Обучения в учебно-воспитательном процессе

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

«Искусство обучения не требует ничего ино­го, кроме искусного распределения времени предметов, метода».

Я.А. Коменский

Педагогическая деятельность включает познавательный, конст­руктивный, организаторский и коммуникативный компоненты проявляющиеся при использовании ТСО.

Познавательная деятельность, направленная на изучение возмож­ностей, форм и методов включения ТСО в учебно-воспитательный процесс, определяет все последующие компоненты деятельности учителя при применении ТСО в этом процессе.

Конструктивная деятельность связана с отбором, композици­ей, проектированием учебно-воспитательного материала.. Использование ТСО требует более тщательного подхода к проектированию системы собственных дей­ствий и действий учащихся. Такая система имеет две стороны организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. со­здание системы включения ТСО в изучение материала по всему курсу или большому разделу. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы при­менения ТСО, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах ис­пользования ТСО на уроке.

Организаторская деятельность учителя, осуществляемая в ходе обучения, предполагает организацию преподавательской деятель­ности и деятельности обучаемых. Применение ТСО позволяет твор­чески подойти к решению организационных вопросов. Здесь могут быть применены как информационные, так и контролирующие и ин­формационно-контролирующие ТСО..

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на органи­зацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обуча­ющего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивиду­ализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и кол­лективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучае­мых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в орга­низационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять конт­роль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Коммуникативная деятельность, охватывающая область взаи­моотношений преподавателя и обучающихся, при использовании ТСО также претерпевает определенные изменения. Вместо диало­га преподаватель - учащийся, чаще всего словесного характера, то является возможность организовать рациональную коммуника­цию педагога с учащимся посредством ТС. ТСО снимают элемен­ты напряженности, часто возникающие у учеников при непосред­ственном взаимодействии с учителем (воспитателем), смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодей­ствия, особенно при изготовлении пособий для ТСО и использо­вании ПК.

ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т.е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе с помощью методов

. Классификация методов:

1) объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецеп­тивные;

2) репродуктивные;

3) проблемного изложения;

4) частично-поисковые, или эвристические;

5) исследовательские.

Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов -передача и организация усвоения информации учащимися. Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллю­стративном обучении, ТСО могут использоваться как наглядно-иллюстративный материал при другом основном источнике инфор­мации или как основной источник информации, что предъявляет разные требования к их использованию.

Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями,. т. е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуще­ствления способов деятельности по образцу, учащиеся обучаются ; воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Это репродуктивное обучение. Для того чтобы организовать его, используются различные задания, упражнения и т. д.

В этом случае помимо устных объяснений, непосредственного показа широко применяют различные ТСО. Это может быть и демонстрация кинофрагмента в качестве инструктажа, и использование тренажеров для отработки практических действий, и примене­ние технических средств автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями, позволяющими осуществ­лять контроль и самоконтроль (внешнюю и внутреннюю связь).

Применение ТСО при репродуктивных методах позволяет значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных ва­риантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени зна­чительно увеличить эффективность, качество обучения.

Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мысли­тельного процесса при решении проблемы.

В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органи­чески вводить в проблемное изложение.

Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый {эвристический) метод. Этот метод при­ближает учащихся к самостоятельному решению проблемы путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности. И применяемые здесь ТСО должны помочь обучаемым увидеть про­блему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т.д., т. е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый харак­тер их деятельности. Эти этапы поиска должны быть запланирова­ны, вариативно предусмотрены.

Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на са­мом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и од­новременно является опытом творческой деятельности. Основная его функция - учить самостоятельно выполнять познавательную де­ятельность

Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но же­лаемая результативность - возрастание качества знаний, умений и навыков - достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не исполь­зовались.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

а) недостаточная методическая подготовленность учителя;

б) неправильное определение дидактической роли и места аудио­визуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных воз­можностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

в) бесплановость, случайность их применения;

г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требо­вания, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество по­нимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных об­разов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого мож­но достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор или маг­нитофон, главное, чтобы активно работал ученик. Слово учителя - необходимое условие и средство повышения действенности аудио­визуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их со­держания учащимися, управления их познавательной деятельно­стью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудиовизу­альных средств, активизирует мыслительную деятельность учащихся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных посо­бий и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и законо­мерностей - формированию понятий.

Выполнение контроля знаний при использовании аудиовизуаль­ных пособий возможно двумя способами:

1) наличие элементов организации контроля знаний в информа­тивном пособии;

2) создание специальных пособий и ТС для контроля знаний.

В соответствии с дидактическими особенностями ТС их целесо­образно применять при изучении сложных тем или вопросов курса: для восприятия микро- или макрообъектов, чрезмерно быстро или медленно протекающих процессов, уникальных явлений и т. п.; для осмысления тем, содержащих много новых понятий, сложных для анализа и синтеза, и т. п.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от ди­дактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выра­жают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явле­ния и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, ле­жащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядно­сти и слова учителя..

В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей я содержанием процесса обучения реализуются различные дидак­тические возможности современных средств обучения. Это источник новых знаний и представлений в качестве зрительной, слуховой или зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения учеб­ного материала; пособие для самостоятельной работы; средство иллюстрации; инструктирования; повторения, обобщения и систе­матизации знаний. При определении возможных методических при­емов в работе с аудиовизуальными средствами важно установить как их дидактическую функцию (например, на уроке сообщения новых знаний используются ТСО - источники новых знаний: фильм, транспаранты для кодоскопа), так и их место на уроке (в начале урока, перед объяснением учебного материала, как обобщение пос­ле объяснения).. Использованные в начале урока, перед изучением темы или раздела, пособия дают материалы для создания проблем­ных ситуаций, выполнения самостоятельной работы, решения по­знавательной задачи; помогают вызвать необходимый эмоциональ­ный настрой на уроке, возбудить интерес учащихся к познанию нового, готовность к усвоению учебного материала. Это облегчает работу учителя, освобождает его от необходимости давать длитель­ные и не всегда достаточно конкретные описания.

Отдельные пособия могут быть использованы в качестве кино-фотодокументов. Использование аудиовизуальных пособий в качестве источни­ков знаний приучает учащихся привлекать дополнительные источ­ники к учебному материалу (научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, телевизионные и радиопередачи) для са­мообразования и расширения кругозора.

В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть ис­пользованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной. информации в целях углубления и конкретизации знаний и обога­щения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Основными источниками знаний в таких случаях являются объяснение учителя, демонстрируемые на уроке опыты, учеб­ник, практические и лабораторные работы, а аудиовизуальные пособия - вспомогательными, дополнительными.

Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным задачам, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источник знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию его подтверждения, иллюстрации, конкретизации или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Обобщение и систематизация знаний, воплощенные посредством ТСО, могут быть наиболее эффективными, так как ТСО, предусмат­ривая разнообразные формы и методы обучения, позволяют четко выделить главное, установить взаимосвязи между отдельными эле­ментами, глубже осмыслить структуру учебного материала, охватить обширный материал в определенной системе и т. д. Благодаря ис­пользованию ТСО время, затраченное на обобщение и систематиза­цию знаний, может быть значительно сокращено по сравнению с дру­гими вариантами выполнения этой сложной деятельности.

Средства наглядности, демонстрируемые с помощью техничес­ких устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. Применение их позволяет:

- научить обучаемых работать с различными источниками информации;

- разнообразить формы самостоятельной работы;

- научить самоконтролю и самокорректированию познаватель­ной деятельности.

.ТСО при самостоятельной работе с целью получения новых знаний на учебных занятиях могут быть использованы в качестве источников этих знаний - основного или вспомогательного. Например, это могут быть различные виды самостоятельной работы учащихся при .пользовании ТСО преподавателем, когда он излагает материал.

ТСО могут быть использованы при самостоятельной работе на основе приобретенных знаний и на этапе, связанном с совершенствованием знаний, который предполагает обучение применению знаний, выработку умений и навыков.

Особо может быть выделена самостоятельная работа при обобщении и систематизации знаний.

Применять ТСО при самостоятельной работе с целью проверки самоконтроля знаний, умений и навыков можно и при первичном ознакомлении с учебным материалом, и при работе на основе приобретенных знаний, и при обобщении и систематизации знаний.

В последнее время стали разрабатываться такие универсальны; ТСО, как компьютерные учебники. Новый компьютерный учебник по истории России XX века состоит из 4 компакт-дисков и базово­го «бумажного» тома. Загрузив диски, можно прослушать и проглядеть за 24 урока всю историю нашей страны за последние сто лет. В компьютерном учебнике уместились 6000 иллюстраций, кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробнос­тях карту военных действий или редкий архивный документ, мс> -но составить конспект, разгадать «исторический» кроссворд или пройти тестирование. При этом программа предлагает в конце каждой лекции отвечать на каверзные вопросы. За ответы, естественно, ставятся оценки, объективность которых гарантирована.

Усвоенные лекции и оценки за них заносятся в компьютерную память. Учителю же остается только открыть соответствующий файл в программе и удостовериться в результате самостоятельного обучения. Уровень сложности выбирается самим учеником: от 9-го класса школы до уровня абитуриентов и студентов-первокурсников.

Система действует и в компьютерном школьном классе, в сетевой версии и в интернетовском варианте.

Структурирование урока подразумевает включение исхода учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся ставной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной последовательности и взаимосвязи. Например, на экране можно дать учащимся план, основные положения, определения, цитаты, передать информацию с помощью образно-знаковых систем (рисунки, фото, аппликационный способ изображения и т.д.) или условно-знаковых систем (схемы, диаграммы, таблицы и т.д.). Это позволяет в процессе изложения материала преподавателем и самостоятельной работы учащихся сочетать устную и письменную речь, иллюстративные образы, передаваемые различными информационно-знаковыми системами.

. Дидактические материалы технических средств обучения, должны:

- иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обучения;

- соответствовать научному уровню материала учебника и его логическому построению;

- обеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособий;

- учитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знания;

- создавать условия для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

- содержать в себе программу управления познавательной деятельностью учащихся;

- учитывать уровень подготовленности учащихся;

- полнее использовать выразительные средства для передачи информации различного вида.

На каждом этапе урока сложились определенные приемы работы с техническими средствами. Например, на этапе объяснения нового материала наиболее характерны следующие способы включения ТСО в урок:

1) демонстрирование отдельных диапозитивов для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации;

2) демонстрирование фрагментов кино- или диафильмов для постановки проблемы и создания проблемной ситуации;

3) демонстрирование фрагментов кинофильма или диафильма с целью решения поставленной проблемы, изучения материала по этапам формирования понятий;

4) демонстрирование кинофильма дозами для иллюстрации ди­намического процесса;

5) демонстрирование отдельных кадров диафильма в сочетании с кинофильмом для пояснения быстро промелькнувших кадров фильма;

6) демонстрирование кинофрагментов и кинокольцовок для ил­люстрации проделанных опытов или рассказа учителя при изуче­нии каких-либо явлений;

7) использование кодоскопа для проецирования на экран выпол­няемых учителем на ленте прибора рисунков и схем;

8) использование кодопозитивов методом наложения для рас­смотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;

9) сочетание фрагментов диафильма или кинофильма с другими наглядными пособиями.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ТСО учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: ди­апозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо прослушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего филь­ма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст под­писей или дикторский комментарий надо убрать, и т. д.

При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонстрации этих средств обучения.

Затем определяют главное - с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство; в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы или при проверке домашнего задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные учащим. нужно будет опереться, что следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в ходе просмотра, к чему направить поиски учащихся после него. Далее надо разбить материал пособия на порции (шаги) в соответствии с характером учебного материала, найти способ реализации каждой порции, форму сочетания кадров (фонозаписей и др.) со словом, опытом, лабораторной работой; подготовить вопросы и задания по каждой порции и по всему матери­алу, продумать работу с учебником в сочетании с ТСО, размножить необходимый раздаточный материал, адаптировать при необходи­мости имеющиеся пособия к возрасту и возможностям своих вос­питанников. При подготовке к занятию и уроку продумывается идея диафильма или диапозитивной серии; выделяется главное, вокруг чего следует сосредоточить внимание учащихся, чтобы просмотр помог формированию новых понятий или выработке определенно­го отношения к героям художественного произведения.

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особен­ностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: анали­тический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т. п. В правильном выборе целей, задач, а также методов и приемов их решения на уроке с помощью ТСО в процессе подготовки к уроку кроме специальной методической литературы существенную помощь могут оказать научно-методические журналы по профилю избран­ной специальности, аннотированные каталоги учебных пособий для ТСО, методические рекомендации в документах того или иного ТСО.

При использовании ТСО в практике работы важно понять, что эк­ранные, звуковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно, ибо это непростые и доста­точно дорогостоящие средства, требующие от учителя, особенно при первых попытках их использования, дополнительного времени и усилий. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т. п. приводит к нежелательным результатам.

Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на уроке. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти возможность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые вместе ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств - важнейшие положения при­менения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео­фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в ка­кой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в срав­нении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме): в какой степени он соответствует возрастным особенностям уче­ников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и за­дания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию нужно принять решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без ком­ментария учителя.

Наши рекомендации