Методика выполнения курсового проекта

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Омский государственный аграрный университет

Имени П.А. Столыпина

Агротехнологический факультет

Кафедра агрономии, селекции и семеноводства

Агрономия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсового проекта

По дисциплине «Растениеводство»

Омск 2015

Введение

Курсовой проект выполняется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 35.03.04 -Агрономия и рабочей программой учебной дисциплины Б3.Б.10 Растениеводство 2.

Методические указания к курсовому проекту позволяют студенту обобщить ранее полученные знания по систематике и биологии растений; агрометеорологии; приёмам повышения эффективного плодородия почв за счёт их рациональной обработки; систем удобрений; защиты культурных растений от вредителей, болезней, сорняков; комплексной механизации процессов и показать влияние совокупности агроклиматических факторов на рост и развитие, продолжительность вегетационного периода, на формирование урожайности сельскохозяйственных культур.

Проект выполняется студентами 4-го курса по направлению 35.03.04 -Агрономия самостоятельно: по индивидуальному заданию, в котором указывается культура, зона, тип и бонитет почвы, основные данные её агрохимической характеристики и др. Несмотря на то, что курсовой проект выполняется индивидуально, следует придерживаться общего графика его выполнения:

Предварительный этап. Студент получает задание на проектирование на четвёртом курсе в 7-м семестре.

Первый этап. Описание почвенно-климатических условий зоны, биологических особенностей культуры: выбор сорта и расчёт потенциального и действительно возможного урожая (ДВУ).

Материалом служат данные ГМС и ГСУ зоны, учебники по программированию урожаев сельскохозяйственных культур, по биологии культуры, лекции по растениеводству, зональная научная литература. После написания этой части курсового проекта – консультация у преподавателя.

Второй этап. Разработка технологической карты с указанием календарных сроков планируемых технологических операций. В задании указан год – аналог, для сложившихся погодных условий которого и должна быть разработана технология возделывания культуры. Данные о продолжительности межфазных периодов, даты наступления, фаз роста, развития и созревания можно взять из ежегодно публикуемых материалов инспектуры Государственной комиссии Р.Ф. по испытанию и охране селекционных достижений по Омской области, а так же из данных научных учреждений зоны. Технологическая карта заполняется в хронологическом порядке операций с указанием календарного срока, требований к операции и техники для её осуществления.

Третий этап. – написание пояснительной записки к технологической карте, в которой, на основании проработанной литературы (учебной и научной), студент должен доказательно обосновать каждую технологическую операцию, срок её проведения и требования к качеству. Марки машин указываются в соответствии с системой машин для зоны.

Заключение. Студент должен обобщить данные научных учреждений с разработанной им технологией, указать реальность получения ДВУ и освоения технологии в условиях производства.

Критерии оценки курсового проекта:

«отлично»– если в проекте студент показал умение работать с научной литературой, глубокие знания, правильно сделал расчёты, анализ роста и развития культуры в зависимости от особенностей зоны, самостоятельность мышления, аккуратно оформил и успешно защитил курсовой проект.

«хорошо» – при наличии небольших замечаний, если при защите к ним даны правильные пояснения.

«удовлетворительно» – если имеются ошибки в расчётах, составлении технологической карты и при защите студент слабо ориентируется в своей работе.

  1. Общие указания

Выполнение курсового проекта по «растениеводству» является важным этапом в подготовке и формировании учёного агронома, так как способствует не только закреплению и обобщению ранее полученных знаний, но и систематизирует их.

Основные требования, предъявляемые к курсовому проекту

- Студент должен оценить почвенно-климатические условия зоны на соответствие их требованиям культуры;

- Сделать анализ влияния особенностей указанного в задании года на наступление фаз развития растений и составить феноспектор;

- Рассчитать потенциальный и действительно возможный урожай культуры по приходу ФАР, влагообеспеченности и другим показателям

- Рассчитать необходимое количество удобрений под программированный урожай и разработать оптимальную систему их внесения.

- Разработать технологию возделывания культуры в заданной зоне и в год аналог. Обосновать предлагаемые приёмы выращивания.

Рекомендуемый общий объём курсового проекта: 25 – 35 с. компьютерного текста.

Курсовой проект должен быть изложен по следующему плану:

Титульный лист (приложение А1).

Задание (приложение А2).

Антиплагиат (не менее 50%)

Оценочный лист (приложение А3)

Введение (1-2 с.).

Глава 1. Почвенно-климатическая характеристика зоны (4-6 с.).

1.1 Основная почва зоны, их краткая характеристика.

1.2 Климатические условия зоны.

1.3 Метеоусловия года-аналога.

Глава 2. Биологические особенности культуры (4-6 с.).

2.1 Отношение культуры к основным факторам произрастания (температура, влага, свет и др.)

2.2 Фазы роста и развития культуры, этапы органогенеза и их связь с элементами продуктивности.

2.3 Хозяйственно-биологическая характеристика основных выращиваемых в зоне сортов, выбор сорта и его обоснование. Особенности роста и развития сорта в условиях года-аналога.

Глава 3. Оценка потенциальной и действительно возможной продуктивности культуры и её потребности в удобрениях (3-4 с.).

3.1 Определение потенциального и действительно возможного урожай культуры.

3.2 Расчет норм внесения удобрений под запрограммированный урожай.

Глава 4. Технологическая карта возделывания названной в задании культуры (1-3 с.).

Глава 5. Пояснительная записка к технологической карте (15-18 с.).

5.1 Обоснование размещения культуры в севообороте. Выбор предшественника.

5.2 Основная и предпосевная обработка почвы под культуру.

5.3 Сроки и способы внесения удобрений.

5.4 Требования к посевным качествам семян и приёмы подготовки их к посеву.

5.5 Выбор и обоснование оптимального срока посева.

5.6 Выбор и обоснование оптимального срока посева.

5.7 Выбор и обоснование способа посева и глубины заделки семян.

5.8 Обоснование количественной и расчёт весовой нормы посева.

5.9 Приёмы ухода за посевом. Система защиты растений культуры от сорняков, вредителей и болезней.

5.10 Выбор и обоснование сроков и способов уборки культуры. Приёмы подготовки полученной продукции к реализации и хранению.

Заключение (1 с.).

Список использованной литературы (1-2 с.).

Приложения (1-5 с.).

Файл с диском, на котором записан данный курсовой проект.

Оценочный бланк защиты курсового проекта (4 шт для комиссии Приложение А.4)

Рекомендуемый объём презентации для защиты курсового проекта: не более 10 слайдов, доклад – не более 7 минут.

Титул с темой курсового проекта и автором

Феноспектр (характеристика погодных условий года-аналога с ГТК)

Ценность культуры.

Сорт и его характеристика.

Технологическая карта.

Заключение с собственным мнением.

Рекомендован творческий подход при выполнении презентации.

Методика выполнения курсового проекта.

Раскрывая содержание плана курсового проекта, следует обратить внимание на следующее:

Введение

Необходимо показать значение и распространение культуры (в стране, области, зоне), указать её пищевую, кормовую или техническую ценность. Указать, чему посвящён курсовой проект.

Наши рекомендации