Тема 14. Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли

Вопрос 115. Для транспортировки потребительских товаров используют следующие виды транспорта:

(А) только автомобильный, морской и железнодорожный;

(Б) автомобильный, морской, речной, воздушный, железнодорожный, гу­жевой, трубопроводный;

(В) железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, гу­жевой.

Вопрос 116. Наибольшую долю в грузообороте страны занимает:

(A) железнодорожный транспорт;

(Б) автомобильный транспорт;

(B) водный транспорт.

Вопрос 117. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов:

(A) преимущественно на дальние расстояния;

(Б) преимущественно на короткие расстояния;

(B) не требующих создания особых условий транспортировки и хранения.

Вопрос 118. По грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на:

(А) 5 классов;

(Б) 3 класса;

(В) 4 класса.

Вопрос 119. Самая низкая себестоимость перевозки 1 т грузов достигается при использовании:

(A) железнодорожного транспорта;

(Б) морского транспорта;

(B) автомобильного транспорта.

Вопрос 120. При перевозке товаров морским транспортом факт передачи товаров перевозчику удостоверяется:

(А) актом приема-передачи;

(Б) товарно-транспортной накладной;

(В) коносаментом.

Деловые ситуации по теме № 4 "Правила розничной торговли и продажи товаров населению"

(Задание № 2 контрольной работы)

Ситуация 1. В администрацию супермаркета обратилась покупательница с жалобой на то, что у нее украли сумку, которую она оставила в камере хране­ния этого магазина. Как вы считаете, должна ли администрация супермаркета возместить стоимость похищенного покупательнице, и если да, то в каком размере?

Ситуация 2. Пожилая покупательница, сделавшая покупки и вышедшая из магазина, вернулась и обратилась к кассиру с претензией на то, что ей неверно дали сдачу. Как должен поступить кассир? Как должен поступить руководи­тель предприятия, если покупатель обратится к нему с жалобой на действия кассира?

Ситуация 3. Продавец отдела бытовой химии универмага отказала покупа­телю в просьбе проверить работу аэрозольной упаковки с антистатиком, со­славшись на действующие правила. Однако в соседнем отделе продавец про­верила для другой покупательницы духи в аэрозольной упаковке. Кто в этой ситуации прав?

Ситуация 4. Покупатель приобрел в универмаге часы с кукушкой. При продаже исправность товара не была проверена продавцом. Он объяснил это отсутствием специального стенда. Дома покупатель выяснил, что часы неис­правны. В магазине некачественный товар принять обратно отказались, посо­ветовав обратиться к изготовителю товара, так как магазин только продает то­вар и не отвечает за его качество. Кто в этой ситуации прав?

Ситуация 5. Покупательница приобрела в магазине "Одежда" костюм, блузку и комплект белья. Однако при примерке вещей дома оказалось, что одежда не подходит по размеру. На следующий день покупательница верну­лась в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять товары на та­кие же, но большего размера. Продавец отказал в обмене товара, объяснив это тем, что выбор был сделан самой покупательницей и вещи надлежащего качества. Кто в этой ситуации прав?

Ситуация 6. Покупатель приобрел в хозяйственном магазине стиральный по­рошок, мыло, зубную пасту, отбеливатель и чистящий порошок "Комет". Дома обнаружилось, что покупатель купил чистящий порошок в мягкой упаковке вме­сто жесткой пластмассовой. Сразу вернувшись в магазин и предъявив кассовый чек, покупатель попросил заменить товар, соглашаясь доплатить при необходимо­сти разницу в цене. Продавец отказал в этом и предложил купить товар в необхо­димой упаковке. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.

Ситуации 7. В магазин, реализующий аудио- и видеотехнику обратился покупатель с просьбой обменять купленный телевизор т. к. ему больше нравится другая модель. Телевизор в исправном состоянии. Как необходимо поступить?

Ситуация 8. В ювелирный салон-магазин обратился покупатель с прось­бой обменять купленное два дня назад в магазине золотое кольцо 585 пробы на аналогичное большего размера, т.к. приобретенное кольцо ему по размеру не подошло. Товарный и кассовый чек на покупку имеется в наличии, товар­ный и пробирный ярлыки на кольце не повреждены. Ваши действия как ди­ректора ювелирного салона.

Ситуация 9. При продаже телевизора в магазине бытовой техники прода­вец потребовал оплатить 300 руб. за доставку покупки, хотя покупатель соби­рался везти телевизор на собственной машине. Свое требование продавец объ­яснил существующими правилами, практикой работы магазина и тем, что дан­ная услуга является обязательной. Прав ли продавец? Ответ поясните.

Ситуация 10. В магазине "Продукты" при покупке вызвало сомнение каче­ство вареной колбасы "Докторская", и покупатель попросил продавца показать документы, поступавшие с товаром и подтверждающие его качество. Работ­ники магазина категорически отказались сделать это, ссылаясь на коммерческую тайну. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните. С какой информацией имеет право ознакомиться покупатель в магазине?

Ситуация 11. В торговом центре на арендуемой площади 18 м2 предпри­нимателем без образования юридического лица реализуются товары подароч­ного ассортимента. При продаже товаров продавец каждый раз проверяет цену товара по тетради, в которую заносятся все данные о поставляемых товарах. Отсутствие ценников непосредственно на местах выкладки образцов товаров продавец мотивировал тем, что товар маленького размера и ценник мешает его показу, а покупатель должен иметь возможность ознакомиться с товаром. Прав ли продавец? Ответ поясните.

Ситуация 12. Объясните, прав ли продавец в следующих ситуациях:

а) в магазине "Колбасы" продавец, отпуская товар — 400 г колбасы, наре­занной по просьбе покупателя, после взвешивания положила его в полиэтиле­новый пакет и при расчете стоимости покупки увеличила сумму на 20 коп. за счет стоимости этого пакета;

б) в магазине "Обувь" покупатель приобрел зимние сапоги. Так как нести коробку с обувью было неудобно, он попросил продавца положить ее в поли­этиленовую сумку. Продавец выполнил просьбу и сказал, что следует опла­тить дополнительно 2 руб.

Ситуация 13. Покупатель, приобретая в магазине телефонный аппарат отечественного производства, обратил внимание на объявление, висевшее в зале: "Гарантия на товар — один месяц". Спустя полтора месяца после покуп­ки телефон сломался. Обратившись в магазин с просьбой об обмене товара, покупатель получил отказ. Продавец объяснил его тем, что недостаток товара был обнаружен после окончания гарантийного срока, указанного в объявле­нии. Прав ли продавец? Каковы права потребителя в этой ситуации?

Ситуация 14. В мебельном магазине покупателем был приобретен диван, в котором затем обнаружился дефект. В магазине предложили обменять товар ненадлежащего качества, однако дивана этой модели с такой же обивкой в на­личии не оказалось. Покупателю предложили другой вариант — ремонт. По­купатель согласился, но потребовал, чтобы на время ремонта ему безвозмезд­но предоставили аналогичный товар — диван другой модели. Продавец в этом требовании отказал. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.

Ситуация 15. Покупательница приобрела швейную машинку, однако вско­ре не смогла ею пользоваться — обнаружился скрытый производственный де­фект, о чем было получено официальное заключение. Как поступить покупа­телю в этой ситуации: ремонтировать за свой счет, ремонтировать за счет про­давца, обменять или вернуть товар и т.п.? Какие права имеет потребитель в этой ситуации, согласно действующему законодательству?

Ситуация 16. За 15 мин до окончания рабочего дня вход в магазин был пе­рекрыт уборщицей. В ответ на возмущение посетителей работники магазина объяснили, что существует соответствующее положение правил и это делается в интересах покупателей, находящихся в торговом зале. То есть доступ в магазин был перекрыт для того, чтобы покупатели, имеющие на руках чеки, были обязательно обслужены до окончания времени работы магазина. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.

Ситуация 17. Покупательница приобрела в магазине "Ткани" 3 м шерстя­ной ткани. Дома при осмотре ткани она обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. На следующий день покупательница обратилась в магазин с просьбой обменять купленную ткань. Администрация магазина отказала ей в удовлетворении просьбы, мотивируя тем, что ткани входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обме­ну на аналогичный товар. Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию? Как следует поступить покупательнице в данном случае?

Ситуация 18. В один из рабочих дней жители спального района, подойдя утром к молочному магазину, неожиданно обнаружили, что магазин не рабо­тает в связи с проведением санитарного дня. В ответ на вопросы, где же теперь покупать необходимые продукты, руководитель магазина объяснил, что сани­тарный день является обязательным для предприятий, реализующих продо­вольственные товары, и покупателям следует перетерпеть это временное не­удобство. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.

Ситуация 19. В магазине "Продукты" при продаже хлеба (без индивиду­альной упаковки) по просьбе покупателей буханки режутся на две или четыре части и отпускаются без дополнительного взвешивания. А в палатке, располо­женной неподалеку, около выхода из метро, резать хлеб категорически отказываются. Правы ли продавцы, работающие в палатке? Ответ поясните. Какие требования установлены при продаже данного товара?

Ситуация 20. В ювелирном отделе при продаже золотых серег с бриллиан­тами и изумрудами продавец, передавая покупку, выписала на бланке товар­ный чек, указав в нем дату продажи, наименование изделия и цену. Каковы обязательные реквизиты товарного чека? Существуют ли требования к органи­зации и оформлению продажи ювелирных изделий? В каких случаях также не­обходимо оформление товарных чеков?

Составитель ________________________ Т.О. Майорова

«____» ______________20__г.

Наши рекомендации