она уменьшилась до 7-10 %, а сейчас колеблется где-то в пределах 3-5 %.
Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок.
Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в семидесятые годы фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.
Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.
Результатом вышеперечисленной тенденции становится постепенное "размывание" принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе "режима наибольшего благоприятствования".
Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т. е. вводятся особые специфические условия внут-рирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.
На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение так называемых "развязывающих оговорок", позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения "значительного ущерба" национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т. д., действие которых носит избирательный характер.
Если говорить о равнодействующей тенденции, то можно сделать вывод, что результатом становится либерализация мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.
Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.
Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно использовали правительства США и Японии, создавая в восьмидесятых годах ЭВМ нового поколения.
В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в семидесятые и восьмидесятые годы США и Великобританией при поставках судов и нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась до 10 до 30-40 % стоимости товара.
Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.
Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.
Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхование экспортных поставок. В случае кредитования международные соглашения обычно фиксируют максимальную величину допустимой процентной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12-20% всего объема экспорта развитых стран.Что касается страхования, то наблюдается постепенное расширение этой практики. Новые правила допускают страхование до 10 % стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т. д.
Наконец, еще одной формой поддержки экспорта является помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т. д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т. д.
Так, например, Великобритания в восьмидесятых годах ежегодно организовывала 300-400 зарубежных выставок, большая часть расходов на организацию которых покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.
В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.
Еще раз следует подчеркнуть, что общая линия на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО).