Инновационный менеджмент

На понижающейся, депрессивной стадии волны кривая темпа накопления капитала значительно выше, чем на предыдущей стадии, т.к. объем капиталовложений понижается. Это создает накопительные условия для очередной повышающейся стадии большого цикла экономической коньюктуры. Экономические кризисы продолжают потрясать промышленно-развитые страны.

Исследования, проводимые Йозефом Шонпетром и его последователями показывают, что в основе механизма, вызывающего депрессии существенную роль играют инновации, которые разрушают устаревшие элементы экономической системы как бы изнутри взрывают равновесие хозяйственного кругооборота. По Шонпетру динамические изменения в экономике связаны с одним из 5 перечисленных ниже действий, либо их комбинаций:

1. Производство нового продукта с качественно новыми свойствами.

2. Внедрение нового метода производства.

3. Освоение нового рынка сбыта отраслью промышленности страны.

4. Освоение нового источника сырья или полуфабрикатов.

5. Введение новых организационных и институционных форм.

Их проявление усложняется на фоне крупного экономического подъема.

Шонпетр рассматривал инновационный процесс в виде кластеров инноваций и как некий шторм инноваций в определенные периоды времени, что говорит о синергическом характере инновационного процесса.

Шонпетр ввел понятие «деловые циклы» и создал теорию «волновой мультицикличности». Инновации он представил как основы конкуренции нового типа, а именно эффективную конкуренцию в отличие от ценовой конкуренции. Инновации создают продуктовую монополию нового товара, а именно эффективную монополию, являющуюся естественным элементом экономического развития. Своевременное инновационное обновление капитала посредством научно-технических, технологических, экономических и управленческих управлений, предоставляет возможность спада в промышленном производстве.

Исследуя волны экономической конъюктуры обращает внимание на жизненный цикл технологического уклада. Развитие технологического уклада проводится в период 100-150 лет.

1 фаза – фаза зарождения, становления в экономике предшествующего технологического уклада.

2 фаза – структурная перестройка экономики на базе новой технологии производства и доминирование уклада в течении 50-70 лет.

3 фаза – отмирание устаревшего и доминирование нового технологического уклада. Развитие технологии через ее метаморфозы (взаимный переход технологий друг в друга). Наибольшее влияние оказывают на качественное развитие техники научно-технические революции. Исходная база 1ой НТР была создана в начале 20 века в результате открытия квантовой механики, радиоактивности, делимости ядра. Результатами 1 НТР стали: появление ЭВМ, атомных реакторов, лазеров, пластмасс, космических аппаратов, телевидения, многократные расширения и дифференциация ассортимента продукции, значительное повышение эффективности общественного труда, снижение цены продукции.

Базовыми направлениями 2ой НТР стали:

Микроэлектроника, биотехнология, информатика, развитие робото-технических и гибких производственных систем, экспериментальная отработка термоядерной энергетики, высокотемпературная сверхпроводимость, плазменная, мембранная, электронно-импульсная технологии. В настоящее время получает очертание 3яя научно-техническая революция на основе автоматических систем с искусственным интеллектом (искусственные нейронные сети, матрицы). Наноэлектроника – технология оперирующая отдельными автоматами с помощью сверхчувствительных приборов сборщиков, имеющие размеры миллиардные доли сантиметра.

Прорыв в области генной инженерии, позволяющий в области генной инженерии увеличивать продуктивность бактерий, животных.

В настоящее время выдвинут перечень наиболее распространенных и новейших концепций научно-технического развития.

1. Концепция жизненного цикла продукции. Рассматривающая жизненный цикл как совокупность процессов исследования и проектирования , изготовления, обращения, потребления продукции и как объект управления развитием.

2. Концепция петли качества. Рассматривающая совокупность этапов жизненного цикла продукции, обеспечивающих качество продукции в виде замкнутого цикла управления.

3. Концепция жизненных циклов спроса (ЖЦС) технологии спроса (ЖТС) и товара (ЖЦТО). Рассматривающая процессы технического развития в виде трехуровневой динамической системы, а именно спрос, сменяющиеся технологии, сменяющиеся товары.

4. Инновационный ЦП. Рассматривающая жизненный цикл продукции в виде совокупности этапов. Идея-исследование-создание продукта-производство-распределение.

5. Концепция рутинных изменений. Рассматривающая процессы технологических нововведений в виде совокупности субмоделей организации внедрения новых технологий.

6. Концепция реадаптации. Рассматривающая нововведения как процесс преодоления сопротивления (инерции поведения организации), который сопровождается приспособление новшества к организации путем его переосмысливания и переизобретения.

7. Совмещение влияния рыночных факторов и организационного поведения, деловой политики и организации производства на диффузию нововведения выдвигающая гипотезы развития на процесс развития факторов предложения и отраслевых структурных факторов.

8. Концепция технологических укладов, как система технологических сопряженных производств, сохраняющих целостность в процессе своего развития.

Области применения концепции научно-технического развития при создания нововведений различного уровня радикальности.

Методологические подходы к инновационному менеджменту.

Концепция менеджмента определяется представлениями о действительности, которые постоянно развиваются вместе с изменением среды менеджмента.

В первой половине 20 века в рамках школы научного управления и классического менеджмента активно действовала рационалистическая концепция менеджмента. Основной ее целью являлось повышение производительности труда за счет нормирования работ, систематизации оплаты труда, построения логической последовательности, применения принципов производительности. В этот период времени менеджеры уделяли внутренним факторам организации. В середине 50ых годов данная концепция уже не обеспечивала требуемого роста производительности труда и снижала конкурентоспособность организации. Поэтому внутренние факторы дополняются внешними факторами. К ним прежде всего относят хозяйственные связи с активными участниками деловой среды (акторами - поставщики, инвесторы, госорганы, конкуренты и т.д.), а также политические, экономические, социальные и другие факторы. При чем воздействие внешней среды отличается сложностью, непостоянностью, разнообразием. К такой среде необходимо постоянно приспосабливаться. Новая концепция получила ряд названий в зависимости от фактор, наиболее значимых для достижения цели конкретной фирмы.

Маркетинговые(факторы сбыта)

Информационные(средства коммуникаций и информационные процессы)

Индивидуалистская(фактор конкуренции).

В середине 80ых годов происходит существенное изменение среды, она становится неопределенной, неожиданной. Новая совокупность факторов внешней среды, изменение внутренних условий привели к замедлению темпов экономического роста. Потребовалось осваивать новую совокупность основных факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К таким факторам относятся: развитая научно-исследовательская база, передовая наука и техника, интеллектуальный потенциал страны, научно-техническое сотрудничество стран.

Возникла новая инновационная концепция менеджмента. Особое значение в рамках данной концепции приобретает создание инновационного потенциала организации как реакция на изменение внешней среды. Данная концепция имеет стратегический характер и политика организации должна быть направлена на инициирование перемен на проведение систематизированной инновационной деятельности. Это менеджмент современной стадии развития цивилизации. Методологическое развитие инновационного менеджмента связано со следующими подходами: факторным, функциональным, системным и ситуационным подходами.

Факторный подход: представляет науку и технику в качестве важнейшего фактора развития экономического потенциала страны, определяет оценочные критерии для каждого фактора развития научно-технического потенциала инновационной фирмы. Подразумевает применение главным образом экстенсивных рычагов развития связанных с комплексным расширением научно-технической сферы. Затем использует для управления инновационными процессами статистические факторные модели построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Использует нормативные методы планирования и организации.

Функциональный подход: представляет инновационный менеджмент как взаимосвязанную совокупность управленческих решений. Базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями. Опирается на специализацию управленческих звеньев и оптимизацию каждого управленческого решения. Характеризуется тщательным регламентированием процедур управления инновациями. Предполагает применение экономико-математического моделирования принятия решений каждой из функций управления. Использует локальные оптимизационные модели формирования тематических планов инновационной фирмы, календарно-плановых расчетов, модели рационализации организационной структуры инновационной фирмы.

Системный подход: представляет инновационную фирму как сложную организационную систему, включающую взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы, ориентированные на достижение общих целей развития фирмы с учетом внутренней и внешней ее среды. Обеспечивает учет множества факторов, влияющих на управленческое решение и рассматривает их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Ситуационный подход:использует достижения каждого из перечисленных подходов для конкретных инновационных ситуаций. Дает возможность анализировать внешние и внутренние факторы успеха инноваций. Систематизировать вероятные варианты поведения и оптимально синтезировать их для сложившейся ситуации управленческого решения. Рекомендует применение конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях.

Наши рекомендации