Организация транспортно-экспедиционного обслуживания за рубежом

Еще во времена Венецианской республики, т.е. в начале XIII в., торговля этой страны через Альпы в Европу велась через посредников "фрахтеров", выполнявших экспедиторские функции. В функции "фрахтера" входила оплата местных сборов при пересечении многочисленных границ, смена лошадей на промежуточных станциях, охрана людей и грузов в пути следования и др.

Появление такого экспедитора — "фрахтера" — в XIII в. произошло не случайно и было связано с образованием в Европе внутреннего и внешнего рынков. С развитием торговли возникла необходимость в транспортировке грузов, появился институт "фрахтеров".

Через 300 лет, в начале XVII в., "фрахтер" стал независимым предпринимателем, специалистом по торговым путям и маршрутам. Он знал все торговые центры и организовывал караваны к ним, обеспечивал перевозку и хранение грузов в различных пунктах на товарных путях, за что получал комиссию. Он же платил различные налоги и пошлины.

В XVI-XVII вв. на смену феодального строя приходят новые капиталистические отношения. Важную роль в развитии экономики сыграли великие географические открытия в конце XV-XVI вв. Деловая активность экспедитора — "фрахтера" стала распространяться на морские перевозки, он начал переносить свои конторы в порты Антверпен, Лондон, Неаполь и др.

В это время торговля начинает перерастать границы отдельных государств, что дало большой толчок к развитию транспорта и транспортно-экспедиторского обслуживания усиливающихся внешнеторговых грузопотоков. "Фрахтер" начал действовать на профессиональной основе; обслуживание перевозок стало его основной специальностью. Он выбирает маршруты перевозки, рынок для данного товара, вид перевозки. Теперь он стал называться "экспедитором" (слово "экспедитор" латинского происхождения от "expedire" — "ускорить") и действовать на основе оплаты своих услуг в виде комиссии. Экспедиторы стали открывать свои конторы и отделения во многих торговых центрах и морских портах.

Новым толчком в развитии транспорта и транспортно-экспедиторского обслуживания в капиталистическом мире явилось появление железных дорог в XIX в., что вызвало коренной переворот в хозяйственной жизни стран Европы, позволило увеличить грузооборот и создать стабильные коммуникации между различными экономическими районами.

С развитием дорог положение экспедитора укреплялось. Он сам начал выбирать рынки сбыта для отдельных товаров, рекомендуя тот или иной маршрут, способствовал развитию перевозок на данном направлении, если видел выгодность торговли определенными товарами. Постепенно экспедитор как специалист по внешнеэкономическим связям и международным перевозкам становится членом торговых палат, ассоциаций, комиссий по тарифам и т.д.

В Европе того времени существовали многочисленные торговые, таможенные, государственные барьеры, которые обычным коммерсантам было весьма затруднительно преодолевать. И здесь экспедитор, знающий обстановку на рынке, умеющий быстро и четко ориентироваться во всевозможных барьерах (таможенных правилах и т.д.) становился незаменимым посредником в торговле.

Таким же путем развивалось транспортно-экспедиторское дело в США, хотя имело более короткую историю и свою специфику и во многом связано с развитием морских перевозок в силу географического положения страны и, особенно, в связи с историей развития одного из крупнейших портов мира — Нью-Йорка.

Нью-Йорк стал быстро растущим городом, в котором обосновались наиболее крупные торговые и транспортные центры.

Экспедиторы занимались одновременно торговыми, транспортными и брокерскими делами и назывались "Shipping and Commission Merchant". Специалисты в области транспортно-экспедиторских услуг появились в Америке примерно около 1815 г. и назывались "Ship brokers" (брокеры тоннажа). Сфера их деятельности охватывала предоставление различных услуг владельцам судов или торговой фирме по вопросам перевозок грузов.

С открытием канала озера Эри в 1825 г. началось быстрое развитие транспортной сети и судоходства по Великим Озерам, что повлекло за собой рост транспортных компаний и транспортно-экспедиторских фирм, постепенно распространивших свою деятельность на всю территорию США.

Экспедиторы США, подобно европейским коллегам, организовали на главных транзитных направлениях и в крупных торговых центрах свои конторы, занимались транспортно-экспедиторским обслуживанием на различных видах транспорта. Появилась специализация экспедиторов в зависимости от рода груза. Быстрое развитие железных дорог в США также способствовали росту экспедиторского дела Именно в последней четверти XIX в. в США была создана первая компания по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузовых железнодорожных перевозок -"Скоростная служба Бостон — Нью-Йорк". К концу XIX в. в США появилось большое количество транспортно-экспедиторских фирм, успешно осуществлявших обслуживание расширяющегося грузооборота страны

При этом следует отметить изменения, которые происходили с экспедиторами в XIX в. В XVII в. и в начале XIX в. "фрахтер" — это делец, совмещающий функции экспедитора и перевозчика, сопровождающий грузы и осуществляющий экспедиторские операции. В течение XIX в. произошло разделение функций перевозчика и экспедитора и выделение транспортно-экспедиторского обслуживания в самостоятельную часть, которая являлась составным элементом транспортного процесса и одновременно носила дополнительный характер по отношению к этому процессу.

Во время Второй мировой войны перевозки резко сократились, особенно в Европе, сократилась международная торговля. Частные поставки почти прекратились и тем самым экспедиторскому делу был нанесен значительный урон. Государства ввели регулирование транспортной и транспортно-экспедиторской работы. Ряд транспортных и транспортно-экспедиторских компаний в Японии и Германии были национализированы фашистскими правительствами.

После Второй мировой войны международная и внутренняя торговля стала развиваться быстрыми темпами.

Наши рекомендации