Особенности педагогической профессии и учителя начальных классов

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ).

И.Ф. Харламов называет в учебно-воспитательном процессе восемь видов педагогической деятельности учителя: а) диагностическая; б) ориентационно-прогностическая; в) конструктивно-проектировочная; г) организаторская; д) информационно-объяснительная; е) коммуникативно-стимулирующая; ж) ана-литико-оценочная; з) исследовательско-теоретическая. В тех случаях, когда содержание педагогической деятельности меняется, и учитель выступает в новой для себя роли, к примеру, становится классным руководителем, содержание функций тоже обновляется. Теперь их пять: а) когнитивно-диагностическая; б) организаторско-стимулирующая; в) объединительно-сплачивающая; г) координирующая; д) личностно-развивающая.

Особенности и значение:

1.Организация самого ученика, как субъекта обучения и воспитания;

2.Динамичность- т.к. объекты дея-ти постоянно изменяются и развиваются;

3.Учитель воспитывает содержанием своего предмета;

4.Учитель воспитатель влияет на ученический коллектив;

5..В педагогической дея-ти большое значение имеет язык и речь учителя;

6. Координация воспитательных влияний всех субъектов воспитания;

7.Многоплановость;

8.Долговременность;

Функции:

1.Воспитательная-это основная постоянная по времени (непрерывная) самая широкая по обхвату людей относится ко всем возрастным группам является главной функцией.

2.Образовательная- образованием занимается только достаточно подготовленный педагог. Обучая развивает интеллектуально-позновательные способности, нравственное, правовое, эстетическое, экологическое, сознание, трудолюбие, духовный мир. Образование является самой важной функцией.

3. Коммуникативная- это функция не менее важна, как воспитательная и образовательная. Педагог, именно в процессе общения воздействует на ученика. В дальнейшем ему прийдется общаться с родителями учащихся, коллегами по работе, вести всю общественно-воспитательную дея-ть.

4.Организаторская-учитель должен организовывать в классе игры, КВН. Во время их проведения он должен обнаружить в ученике, какие у него есть способности. Ему приходится согласовывать действие разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим способом проявить его способности. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат.

5.Коррекционная- учитель постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оцнивает промежуточные результаты. Педагог в ходе своей работы вносит коррективы в свои действия и действия воспитанников.

6. Развивающая

Общие требования к учителю начальных классов

Учитель должен знать:

Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

средства обучения и их дидактические возможности;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В последнее время отношение к обучению у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Поэтому деятельность классного руководителя в современной школе актуальна, так как школьники нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении в процесс обучения. Длясамоактуализации личности растущего человека классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости.

Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.

Деятельность классного руководителя– особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств. Институт классных руководителей был введен в нашей стране в 1934 году. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

В российских школах до революции 1917 года в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности школьников и их целенаправленного воспитания необходим классный руководитель.

Наши рекомендации