Проще всего достичь простоты, рационально сократив то, что имеете

Законы простоты. Дизайн, Технологии, Бизнес, Жизнь

Автор: Джон Маэда

Вступление

Важность технологий в современном мире сложно переоценить, но нельзя отрицать и тот факт, что они перенасытили нашу жизнь ненужными сообщениями электронной почты, сложным функционалом, мельтешащими баннерами, избыточными звуковыми эффектами. Поэтому маятник качнулся в обратную сторону и нам как воздух стали необходимы простые решения: визуальные, функциональные, организационные. Компании начали активно работать над тем, чтобы предлагать их нам: простые кредитные схемы, простую маркетинговую политику, простые интерфейсы.

Но что же такое простота? Вероятно, наиболее точно ее можно определить понятием «здравый смысл» или главным законом книги «Законы простоты» — «Убери очевидное, добавь необходимое». Простота оформления продукции Apple произвела настоящую коммерческую революцию. Хотя один из первых, завоевавших всемирную популярность продуктов этой компании — плейер iPad — был не только внешне проще конкурентов, но и, обладая меньшими возможностями, стоил дороже. «Простота продает», — утверждают специалисты. Простота, способная продавать — это в первую очередь квинтэссенция качества, позволяющая интуитивно понимать, находить правильный баланс со сложным, снимающая напряжение, создающая кредит доверия.

Тема простоты может быть и довольно сложна, хотя это и звучит как оксюморон. Она требует нового взгляда и нового подхода. Джону Маэде в его книге «Искусство простоты» удалось оформить эту бесконечную тему в десять основных законов и три ключа. Книга учит не только правильной организации вещей, она выделяет важные составляющие, ведущие к простоте, такие как обучение, время, эмоции, доверие. Однако слишком прямолинейно стремясь к простоте, надо помнить и об еще одной рекомендации автора — не быть слишком предсказуемым, это далеко не всегда синоним простоты. Как сказал тренер любимой команды Джона Маэды по регби своим игрокам: «Будьте как пузырьки шампанского, всплывающие на поверхность неожиданно, плавно и изящно».

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ

Законы, изложенные в книге, не зависят друг от друга, их можно использовать и вместе и по отдельности. Первые девять законов можно поделить на три группы, в каждой из которых три закона — основной, промежуточный, глубинный. Основной закон поможет при перепланировке квартиры или разработке дизайна нового изделия. Промежуточный определяет более тонкий смысл. Глубинный — еще даже не оформившиеся мысли. Для начала можно начать применять в своей жизни основные законы (первый, четвертый, седьмой) и десятый — самый главный.

Закон 1. СОКРАЩЕНИЕ

Проще всего достичь простоты, рационально сократив то, что имеете.

При сокращении важно найти правильный баланс между простотой и сложностью. Достичь равновесия нелегко, ведь сократив слишком много, можно получить нефункциональную вещь. К тому же в человеке заложено инстинктивное желание сохранять и копить. Чтобы легче принимать решения, руководствуйтесь правилом: сомневаетесь — убирайте. Когда все, что можно было убрать, убрали, но есть цель еще больше упростить, применяйте правило SHE — Shrink (сжимай), Hide (маскируй), Embody (воплощай).

• Сжимай. Технологии постоянно сжимаются, что облегчает нам восприятие сложности. Сегодня внешний вид обманчив — трактор устроен проще, чем микрочип, а ЭВМ, занимающие ранее целые этажи, теперь умещаются на ладони. Так что сейчас большое — не обязательно сложное, а маленькое — не всегда простое. Однако мы привыкли испытывать уважение к большим предметам и снисхождение — к небольшим, и когда незначительная по размеру вещь демонстрирует значительную функциональность — это по-прежнему впечатляет. Впечатление миниатюрности и легкости можно создавать не только за счет уменьшения размера, но и делая предметы визуально более хрупкими и легкими — прозрачные корпуса, зеркальные панели, плоские экраны.

• Маскируй. Итак, все, что можно было убрать — убрали, затем сделали продукт более легким и компактным. Самое время перейти к маскировке. Примитивный способ — просто спрятать то, чем нечасто пользуются — как прячут лезвия в швейцарских ножах. Пример маскировки высокого уровня — графические интерфейсы компьютеров, где за иконками и строками меню скрываются многочисленные функции и приложения.

• Воплощай. При сокращении и маскировке важно сохранить ощущение ценности продукта. Необходимо, чтобы пользователь понимал, что, несмотря на скромные габариты, вещь обладает большей ценностью, чем ее более масштабные и напичканные функциями аналоги. Сейчас это с успехом удается делать компании Apple. Обладание высококачественными вещами делает и нас самих лучше в собственных глазах. В воплощении качества первичны правильные бизнес-решения, а технологии и дизайн вторичны. Воплощение качества может быть как реальным — безукоризненный дизайн, лучшие материалы и тонкая работа (на чем построена luxury-индустрия), так и придуманным (хорошая рекламная кампания). Кстати, иногда реклама не придумывает, а напоминает нам о скрытых сверхвозможностях вещей, которые замаскированы (например, о невидимых глазу технологиях).

Закон 2. ОРГАНИЗАЦИЯ

Наши рекомендации