Тема 14. Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли
Вопрос 115. Для транспортировки потребительских товаров используют следующие виды транспорта:
(А) только автомобильный, морской и железнодорожный;
(Б) автомобильный, морской, речной, воздушный, железнодорожный, гужевой, трубопроводный;
(В) железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, гужевой.
Вопрос 116. Наибольшую долю в грузообороте страны занимает:
(A) железнодорожный транспорт;
(Б) автомобильный транспорт;
(B) водный транспорт.
Вопрос 117. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов:
(A) преимущественно на дальние расстояния;
(Б) преимущественно на короткие расстояния;
(B) не требующих создания особых условий транспортировки и хранения.
Вопрос 118. По грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на:
(А) 5 классов;
(Б) 3 класса;
(В) 4 класса.
Вопрос 119. Самая низкая себестоимость перевозки 1 т грузов достигается при использовании:
(A) железнодорожного транспорта;
(Б) морского транспорта;
(B) автомобильного транспорта.
Вопрос 120. При перевозке товаров морским транспортом факт передачи товаров перевозчику удостоверяется:
(А) актом приема-передачи;
(Б) товарно-транспортной накладной;
(В) коносаментом.
Деловые ситуации по теме № 4 "Правила розничной торговли и продажи товаров населению"
(Задание № 2 контрольной работы)
Ситуация 1. В администрацию супермаркета обратилась покупательница с жалобой на то, что у нее украли сумку, которую она оставила в камере хранения этого магазина. Как вы считаете, должна ли администрация супермаркета возместить стоимость похищенного покупательнице, и если да, то в каком размере?
Ситуация 2. Пожилая покупательница, сделавшая покупки и вышедшая из магазина, вернулась и обратилась к кассиру с претензией на то, что ей неверно дали сдачу. Как должен поступить кассир? Как должен поступить руководитель предприятия, если покупатель обратится к нему с жалобой на действия кассира?
Ситуация 3. Продавец отдела бытовой химии универмага отказала покупателю в просьбе проверить работу аэрозольной упаковки с антистатиком, сославшись на действующие правила. Однако в соседнем отделе продавец проверила для другой покупательницы духи в аэрозольной упаковке. Кто в этой ситуации прав?
Ситуация 4. Покупатель приобрел в универмаге часы с кукушкой. При продаже исправность товара не была проверена продавцом. Он объяснил это отсутствием специального стенда. Дома покупатель выяснил, что часы неисправны. В магазине некачественный товар принять обратно отказались, посоветовав обратиться к изготовителю товара, так как магазин только продает товар и не отвечает за его качество. Кто в этой ситуации прав?
Ситуация 5. Покупательница приобрела в магазине "Одежда" костюм, блузку и комплект белья. Однако при примерке вещей дома оказалось, что одежда не подходит по размеру. На следующий день покупательница вернулась в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять товары на такие же, но большего размера. Продавец отказал в обмене товара, объяснив это тем, что выбор был сделан самой покупательницей и вещи надлежащего качества. Кто в этой ситуации прав?
Ситуация 6. Покупатель приобрел в хозяйственном магазине стиральный порошок, мыло, зубную пасту, отбеливатель и чистящий порошок "Комет". Дома обнаружилось, что покупатель купил чистящий порошок в мягкой упаковке вместо жесткой пластмассовой. Сразу вернувшись в магазин и предъявив кассовый чек, покупатель попросил заменить товар, соглашаясь доплатить при необходимости разницу в цене. Продавец отказал в этом и предложил купить товар в необходимой упаковке. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.
Ситуации 7. В магазин, реализующий аудио- и видеотехнику обратился покупатель с просьбой обменять купленный телевизор т. к. ему больше нравится другая модель. Телевизор в исправном состоянии. Как необходимо поступить?
Ситуация 8. В ювелирный салон-магазин обратился покупатель с просьбой обменять купленное два дня назад в магазине золотое кольцо 585 пробы на аналогичное большего размера, т.к. приобретенное кольцо ему по размеру не подошло. Товарный и кассовый чек на покупку имеется в наличии, товарный и пробирный ярлыки на кольце не повреждены. Ваши действия как директора ювелирного салона.
Ситуация 9. При продаже телевизора в магазине бытовой техники продавец потребовал оплатить 300 руб. за доставку покупки, хотя покупатель собирался везти телевизор на собственной машине. Свое требование продавец объяснил существующими правилами, практикой работы магазина и тем, что данная услуга является обязательной. Прав ли продавец? Ответ поясните.
Ситуация 10. В магазине "Продукты" при покупке вызвало сомнение качество вареной колбасы "Докторская", и покупатель попросил продавца показать документы, поступавшие с товаром и подтверждающие его качество. Работники магазина категорически отказались сделать это, ссылаясь на коммерческую тайну. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните. С какой информацией имеет право ознакомиться покупатель в магазине?
Ситуация 11. В торговом центре на арендуемой площади 18 м2 предпринимателем без образования юридического лица реализуются товары подарочного ассортимента. При продаже товаров продавец каждый раз проверяет цену товара по тетради, в которую заносятся все данные о поставляемых товарах. Отсутствие ценников непосредственно на местах выкладки образцов товаров продавец мотивировал тем, что товар маленького размера и ценник мешает его показу, а покупатель должен иметь возможность ознакомиться с товаром. Прав ли продавец? Ответ поясните.
Ситуация 12. Объясните, прав ли продавец в следующих ситуациях:
а) в магазине "Колбасы" продавец, отпуская товар — 400 г колбасы, нарезанной по просьбе покупателя, после взвешивания положила его в полиэтиленовый пакет и при расчете стоимости покупки увеличила сумму на 20 коп. за счет стоимости этого пакета;
б) в магазине "Обувь" покупатель приобрел зимние сапоги. Так как нести коробку с обувью было неудобно, он попросил продавца положить ее в полиэтиленовую сумку. Продавец выполнил просьбу и сказал, что следует оплатить дополнительно 2 руб.
Ситуация 13. Покупатель, приобретая в магазине телефонный аппарат отечественного производства, обратил внимание на объявление, висевшее в зале: "Гарантия на товар — один месяц". Спустя полтора месяца после покупки телефон сломался. Обратившись в магазин с просьбой об обмене товара, покупатель получил отказ. Продавец объяснил его тем, что недостаток товара был обнаружен после окончания гарантийного срока, указанного в объявлении. Прав ли продавец? Каковы права потребителя в этой ситуации?
Ситуация 14. В мебельном магазине покупателем был приобретен диван, в котором затем обнаружился дефект. В магазине предложили обменять товар ненадлежащего качества, однако дивана этой модели с такой же обивкой в наличии не оказалось. Покупателю предложили другой вариант — ремонт. Покупатель согласился, но потребовал, чтобы на время ремонта ему безвозмездно предоставили аналогичный товар — диван другой модели. Продавец в этом требовании отказал. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.
Ситуация 15. Покупательница приобрела швейную машинку, однако вскоре не смогла ею пользоваться — обнаружился скрытый производственный дефект, о чем было получено официальное заключение. Как поступить покупателю в этой ситуации: ремонтировать за свой счет, ремонтировать за счет продавца, обменять или вернуть товар и т.п.? Какие права имеет потребитель в этой ситуации, согласно действующему законодательству?
Ситуация 16. За 15 мин до окончания рабочего дня вход в магазин был перекрыт уборщицей. В ответ на возмущение посетителей работники магазина объяснили, что существует соответствующее положение правил и это делается в интересах покупателей, находящихся в торговом зале. То есть доступ в магазин был перекрыт для того, чтобы покупатели, имеющие на руках чеки, были обязательно обслужены до окончания времени работы магазина. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.
Ситуация 17. Покупательница приобрела в магазине "Ткани" 3 м шерстяной ткани. Дома при осмотре ткани она обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. На следующий день покупательница обратилась в магазин с просьбой обменять купленную ткань. Администрация магазина отказала ей в удовлетворении просьбы, мотивируя тем, что ткани входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию? Как следует поступить покупательнице в данном случае?
Ситуация 18. В один из рабочих дней жители спального района, подойдя утром к молочному магазину, неожиданно обнаружили, что магазин не работает в связи с проведением санитарного дня. В ответ на вопросы, где же теперь покупать необходимые продукты, руководитель магазина объяснил, что санитарный день является обязательным для предприятий, реализующих продовольственные товары, и покупателям следует перетерпеть это временное неудобство. Кто в этой ситуации прав? Ответ поясните.
Ситуация 19. В магазине "Продукты" при продаже хлеба (без индивидуальной упаковки) по просьбе покупателей буханки режутся на две или четыре части и отпускаются без дополнительного взвешивания. А в палатке, расположенной неподалеку, около выхода из метро, резать хлеб категорически отказываются. Правы ли продавцы, работающие в палатке? Ответ поясните. Какие требования установлены при продаже данного товара?
Ситуация 20. В ювелирном отделе при продаже золотых серег с бриллиантами и изумрудами продавец, передавая покупку, выписала на бланке товарный чек, указав в нем дату продажи, наименование изделия и цену. Каковы обязательные реквизиты товарного чека? Существуют ли требования к организации и оформлению продажи ювелирных изделий? В каких случаях также необходимо оформление товарных чеков?
Составитель ________________________ Т.О. Майорова
«____» ______________20__г.