Порядок и методика выполнения курсового проекта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 111201.65 «ВЕТЕРИНАРИЯ»)

Троицк - 2011

УДК: 619 : 614.9

ББК: 48

Утверждено

на заседании кафедры

(протокол № 12 от 24.05.2010 г.)

Рекомендовано

к изданию методической комиссией факультета ветеринарной медицины (протокол № ______от _______ 2011 г.)

Рецензенты:

С. А. Гриценко, и.о. профессора кафедры генетики и разведения с.- х. животных

Н. П. Тропникова, доцент кафедры профессионального обучения, истории и философии

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов факультета ветеринарной медицины/ Сост. Ю. А. Поляков, Р. Р. Фаткуллин, А. П. Позина, В. П. Гирина, Е. Г. Подугольникова. - Троицк, 2011. - 14 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111201.65 «Ветеринария». В них изложены основные этапы выполнения курсового проекта расчетного типа, его структура, объем, содержание отдельных глав. Методические рекомендации предназначены для студентов факультета ветеринарной медицины.

© ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 5

Приложение 1 (Титульный лист) 10

Приложение 2 (План оформления курсового проекта) 11

Приложение 3 (Рекомендуемая литература) 12

Приложение 4 (Образцы оформления произведений печати в списке

Использованной литературы) 14

Приложение 5 (Методика расчета объема вентиляции и теплового

Баланса животноводческого помещения) 16

Приложение 6 (Исходные данные по расчету воздухообмена и

Теплового баланса) 25

ВВЕДЕНИЕ

В процессе обучения студенты должны приобрести навыки самостоя­тельного решения специальных вопросов по организации технологиче­ского процесса производства, профилактических мероприятий в условиях современных специализированных ферм /комплексов/.

Учебными планами при изученииучебной дисциплины«Зоогигиена» для студентов 3 курса факультета ветеринарной медицины предусмотрено выполнение курсового проекта.

Написание курсового проекта способствует углубленному изучению предмета, развивает навык самостоятельного решения практи­ческих вопросов.

В качестве курсового проекта студентам рекомендуется представить проект мероприятий по теме: «Разработка зоогигиенических мероприятий по созданию оптимального микроклимата впомещении для сельскохозяй­ственных животных».

В зависимости от полученного на кафедре задания тему следует уточнить, указав в ней конкретное название помещения, вид, возраст и число животных.

В процессе выполнения данной работы студенты приобретают навыки работы с литературными и справочными сведениями, гигиеническими нормативами; анализа теплотехнических качеств ограждающих конструк­ций здания; определения дефицита тепла и необходимого уровня воздухо­обмена в разные периоды года; формулирования научно-обоснованных предло­жений по созданию в помещениях воздушного режима, отвечающего требованиям гигиены; изложения своего мнения, заключения и ре­комендаций по специальному вопросу.

Разработка курсового проекта предусматривает соблюдение представленных методиче­ских указаний.

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект выполняется самостоятельно, поэтапно под руководством преподавателя-консультанта.

Первый этап. Получение задания и его изучение.

Второй этап. Работа в библиотеке, подбор и изучение необходимой литературы, справочных материалов, повторение методики расчетов.

Для подготовки проекта мероприятий, составленного на уровне совре­менных требований производства, необходимо найти и проработать новейшую специальную литературу по влиянию параметров микрокли­мата на организм животных, а также по основным факторам формирова­ния качественной воздушной среды в помещениях (климат, тепловые свойства ограждающих конструкций, отопление, вентиляция, технология и пр.). Следует повторить методику расчетов, которая изучалась на прак­тических занятиях, и приступить к сбору необходимых справочных материалов.

Необходимо использовать литературу за последние 10 лет: книги, специальные журналы, труды учебных и научно-исследовательских институтов, статьи в газетах, брошюры, плакаты, информационные листки ЦНТИ, типовые проекты. По отдельным вопросам можно использовать более раннюю литературу(по согласованию с консультантом), также необходимо ознакомиться с материалами учебных стендов на кафедре, для получения некоторых нужных справок.

Третий этап. Решение задачи.

Расчеты осуществляются посредством использования методики и справочных материалов и предусматривают определение объема и кратности воздухообмена в помещении для разных периодов года, общую площадь сечения и количество шахт и кана­лов, все составные части теплового баланса. При этом важно быть предельно вниматель­ным, не допускать арифметических ошибок.

Четвертый этап. Анализ материалов расчетной части проекта.

На данном этапе нужно проанализировать расчеты по вентиляции и тепловому балансу помещения, провести оценку полученных коэффици­ентов теплопередачи ограждающих конструкций, сравнивая их с норма­тивными требованиями, определить общие, наиболее целесообразные пути улучшения теплового баланса и создания оптимального уровня воздухообмена в разные периоды года, пока не конкретизируя их.

Пятый этап. Разработка и обоснование конкретных мероприятий по созданию нормального микроклимата в исследуемом животноводческом объекте.

Основываясь на сделанном заключении по расчетной части, необходимо наметить пути улучшения теплотехнических качеств холодных ограждаю­щих конструкций и устройств, определить толщину предлагаемых слоев утеплителей, довести все коэффициенты теплопередачи до уровня нормы посредством осуществления соответствующих расчетов.

В связи с этим важно продумать все возможные пути экономии тепла, чтобы уменьшить расходную часть баланса, после чего уточнить дефицит тепла и разрабо­тать необходимое тепловентиляционное оборудование. Для этого необходимо применить знания литературы по системе обогрева и венти­ляции помещений и справочные сведения по тепловентиляционным устройствам.

Определить:

а) какие системы вентиляции будут предлагаться для данного объ­екта зимой, в переходный и летний периоды (последний период берется в том случае, если этого требуют условия технологии),

б) какие типы и марки вентиляторов и приборов для обогрева бу­дут использоваться;

в) количество приборов для обогрева и число вентиляторов, вытяжных шахт и приточных каналов.

После этого необходимо продумать вопросы о способах подачи, распределе­ния, удаления воздуха и о рациональном размещении выбранного тепловентиляционного оборудования с учетом удобства его эксплуатации, экономии тепла, необходимости эффективного проветривания зоны раз­мещения животных, недопущения невентилируемых зон и «короткого замыкания» воздуха. При определении количества вентиляторов и отопительных устройств допускается отклонение от расчетного уровня по теплу и по воздуху, но не более 10%.

Шестой этап. Литературное оформление проекта.

Проведя необходимые расчеты и разработав пути оптимизации микрок­лимата, далее осуществляется литературное оформление курсового проекта, согласно плана (приложение 1).

Во введении необходимо указать задачи, стоящие перед той или иной отраслью животноводства (согласно теме), определить значе­ние гигиены содержания животных и, в частности, микроклимата в осуще­ствлении этих задач, в предупреждении заболеваемости, увеличении про­дуктивности животных и улучшении условий труда обслуживающего персонала.

В первой главе проекта следует раскрыть понятие о микроклима­те, его влиянии на продуктивность и заболеваемость животных, привести данные литературы о значении воздухообмена и теплового баланса в соз­дании нормального микроклимата в помещениях для сельскохозяй­ственных животных.

Во второй главе требуется, указав номер, написать задание без ка­ких-либо изменений и сокращений. В расчетной части обязательно привести формулы, условные обозначения, единицы измерения. В тексте следует дать полные расчеты: промежуточные и конечные данные. Этот раздел целесообразно написать в форме рассуждения по расчетам, да­вая по ходу их изложения, необходимые пояснения.

В разделе 2.4 нужно проанализировать полученные данные по вентиляции, коэффициенты теплопередачи разных частей здания, тепло­вой баланс в целом, наметитьобщие пути нормализации теплового баланса и воздухообмена с указанием ссылок на литера­туру.

В заключение по расчетной части (раздел 2.5) следует, прежде всего указать положительные стороны условий содержания животных в дан­ном помещении и конкретно, в виде выводов, указать недостатки. Заклю­чение должно базироваться на предыдущем анализе расчетных данных и служить основой для разработки путей улучшения микроклимата.

Разработку и обоснование конкретных путей оптимизации микрокли­мата целесообразно начать с решений и расчетов по утеплению помещения. Здесь, помимо текстовой части, следует обязательно привести расчеты, с помощью которых обосновываются решения.

Целесообразно часть материала представить в виде таблиц, диаграмм, графиков, в которых сравниваются полученные материалы с предшествующими (до оптимизации). Необходимо подсчитать экономию тепла в данном помещении, полу­ченную в результатеразработанных мероприятий по утеплению здания (в ккал/ч и кВт).

Все представленные мероприятия должны иметь обоснование – расчетное или заимствованное из данных литературы: передового опыта, рекоменда­ций. Поэтому здесь целесообразно делать ссылки на соответствую­щие источники. Особенно это потребуется при изложении данных по под­бору тепловентиляционного оборудования (тип, марка), его размеще­нию, определению способов подачи, распределения и удаления воздуха.

Этот раздел должен заканчиваться схемой размещения в животноводческом здании всего комплекта рекомендуемого вами оборудования: отопительных устройств, источников ИФ-облучения, приточных и вытяжных вентиляторов, воздуховодов, вытяжных шахт, приточных каналов.

В заключение по разработке путей оптимизации микроклимата необходимо кратко подвести итоги разработанного проекта, свя­занные с улучшением условий содержания животных, указать трудности, достоинства, недостатки причины этого. Выделить какое влияние окажет внедрение комплекса разработанных мер на здоровье и продуктивность животных, на работоспособность и здоровье обслуживающего, персонала, на сохранность и срок службы здания.

Далее на миллиметровой бумаге начертить план и разрез здания. Масштаб 1:200.

План и разрез помещения показать в том виде, в каком оно находилось при исследовании, позднее на них же внести предложенные изменения.

На плане здания показать стены, окна, двери, ворота, подсобные помещения, боксы, стойла, клетки, кормонавозные проходы, схему отопления и вентиляции (т.е. указать место расположения калориферов и воздуховодов, отходящих от них, а также приточные каналы и вентиляторы, вытяжные шахты и вентиляторы).

На разрезе помещения показать высоту здания до низа выступающих конструкций, высоту здания до конька крыши, высоту вытяжных шахт, воздуховодов, нанести все слои перекрытия с указанием толщины и материалов.

План и разрез здания выполняются черными чернилами.

Предложенныеконструктивные изменения показать другим цветом (красным – установка нового, зеленым – устранение существующего). Если вносятся существенные конструктивные изменения, то целесообразно для этих целей нарисовать другой план или разрез здания.

Материал в тексте курсового проекта необходимо излагать грамотно с использованием специальных терминов, без сокращений слов. Весь текст согласно оглавления разделяется на главы (разделы) и озаглавливается, используется разделение текста на абзацы, новый абзац начинается с красной строки.

Проект сдается на кафедру переписанный от руки разборчивым почерком на одной стороне листа, в аккуратно оформленном виде, с полями и в обложке или в компьютерном наборе, страницы номеруются.

Все таблицы, графики, диаграммы, схемы должны быть подготовлены согласно рекомендациям по оформлению различных видов иллюстраций, изложенных в данном учебном пособии.

Седьмой этап. Сдача проекта на кафедру, заключительное собеседование студента с консультантом по результатам ее проверки.

После консультации оформляется проект, ставится своя подпись, дата и сдается вместе с черновыми записями на кафедру не позднее срока, указанного деканатом. После проверки проекта следует явиться к консультанту для беседы, чтобы выяснить достоинства и недостатки разработанного проекта.

Общий объем работы не должен превышать 24 стандартных страниц.

Наши рекомендации