Инновационный менеджмент в схемах и тезисах
К главе 1
К главе 2
К главе 6
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ассель Г. Маркетинг: Принципы и стратегия. М.: Инфра‑М, 1999.
2. Баркер А. Алхимия инноваций. М.: «Вершина ООО», 2004.
3. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) / Пер. с англ. М.: ИНФРА‑М, 1996.
4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО Пресс, 2001.
5. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 4‑е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ‑ДАНА, 2004.
6. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учебное пособие. М.: Дело, 1999.
7. Гончаров В. В. Руководство длявысшегоуправленческого персонал а. В2 т. М.:МНИИПУ, 1996.
8. Друкер П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
9. Друкер П.Задачи менеджмента в XXIвеке / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
10. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: ЦИСН, 1998.
11. Кантер Р. Рубежи менеджмента / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп– Бизнес», 1999.
12. Клейтон М. Дилемма инноватора. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
13. Коттер Джон П. Впереди перемен. М.: Олимп‑Бизнес, 2003.
14. Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА, 1997.
15. Мир управления проектами / Под. ред. Х.Решке,Х. Шелле / Пер. с англ. М.: Аланс, 1993.
16. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ‑ДАНА, 2000.
17. Никелс У., Макхью Д. Постижение бизнеса. Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1996.
18. Ноздрева Р.Б. Современные аспектымеждународногомаркетинга: Учебное пособие. М.: РОССПЭН, 2004.
19. Пинкингс Й., Бьюитандам А. Новая технология и организацион– ные структуры. М.: Экономика, 1990.
20. Томпсон А.,Стрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / Пер. с 9‑го англ. изд. М.: ИНФРА, 2000.
21. Траут Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2000.
22. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн / Пер. с англ. М.: Дело Лтд., 1995.
23. Уткин Э., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996.
24. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. 4‑е изд. СПб.: Питер, 2004.
25. Allan Afuah. Innovation management: strategies, implementation and profits. – Oxford University Press, 1998.
26. Andrew Pettigrew, Richard Whipp. Managing change for competitive success. – TJ Press, Cornwall, 1993.
27. Austin N., Peters T. A Passion for Excellence: The leadership difference. – Warner books, 1989.
28. Berkowitz E., Kerin R., Hartley S., Roudelius W. Marketing. 6 th edi– tion – Irwin McGrow‑Hill, 2000.
29. Cantwell J. Technological Innovation and Multinational Corpora– tions. – Oxford, Cambridge, Blackwell, 1989.
30. Charles J. Fombrun. Leading Corporate change: how the world’s fore– most companies are launching revolutionary change. – 1 st McGraw– Hill paperback edition, 1994.
31. Christensen C. The Innovator’s Dilemma. – Harvard University Press, Boston, 1997.
32. David K. Hurst. Crisis & renewal: meeting the challenge of organizational change. – Harvard Business School Press, 1995.
33. Donald C. Hambrick. Navigating change: how CEO’s, top teams and boards steer transformation. – Harvard Business School Press, 1998.
34. Iansiti Marco. Technologyintegration: making critical choices in a dynamic world. – Harvard Business School Press, 1998.
35. James H.Gilmore,B. JosephPine. Markets of One: CreatingCustomer– Unique Value through Mass Customization. – A Harvard Business Review Book, 2004.
36. John F. Kotter. Leading Change. – Harvard Business School Press, 1996.
37. NelsonR. National Innovation Systems: a comparative analysis. – Ox– ford University Press, 1993.
38. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company. – Oxford University Press, 1995.
39. Robinson J. The risk takers: five years on. – Mandarin, 1990.
40. Teece D. J. The Competitive Challenge: Strategies for Industrial Inno– vation and Renewal. – Cambridge (Mass.) Ballinger, 1987.
41. Theodore B. Kinni. Future Focus: How 21 companies are capturing 21 stcentury success. – Gapstone Publishing Ltd., 2000.
42. Thomas K. Wentz, Sally Francis. Transformational Change: How to Transform Mass Production Thinking to Meet the Challenge of Mass Customization, 2004.
43. Waterman R. The Renewal Factor. – Bantam press, 1988.
[1]Christensen C. M. The innovator's Dilemma. Boston: Harvard University Press, 1997. Р. 11.
[2]Шумпетер Й. Творческая активность, инновации – эффект. М., 1989.
[3]Друкер П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
[4]Там же.
[5]Друкер П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
[6]Malgrem H. B. Technology and Economy // The Global Economy: America's Role in the Decade Ahead / Amer. Assembly; Eds. W. E. Brock, R. D. Horlats. N. Y.; L.: Norton, 1990. Р. 92.
[7]Abshire D. M. The Nature of American Global Leadership in the 1990's // The Global Economy: America's Role in the Decade Ahead / Amer. Assembly; Eds. W. E. Brock, R. D. Horlats. N. Y.; L.: Norton, 1990. Р. 174.
[8]Entrepreneurship and Economic Development. N. Y., 1988. Р. 156.
[9]RydzJ. S. Managing Innovation: From the Executive Suite to the Shop Floor. Cambridge (Mass.): Ballinger, 1986. Р. XIV.
[10]CantwellJ. Technological Innovation and Multinational Corporations. Oxford, Cambridge, Blackwell, 1989. P. 12.
[11]MC Grow Hill Review 1st half 1997. N. Y., 1997.
[12]Corporate Strategy for 1990's // Fortune, 1988. Vol. 117, № 5. Р. 21.
[13]Технологии выхода на новые рынки (модификация рынка) подробно изложены в учебниках по маркетингу и международному маркетингу, поэтому в данном пособии подробно не рассматриваются.
[14]Chuck Paustian, Better Products Through Virtual Customers, «The Virtual Customer: Communication, Conceptualization and Computations Sloan School of Management, 2001.
[15]См. подробнее Розан Л. Спиро, Уильям Дж. Стэнтон, Грегори А. Рич. Управление продажами. М.: Издательский дом Гребенникова, 2004. С. 440–450.
[16]Burgelman C. F. Strategic Management // Management Science, 1994. № 29. Р. 49–64.
[17]Christensen С. М. The innovator's Dilemma. Boston: Harvard University Press, 1997. Р. 43–45.
[18]New York Times, 1990. December 14.
[19]P&G Co. Annual Report, Financial Statements, 1998.
[20]Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company. Oxford University Press, 1995.
[21]Porter M. Competitive Advantage. N. Y.: Free Press, 1985.
[22]Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company. Oxford University Press, 1995.
[23]Kinni T. B. Future Focus: How 21 Companies Are Capturing 21 Century Success. Capstone Publishing, Inc., 2000. Р. 194–210.
[24]Souder W. E. Managing New Product Innovations. Lexington, Toronto, 1987. Р. 239–240.
[25]The Competitive Challenge: Strategies for Industrial Innovation and Renewal // Ed. D. J. Teece. Cambridge (Mass.): Ballinger, 1987. Р. 87
[26]Patricia E. Moody. The Path to More, Better, Faster, 2001.
[27]Годовой отчет компании Maytag. Cleveland, 2004.
[28]Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1. М.: МНИИ‑ПУ, 1996.
[29]Financial Review of ATT, 1996.
[30]Taylor III, A., Davis J.E. Iacocca's minivan: How Chrysler succeeded in creating the most profitable products of the decade // Fortune, 1994. May 30.
[31]Ходдер Д. Е., Риггс Г. Е. «Ловушки» при оценке рисковых проектов // Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. М., 1995.
[32]Lindlom Ch. Escape from Freedom, 1990.
[33]SonnenfeldJ. A Hero's Farewell. N. Y.: Oxford University Press, 1988.
[34]Compaq’s New Boss Doesn’t Even Have Time to Wince // Business Week, 1991. 11 November. Р. 41
[35]Norburn D. The Chief Executive: a Breed Apart // Strategic Management Journal, 1991. № 10. Р. 1–15.
[36]Where 1990s‑Style Managment is Already Hard at Work // Business Week, 1989. 23 October. Р. 92–100.
[37]Galunic D. Ch. Architectural Innovation and Modular Corporate Forms // Academy of Management Review, 2001.
[38]Bantel K. A. Top management and Innovations in Banking: Does the Composition of the Top Team Make Difference? // Strategic management Journal, 1994.
[39]Tushman M. L., Newman W. H. Convergence and Upheaval // California Management Review, 1991.
[40]Beer Cf. M., Eisenstate R. The Critical Path to Corporate Renewal // Harvard Business School Press, 1998.
[41]Guth W. D., MacMillan. Strategy Implementation vs. Middle management Self‑Interest // Strategic Management Journal, 1997. № 7. Р. 313–327.
[42]White W. T. Models for Building & Changing Organizations. N. Y, 1967. № 26. Р. 22–31.
[43]The bureaucracy Busters // Fortune, 1991. 17 June, № 123. Р. 36–50.
[44]Cohen R. News's Owners Speak Softly but Take a Hard Line // New York Times, 1990. 1 November. Р. 66.
[45]Демидова Л. С, Якобсон Я. И., Иванова Н. И. и др. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: РАН ИМЭМО, 2000. С. 67.
[46]Japanese venture capital. In need of funds // The Economist, 1993. October 16.
[47]Adams, Chiang, Starkley. Industry‑University Cooperative Research Centers // The Journal of Technology Transfer, 2001. Vol. 26, January. Kluwer Academic Publishers.
[48]Caloghirou, Tsakanikas, Vonortas. University‑Industry Cooperation in the Context of the European Framework Programmes // Materials of the Symposium on Organizational Issues in University‑Industry Technology Transfer, 2001.
[49]Nakamura G. Strategic Management in Major Japanese Hightech Companies // Long Range Planning. Oxford, 1986. Vol. 19, № 6. Р. 87.
[50]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.3M.com; Как заставить людей изобретать // Компания, 2000. № 6.
[51]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.GE.com; Алхимия менеджмента // Компания, 2000. № 17.
[52]Gemawat P. Wal‑Mart stores' discount operations // HBS, 1986. Case № 9‑387‑018; Change at the check‑out: A survey in retailing // The Economist, 1995. March 4; Kuntz M., Re‑inventing the store // Business Week, 1995. November 27.
[53]Kuntz M. Re‑inventing the store // Business Week, 1995. November 27.
[54]Pelofsky, M., Schleisinger L. Transformation at Ford // Harvard Business School; Tree‑ceJ. B., Kerwin K., Dawley H. Ford // Business Week, 1995. April 3; Afuah A. Innovation management: Strategies, implementation, and profits. Oxford University Press, 1998.
[55]Pelofsky M., Schleisinger L. Transformation at Ford. N. Y., 1991. P. 11.
[56]Ситуация составлена по материалам статьи Н. К. Робертсона, доктора философии, консультанта по управлению научно‑исследовательскими работами и члена Совета директоров компании Marion до 1989 г., в кн.: Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Сборник статей. М.: Дело Лтд., 1995.
[57]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.sony.com; публикации в периодической печати.
[58]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.wbd.ru; интервью с руководством компании; корпоративные материалы; Система простых решений // Компания, 1999. № 486.
[59]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.kaspersky.ru; публикации в журналах «Компания» и «Эксперт» за период с 1999 по 2003 г.
[60]Ситуация подготовлена на основании следующих источников: официальный сайт компании www.relict.ru; Компания, 2000. № 4.
[61]Западное производство кованой мебели основано на «полой» технологии – она дешевле и проще в смысле технологии. Однако такая мебель менее долговечна и менее устойчива, чем «полная», или литая.
[62]Ведомости, 2002. 01. 03.
[63]Справка. Система качества, основанная на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points в переводе с английского означает «анализ рисков и критические контрольные точки»), является наиболее отработанной и доступной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья. Впервые она появилась в США в начале 1970‑х гг., а в 1990‑е гг. распространилась в странах ЕС.
В России работы по внедрению системы начались с 2001 г. с принятием ГОСТ Р 51705.1‑2001. «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» и Системы добровольной сертификации ХАССП.
Суть системы в следующем: на всех стадиях производства, начиная с приемки сырья и заканчивая реализацией готовой продукции, выявляются возможные риски. Они могут быть обусловлены сырьем, технологическим процессом, производством и хранением продукции. Затем определяются критические точки, которые необходимо
постоянно контролировать и в которых надо провести некие корректирующие мероприятия (например, переналадку оборудования, проверку средств измерений, изоляции, переработку и утилизацию несоответствующей стандартам продукции). При этом все отклонения от норм документируются.
Для персонала расписываются подробные инструкции, как надо действовать в нестандартных ситуациях.
При сертификации на принципах ХАСПП для каждого предприятия разрабатывается собственная система контроля над безопасностью.
Таким образом, сертификат удостоверяет, что предприятие обладает всеми возможностями для выпуска безопасной и стабильно качественной продукции. Помимо этого ХАСПП может служить основанием для юридической защиты предприятия в случае претензий со стороны потребителей.
В соответствии с законодательством ряда европейских стран при отсутствии у компании, претендующей на ввоз продовольственного сырья или готовой пищевой продукции, этого сертификата товары у такой организации не закупают. Подобные сертификаты признают в 35 ведущих странах – членах международной сертификационной сети IQNet.
Над внедрением системы ХАССП сейчас активно работают предприятия винодельческой, ликеро‑водочной, мясной, молочной отраслей промышленности.
[64]Компания «Супербренд», официальный представитель Superbrands International (Великобритания), ежегодно рассматривает около 5 тыс. брендов, представленных на российском рынке потребительских товаров. Лучшие из них признаются супербрендами. Данный титул подтвержден соответствующим сертификатом.
[65]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.Intel.com, 2004.
[66]Annual Report of Intel, 1999 (www.intel.com).
[67]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.ATT.com, 2004.
[68]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.NTT.com, 2004.
[69]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.Motorola.com, 2004.
[70]www. Motorola.com.
[71]Сообщение информационного агентства Reuters от 12 ноября 1999 Продолжение
[72]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.DeutscheTelecom.com, 2004.
[73]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.Nortel.com, 2004.
[74]Ситуация подготовлена на основании материалов официального сайта компании www.Alcatel.com, 2004.
[75]Annual Report of Alcatel, 1999.
[76]Источник: составлено по материалам годового отчета Alcatel и журнала «Компания», 18 сентября 2000 г., № 35, обозрение «Хайтек», с. 10.
[77]Business: The Economy Global Telecom Revolution, BBC News Online, October 11,1999.
[78]Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.
[79]Баричев С. Волна слияний в мировом телекоме // ИнфоБизнес, 2003. 14 апреля.