Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Компоненты дидактических способностей Необходимые знания Умения  
 
1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки информации  
Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся     Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников     Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся и осуществления «обратной связи») Знание программного материала и программ начальной школы Знание уровня подготовленности учеников Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей     Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание Знание словарного запаса детей   Знание методов и средств обучения и воспитания Знание собственных индивидуальных особенностей   Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно   Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умения формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам   Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке      
  Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы Знание индивидуальных особенностей детей Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
  2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся
  Способность овладеть вниманием учеников   Способность «заражать» учащихся своим настроением     Способность делать свою мысль понятной для учеников   Способность логично и последовательно вести объяснение     Способность опираться при объяснении на наглядные образы Знание психологических особенностей внимания младших школьников     Знание мотивов учения младших школьников и условий их формирования Знание эмоциональных особенностей детей     Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения   Умение активизировать внимание детей Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его   Умение создать психологический настрой на работу Умение передать ученикам свое положительное отношение к материалу Умение возбуждать у учащихся активную, самостоятельную мысль   Умение пояснять, разъяснять детям трудное и непонятное Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций   Умение вести объяснение от простого к сложному Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме   Умение правильно демонстрировать подобранный к конкретному занятию наглядный материал
  3. Способности, необходимые на этапе осуществления «обратной связи»
  Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение   Способность корректировать понимание детьми информации Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя   Знание приемов проверки понимания объяснения учителя   Умение диагностировать характер усвоения учениками нового материала     Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала    
  4. Экспрессивно-речевые способности учителя начальных классов
  Речевая способность   Знание теоретических основ культуры речи   Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание Знание особенностей восприятия и понимания речи взрослых младшими школьниками     Знание культуры выразительных средств     Знание значения частных средств (мимики и пантомимики) для восприятия речи младшими школьниками     Умение говорить в соответствии с нормами литературного родного языка (правильность речи) Умение потреблять слова в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в системе языка (точность речи) Умение использовать активный запас языковых средств для построения речи, выражающей необходимую информацию (например, умение быстро подобрать нужное слово) Умение применять языковые средства адекватно целям высказывания (уместность речи) Умение четко произносить отдельные звуки и слова (четкость дикции) Умение использовать элементы речевой выразительности: фразовые ударения, паузы, мелодику речи – повышение и понижение тона Умение убедительно высказывать свои мысли (убедительность, воздейственность речи) Умение выбрать оптимальный темп речи в соответствии с содержанием информации и возрастными особенностями учащихся Умение выбрать оптимальную громкость речи Умение живо, образно, доброжелательно говорить с учениками   Умение выражать мимикой уверенность, одобрение, осуждение, заинтересованность, недовольство, радость, возмущение и т.д. во многих вариантах   Умение скрывать сугубо личные чувства, настроения, мысли, которые могут отрицательно сказаться на понимании и усвоении материала детьми Умение использовать целесообразные и выразительные жесты, органически включенные в речевой процесс Умение сдерживать жесты отвлекающего характера Умение свободно управлять своими движениями (позами)
    Способность управлять своей мимикой     Способность управлять своей пантомимикой  
               

Психологами разработана структура одного из компонентов дидактических способностей учителя начальных классов – способности организовывать умственную деятельность младших школьников, начиная с шестилетнего возраста. В таблице представлено описание компонентов этой специальной способности, а также знаний и умений, необходимых для функционирования каждого из компонентов [11, с.35].

Наши рекомендации