Проектирование в воспитательной работе учителя начальных классов
1. разработка программы воспитательной работы. (указание целей, задач, этапов реализации, основных направлений работы, плана воспитательной работы с выделением сроков, времени и ответственных) конечных результатов, библиографического списка.
- является ли программа проектом? В упрощенном смысле является, но принято называть программой. Что при разработке плана воспитательной работы является конечным результатом, а что совокупностью документов, планов, положений?
Каков продукт плана воспитательной работы? Список мероприятий. Вместе с тем данные мероприятия следует провести с младшими школьниками. Реализация мероприятий будет соответствовать этапу внедрения проекта.
2. Проведение внеурочной деятельности может осуществляться в виде проектирования. Внеурочная деятельность проводится в виде форм: экскурсии, походы, соревнования, исследования, конференции, собраний, конкурсов, концертов и т.д. Направлениями могут быть
Проекты по воспитательной работе взять из курса методика работы классного руководителя учителя начальных классов.
Планирование воспитательной работы.
Новые формы воспитательной работы.
Представить все это в виде проектов.
Вопросы для обсуждения
1. Стоит ли экскурсию разрабатывать в виде проекта?
2. Стоит ли конференцию разрабатывать в виде проекта?
3. Предложите дела, которые можно спроектировать с младшими школьниками (классная комната, школьный двор, день именинника, помощь окружающим) данные проекты нося социальное значение.
4. Какой должна быть описательная часть воспитательного проекта для школьников и для педагога?
5. Чем воспитательный проект отличается от учебного проекта?
6. Как организовать работу в группе с младшими школьниками по проектированию?
7. Как приобщать родителей младших школьников к проектной деятельности по воспитанию.
8. Как обучать младших школьников руководствоваться принципами проектирования?
9. Методика коллективного творческого дела относится к проектированию воспитательных процессов или к ролевому проектированию?
10. Какие затруднения может испытывать младший школьник при проектировании внеурочных дел?
11. На какой положительный опыт младшего школьника следует опираться при вовлечении его в проектирование внеурочной деятельности?
12. Как использовать проектирование при вовлечение младшего школьника в самообразование, самоорганизацию?
13. Как использовать проектирование для развития коммуникативных качеств личности младшего школьника?
В итоге проектирование в воспитательной работе обладает высоким потенциалом. Необходимые качества ребенок приобретает в деятельности. У него вырабатывается активная жизненная позиция. Проявляется творчество. Важно организовать проектирование в воспитательной работе и вовлечь в него всех учащихся класса. Отметить наиболее эффективные моменты занятия.
Проектные задания
1. Разработать проект, посвященный памятным датам календаря.
2. Разработать проект по воспитательной работе с применением ИКТ. (Сетевая игра, блог, научная конференция, виртуальная экскурсия и т.д.)
3. Создать и апробировать фотомарафон или печу кучу как проект.
4. Разработать проект связанный с жизненным или календарным циклом народа.
5. Создать проект по развитию навыков общения у младших школьников.
Разработка исследовательского проекта
Его отличие от других проектов развития состоит в том, что он направлен на выявление взаимосвязи между факторами, объектами (наприм. снижения успеваемости); выяснение причин, определение соотношения и т.д.
Ведущим методом исследовательского проекта является эксперимент. Отметим длительность исследовательского проекта. Он предполагает мониторинг показателей процесса, результатов.
В качестве структуры исследовательского проекта чаще всего используют структуру программы эксперимента с той разницей, что в цели, задачах, результатах подчеркивается, что речь идет не столько о создании технологичического продукта, сколько об анализе, выявлении зависимостей, причин, влияющих факторов.
Проект носит прогностический характер. Приведем пример. Одна из актуальных проблем современности формирование толерантного сознания учащихся с целью профилактики и предупреждения проявлений экстремизма, национальной. Расовой, религиозной нетерпимости, агрессивности в поведении учащихся школ, ПТУ, средних специальных заведений. В Санкт-Петербурге в 2004 скинхеды убили таджикускую девочку, в 2005 году в Туле убили студентов медакадемии из Африки. В 2006 году события в Кандапоге. Это только незначительная часть преступлений. Попытки создания более или менее эффективную модель воспитательных мер не увенчались успехом. Поэтому сверх актуальными являются проекты «Выявление причин проявления экстремизма, интолерантности, ксенофобии в сознании и поведении детей в начале ХХI века».
Программа эксперимента.
Существует много определений эксперимента. Мы хотим обратить внимание на наиболее важные стороны этого явления. Во первых, отметим, что это метод исследования; во-вторых, он направлен на проверку созданной теории на практике. Если речь идет о педагогическом эксперименте, то он направлен на выявление того, как педагогическая инновация влияет на обучение и воспитание школьников.
Заметим, что такая программа является одним из самых распространенных видов проектов, связанных с экспериментами локального характера. Наиболее масштабные эксперименты лежат в основе кандидатских диссертационных исследований. В курсовых работах студентов так же реализуется эксперимент.
Цель всякого эксперимента – создание нового. Поэтому любая творческая работа предполагает творчество. В связи с этим эксперименты, как и инновации бывают модифицированные, совершенствующие и радикальные. Покажем структуру программы эксперимента.
1. Обоснование актуальности проблемы.
2. Формулирование темы.
3. Объект исследования.
4. Предмет исследования.
5. Формулирование цели эксперимента.
6. Определение задач эксперимента.
7. Гипотеза исследования.
8. Прогнозирование положительных результатов и возможных негативных последствий.
9. Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования.
10. Сроки эксперимента.
11. Этапы эксперимента.
12. определение резервного времени.
13. База эксперимента.
14. Работа с участниками эксперимента.
15. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.
16. Оценка результатов эксперимента.
Провести анализ курсовых работ, диссертационных исследований. Заметим, что программа эксперимента в большей мере. Чем другие виды проектирования подходят для разработки новшества отдельными учителями.
Причины смены времен года.
Условия жизни человека на земле.
Признаки имен существительных.
Алгоритм решения сложных математических задач. (примеры решения различных задач и выделение алгоритма.
Жанры устного народного творчества.
Читательские интересы одноклассников.
Продолжить примеры исследовательских проектов на уроках.
Внимание мини исследовательские проекты на занятии можно рассматривать как метод проектов.
Вопросы:
1. Что такое исследовательский проект?
2. Чем исследовательский проект отличается от образовательного проекта?
3. Чем исследовательский проект отличается от учебного проекта?
4. Какой структуры придерживаться в исследовательском проекте?
5. Нужно ли учить детей писать исследовательские проекты в начальной школе?
6. Как младшего школьника научить проводить исследование?
7. Какие существуют недостатки исследовательских проектов?
8. Исследование и исследовательский проект это синонимы или разные термины?
9. Является ли эксперимент обязательной частью исследовательского проекта?
Проектные задания
1. Разработать и защитить исследовательский проект на вычисление площади объекта.
2. Разработать и защитить исследовательский проект на определение пройденного расстояния.
3. Оформить исследовательский проект по изучению погоды.
4. Разработать и защитить исследовательский проект по правописанию и анализу текста?
5. Разработать и защитить проект по изготовлению и определению себестоимости изделий декоративно-прикладного искусства.
6. Создать проект по изучению музыкальных произведений.