Проектирование в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Тематика занятий

1. Разработка исследовательского проекта.

2. Проектирование в воспитательной работе учителя начальных классов.

3. Привлечение младших школьников к социальному проектированию.

4. Руководство ролевым проектом в начальной школе.

5. Области проектирования в начальной школе.

Структура занятий

1. Обсуждение вопросов по теме занятия – 20 минут.

2. Разработка проекта – 20 мин.

3. Защита проекта – 20 мин.

4. Вариативный блок – 20 мин.

5. Индивидуальная работа – 10 мин.

Вариативный блок

1 занятие – изучение ожиданий и корректировка тематики занятий.

2 занятие – обмен опытом проектирования (обсуждение статей о проектировании, конкурсных работ, и т.д.).

3 занятие – поиск конкурсов проектов и обмен информацией.

4 занятие – обзор и анализ видеопрезентаций проектов.

5 занятие – контрольная работа по проблемам проектирования.

Ролевой проект

-- Ролевая игра – деловая игра-

Распределение обязанностей - составление сценария, правил – проведение игры – подведение итогов.

В деловой игре обыгрываются жизненные ситуации, могут находиться решения реальных проблем, в начальной школе больше проводится ролевых игр.

Чем отличаются ролевые игры и деловые?

Деловые игры несут в себе модель производства, будь то предприятие, лечебное, культурное, учебное заведение. Направлено на имитацию производственной деятельности и поиски новых решений для производства или социальной сферы. Обучение навыкам взаимодействия.

Ролевые игры дают представление о той или иной деятельности, но так глубоко не решают производственных задач. Проблемы решаются внешние. Как ведет себя представитель той или иной профессии. Какие при этом изготовляются продукты, какие складываются отношения.

Общее в проекте и в деловой игре то, что участники становятся в активное положение. Они самостоятельно или в команде создают какой-то продукт, действуют сами и взаимодействуют с друг с другом, проявляют творчество. Деловая игра и ролевой проект являются активными и интерактивными формами обучения. Далее мы убедимся и в том, что есть общие элементы в структуре этих интерактивных методов обучения.

Есть ли отличие проекта от ролевой игры или деловой игры?

Проект предполагает в качестве результата продукт. Проект имеет определенную структуру, отличную от игры. Проект состоит из этапов разработки, внедрения и подведения итогов. Проект имеет объект проектирования, который определяется в целях и в конечных результатах. В ролевом проекте в качестве объекта проектирования выступает ролевая или деловая игра.

Можно ли говорить об интеграции проекта и деловой игры в ролевом проекте? Интегрирование можно рассматривать как объединение форм или методов. Поэтому можно представить ролевой проект как проект и как деловую игру. Важно качественно провести деловую игру качественно и повысить ее эффективность позволит проектирование. Тогда может возникнуть еще один вопрос:

Стоит ли деловую игру усложнять проектированием? Структура деловой игры во многом совпадает с положением о проведении мероприятия. Так же мы показали, что структура положения и проекта имеют много общего на столько, что положение о проведении дела мы можем считать проектом. Поэтому положение, план дела логично связаны с проектом. Они не усложняют и не утяжеляют друг друга, позволяют организовать игру более эффективно, скорректировать правила и т.д.

Что должно быть прописано из деловой (ролевой) игры в проекте? Для ответа на этот вопрос следует выделить наиболее важные части этапы, части деловой игры.

При подготовке к игре должны быть отмечены: 1) роли всех участников; 2) правила игры; 3) критерии эффективности действия участников и продукта взаимодействия, 4) информационные материалы.

При разработке проекта мы должны прописывать 1) цели и задачи, 2) целевую аудиторию; 3) основной замысел проекта; 4) этапы проектирования; 5) план реализации проекта; 6) механизмы реализации; 7) конечные результаты; 8) смету; 9) библиографический список; 10) приложения.

Нужно ли всю структуру проекта вписывать в ролевой проект?

Все зависит от масштабов деловой игры. Если игра не требует длительной подготовки, проводится в течение короткого времени, не требует значительных информационных ресурсов и материальных затрат, то мы рекомендуем воспользоваться упрощенной структурой проекта. В большинстве случаев мы рекомендуем придерживаться приведенной структуры. В нее обязательно должны входить такие рубрики как:

А) цель и задачи; б) обязанности участников (или распределение ролей); в) этапы проведения деловой игры; г) основной замысел игры ( в него следует прописать правила игры); д) план проведения игры; е) конечные результаты; ж) смета; з) библиография; и) в приложения можно разместить информационные материалы, которыми воспользуются участники игры во время или при подготовке к ней.

Вопросы для обсуждения

1. Какие ролевые игры были проведены вами в последнее время? Можно ли их назвать ролевым проектом и почему?

2. Как часто вы проводите ролевые (деловые) игры? Каковы причины этого?

3. Каковы преимущества и недостатки использования деловых игр?

4. Нужно ли формулировать гипотезу в ролевом проекте?

5. Для вас, на сколько целесообразно разрабатывать ролевой проект или достаточно ограничиться планом деловой (ролевой) игры?

6. Возможно ли использование деловой игры в начальной школе?

7. Как корректировать правила игры в ходе ее проведения?

8. Нужно ли подводить итоги ролевого проекта? Как?

9. Какие трудности вы предполагаете в реализации ролевого проекта?

10. Нужно ли реализовывать ролевой проект или достаточно его разработать?

11. Задайте вопрос окружающим.

Проектные задания

1. Разработать и защитить проект инсценировки.

2. Разработать и защитить проект ролевой игры «Жизнь в 21 веке».

3. Разработать и защитить проект ролевой игры «Путешествие в Африку».

4. Создать проект «экскурсия на природу»

5. Создать ролевой проект-викторину.

Наши рекомендации