Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001

Системы энергосбережения на предприятиях являются довольно перспективным направлением развития промышленности, которым наилучшим образом соответствуют системы энергоменеджмента по международному стандарту ISO 50001:2011 - Системы энергоменеджмента - Требования с руководством по использованию (Energy management systems - Requirements with guidance for use).

Система энергетического менеджмента, по своей структуре, - это комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных элементов организации по внедрению энергетической политики, постановке целей и задач, разработке мероприятий по достижению поставленных целей, а также реализация поставленных задач в этом направлении. Система энергоменеджмента включает в себя следующие моменты: энергоснабжение; измерение, документирование и ведение необходимой отчетности об использовании энергии; выбор и закупка оборудования для производства энергии, процессов и систем.

При разработке системы энергоменеджмента необходимо пройти через четыре этапа:

Этап 1. Выполнение предварительного аудита в системе управления.

Этап 2. Разработка системы энергоменеджмента и внедрение её в соответствии со стандартом ISO 50001.

Этап 3. Выполнение внутренних аудитов компании. Анализ эффективности системы энергетического менеджмента. Предсертификационный аудит.

Этап 4. Сертификационный аудит. (Производится согласно контракта с сертификационным органом).

Внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии обеспечивает следующие преимущества:

– структурирует понимание существа использования энергии.

– системы энергоменеджмента обеспечивают системный структурированный подход в процессе интегрирования эффективности потребления энергии в корпоративную культуру и норму в промышленности, а также в практику каждодневного управления.

– формирует планы для постоянного улучшения энергетических показателей.

– является организационной основой и структурой для постоянной работы по улучшению энергетических показателей независимо от смены персонала.

Приведем для примера названия несколько компаний, достигшие снижения энергопотребления благодаря энергоменеджменту:

– Toyota’s North American Energy Management Organization - сокращение энергоемкости на единицу произведенной продукции с 2002г на 23%.

– Dow Chemical - 22% (экономия 4,0 млрд. дол.) в период с 1994 по 2005года.

В результате внедрения системы энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001 обеспечивается:

– Повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

– Снижение расходов до 15% на топливно-энергетические ресурсы.

– Оперативное управление энергопотреблением и затратами.

Энергоменеджмент – это передовое направление в организации и ведении бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Главная цель энергоменедмента предприятия – эффективное расходование энергоресурсов и надежная работа энергосистемы организации. Международная организация по стандартизации – ISO, в 2008 году проводила разработку нового международного стандарта, ставшего в области энергоменеджмента после утверждения 15 июня 2011 года самым инновационным стандартом. Он получил название «Системы Энергоменеджмента – Требования» и международное обозначение - ISO 50001.

Система энергоменеджмента способна повысить имиджевую привлекательность компании перед российскими и зарубежными бизнес-партнерами, так как является общепризнанным инструментом и перед органами государственной власти, поскольку, согласно Федеральному закону № 261 до 01 августа 2010 года, каждый субъект Российской Федерации обязан принять программу энергоэффективности и энергосбережения для своего региона. Однако реализация региональных программ, в большей степени, зависит от бизнеса, нежели от власти, поэтому органы региональной государственной власти приветствуют совершенствование и внедрение систем энергетического менеджмента на предприятиях на своей территории.

Предприятие, внедрившее и сертифицировавшее систему энергетического менеджмента, приобретает возможность:

– улучшить производственный цикл;

– представить доказательства функционирования системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001:2011;

– повысить свою энергоэффективность;

– своевременно проводить эффективные мероприятия по сбережению энергии;

– реализовать планы, связанные с улучшением результативности энергосбережения методом проведения анализа текущего потребления энергии и ожидаемого;

– получать отдачу от мероприятий по энергосбережению в виде финансовой прибыли.

Преимущества, которые дает сертификация:

– высокий уровень компетенции и авторитет в области энергетики;

– возможность прохождения энергетического аудита совместно с сертификацией по стандарту;

– опыт внедрения систем менеджмента в энергетических компаниях;

– расширение знаний и опыта в технических вопросах при реализации системы энергетического менеджмента.

Стандарт ISO 50001 обеспечивает эффективное управление затратами на топливно-энергетические ресурсы и используется в качестве инструмента для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Рассмотрим схему (рис.7.3.), отображающую поведение рядового потребителя при желании снизить издержки на закупаемые энергоресурсы.

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Рисунок 7.3. Сокращение издержек на закупаемые энергоресурсы

Согласно схеме видно ,что сокращение потребления энергоресурсов возможно с привлечением энергосервисных компаний

Энергосервис – это самостоятельный бизнес, функции которого заключаются в специализированном обслуживании отдельных звеньев процесса энергоснабжения от генерации до использования энергии включительно.

Выделяются различные виды энергосервисной деятельности:

- проектирование энергообъектов (новое строительство энергообъектов, реконструкция);

- энергомонтаж и наладка;

- НИОКР;

- энергоремонт и модернизация;

- диагностика оборудования и систем;

- изготовление технологического оборудования и его частей (теплообменники, паропроводы, трансформаторы и др.);

- комплексные поставки оборудования, запчастей, МТР, складские услуги;

- услуги по энергоэффективности для потребителей;

- консалтинг.

Отличительные особенности энергосервиса:

- потребитель энергоресурса расходует собственные денежные средства;

- часть риска берет на себя специализированная компания, реализующая проект;

-

- все затраты на проект затем возмещаются за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий.

Энергосервисный контракт

Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс-контракт) – это договор на внедрение энергосберегающих технологий. Это контракт на выполнение услуг по обслуживанию, проектированию, приобретению, финансированию, монтажу, пуско-наладке, эксплуатации, техобслуживанию и ремонту энергосберегающего оборудования на одном или нескольких объектах Заказчика.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

- условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

- иные обязательные условия, установленные законодательством Российской Федерации.

Энергосервисный контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), т. е. является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст.421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

Схемы заключения перфоманс-контрактов

Реализация различных типов энергосервисных проектов может осуществляться с привлечением и без привлечения заемных средств

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Рисунок 7.4. Схемы вариантов механизма финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием перфоманс-контрактов

Содержание представленных вариантов механизма финансирования энергосбережения заключается в следующем.

Вариант 1. Энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке. Применение первой схемы на современном этапе практически невозможно, т. к. у ЭСКО нет достаточных средств по проведению всего комплекса энергосберегающих мероприятий.

Вариант 2. Заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика. В большинстве случаев, если заказчик – частная компания, применяется вторая схема.

Вариант 3. По условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Поскольку деятельность бюджетных организаций специфична в силу дотационной поддержки расходов на оплату коммунальных услуг со стороны государства или муниципалитетов, целесообразно рассмотреть процесс организации энергосервисных работ на примере данного сектора экономики.

В общем случае выполнение энергосервисных работ основывается на пакете договоров между участниками работ.

При этом в зависимости от конкретной организации энергосервисных работ схемы договорных отношений могут иметь разную структуру.

На рисунке 7.5. дана примерная схема организации энергосервисных работ в случае привлечения для выполнения работ кредитных (заемных) средств.

Согласно приведенной схеме Заказчик для выполнения энергосервисных работ использует собственные средства, а также привлекает кредитные (заемные) средства на основе кредитного договора (договора займа). Кредитный договор (договор займа) оформляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для выполнения энергосервисных работ Заказчик привлекает Исполнителей на основе договоров подряда. Договоры подряда аналогично заключаются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. На основе договоров подряда Исполнители оказывают услуги энергосервиса бюджетным учреждениям и (или) коммерческим организациям.

Для обеспечения возврата кредитных (заемных) средств, а также средств, вложенных Заказчиком в энергосервисные работы, за счет экономии платежей потребителей, заключаются энергетические контракты между Заказчиком, Кредитором и Управляющей организацией и (либо) между Заказчиком, Кредитором и Финансовым органом.

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Условные обозначения: КД – кредитный договор; ЭК – энергетический контракт; ДП – договор подряда

Рисунок 7.5. Организация энергосервиса для бюджетных объектов и населения

Рассматриваемая схема отражает определенные функциональные отношения участников энергосервисных работ и допускает множество вариантов реализации в случаях объединения ряда функций в одном юридическом лице.

При этом возможны следующие варианты объединения функций:

- заказчика (инициатора энергосервисных работ) и исполнителя;

- управляющей организации и заказчика;

- кредитора и заказчика

- управляющей организации и бюджетной организации, а также другие варианты.

В соответствии с вариантом реализации функциональных отношений изменяется схема договорных отношений. Так, при объединении функций заказчика (инициатора энергосервисных работ) и исполнителя в одном юридическом лице в схеме договорных отношений отсутствуют договоры подряда.

При отсутствии кредитора не заключается кредитный договор. Если не ставится задача обеспечить возврат средств за счет экономии платежей потребителей, не заключаются энергетические контракты, и выполнение работ осуществляется на основе договоров подряда.

Преимущества внедрения системы энергосервисных услуг

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Согласно Федеральному закону № 261, энергосбережение – это реализация мер, направленных на сокращение объема используемых энергетических ресурсов. Отсюда следует, что реализация мер, направленных только на сокращение затрат по приобретению и обороту топливно-экономических ресурсов мероприятиями по энергосбережению не являются. Данный вопрос не относится к сфере энергосбережения и энергоаудита.

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Рисунок 7.6. Потенциал сокращения затрат на ТЭР

Примерами таких мероприятий могут являться:

– установка прибора учета на границе балансовой принадлежности;

– установка приборов учета топливно-экономических ресурсов (тепло, электрическая энергия, горячая вода);

– выравнивание графика нагрузок (увеличение ЧЧИМ);

– присвоение статуса энергоснабжающей (сетевой) организации для получения средств от субабонентов на поставку и компенсацию потерь топливно-экономических ресурсов;

– переход к другой энергосбытовой компании;

– переход на другой, более дешевый, вид топливно-экономических ресурсов;

– переход на более высокий уровень электрического напряжения;

– переход на дифференцированный тариф по зонам суток;

– строительство собственного объекта генерации;

– самостоятельный выход на оптовый рынок электроэнергии;

– применение технологий очистки и организация учета сточных вод.

Таким образом, на вопрос: как эффективно управлять энергохозяйством, можно однозначно ответить: внедрить в организацию стандарт Энергоменеджмента ISO 50001. На рисунке 7.7. мы видим что дает внедрение стандарта.

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Рисунок 7.7. Результаты внедрения стандарта.

Из рисунка 7.8. видно, что энергосбережение, энергосервис, энергоаудит являются только лишь частью системы управления предприятием.

Внедрение системы энергоменеджмента на предприятиях по стандарту ISO 50001 - student2.ru

Рисунок 7.8. Система энергоменеджмента на предприятии

Следует заметить, что энергоменеджмент на предприятии работает непрерывно, в отличие от энергоаудита и энергосервиса, которые проводятся раз в 5 лет. Это повышает энергетическую эффективность, конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.

Дополнительным преимуществом стандарта ISO 50001 является его интегрируемость с другими стандартами:

– ISO 31000:2009 Риск-менеджмент

– OHSAS 18001 Менеджмент охраны труда

– ISO 9001 Системы менеджмента качества

– ISO/IEC 27001 Информационная безопасность

– ISO 26000:2010 Социальная ответственность

– ISO 14001 Экологический менеджмент

– ISO 28000 Безопасность цепи поставок и другое

Стандарт ISO 50001 базируется на основных элементах, заложенных в международных стандартах управления, таких как ISO 14001 – экологический менеджмент, ISO 9001 – управление качеством и другие. ISO 50001 дает следующие преимущества:

– Более эффективное использование существующих энергетических ресурсов

– Прозрачность в сфере управления энергетическими ресурсами, а также их эффективное взаимодействие

– Оценку и определение приоритетности по внедрению новых энергосберегающих технологий

– Передовой опыт и грамотное управление в системах энергетического менеджмента

– Основу для внедрения энергетической эффективности в практику управления

– Совершенствование энергетического менеджмента в направлении проектов по сокращению выбросов парниковых газов

– Основу для увеличения энергетической эффективности по всем направлениям цепочки поставок

– Измерение, тестирование, документирование и отчетность по повышению энергоемкости производственных мощностей, а также прогнозируемое воздействие парниковых газов.

Новый международный стандарт формирует основу промышленных и коммерческих компаний для непрерывного улучшения их энергетической емкости - повышения конкурентоспособности, сохранения денег, сокращения загрязнений окружающей среды.

Необходимо понимать, что стандарт ISO 50001 формулирует лишь требования: что должно быть сделано в организации, а как все это будет сделано – должно быть изложено в Энергоруководстве данного предприятия. Оно должно описывать все элементы деятельности организации, благодаря которым она обеспечивает выполнение требований стандарта ISO 50001 и деятельность персона, вовлеченного в эту работу.

Для внедрения системы энергетического менеджмента требуется наличие следующих процедур в организации:

– «энергопланирование»;

– обеспечение нужного уровня компетентности персонала;

– управление документацией (в том числе технической), которая обеспечивает деятельность в области энергоменеджмента;

– работа с потенциальными и фактическими несоответствиями, а, кроме того и по принятию корректирующих и предупреждающих действий, исходя из важности по достижению энергетических целей и возможных последствий в случае, если они не будут приняты.

Энергоруководство и Руководство по качеству, должно содержать структуру организации в схематичном представлении, что позволит наглядно увидеть и понять роль и место персонала, вовлеченного в деятельность по энергетическому менеджменту и описать взаимодействие подразделений в привязке к технологическим и бизнес-процессам.

Также Энергоруководство предприятия может включать в себя энергетическую политику и энергетические цели и давать ссылки на документы, которые их содержат. В отечественной практике в состав Энергоруководства включают вопросы ответственности, взаимодействия персонала и разграничения полномочий в качестве отдельных приложений, содержащие ссылки на рабочие и технологические инструкции, также на положения о структурных подразделениях предприятия и других корпоративных стандартов.

Высшее руководство организации должно гарантировать доступность этого документа практически для любого заинтересованного лица, однако, законодательные требования (Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…») не должны заменяться выполнением норм Энергоруководства. Кроме того, при разработке Энергоруководства, играющего роль корпоративного стандарта, необходимо применение целого ряда отечественных стандартов, таких как:

– ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (в вопросах общих с системой менеджмента качества терминологией);

– ГОСТ Р ИСО 10015-2007 (в вопросах определении требуемого уровня компетенции персонала и его анализа, планировании процесса обучения и оценки его результатов);

– ГОСТ Р 1.15-2009 (в вопросах актуализации и отслеживания фонда стандартов, содержащих энергетические требования, со стороны службы метрологии и стандартизации в организации, при условии, что она создана);

– ГОСТ Р 1.4-2004 и ГОСТ Р 1.5-2004 (в части оформления, изложения, построения и обозначения Энергоруководства).

Энергоруководство предприятия должно содержать четко и однозначно прописанную терминологию. В поддержку менеджерам по энергетическим вопросам, кроме самого стандарта ISO 50001, который включает ряд дефиниций, может оказать словарь TR/CEN/CLC 16103:2010 «Энергоменеджмент и энергоэффективность — Глоссарий терминов» (международная транскрипция - «Energy management and energy efficiency — Glossary of terms»). Словарь издан Европейским комитетом по стандартизации (CEN) при непосредственном участии Европейского комитета по электротехнической стандартизации (CLC, CENELEC) после европейского стандарта на системы энергетического менеджмента EN 16001:2009.

Издание «Энергоменеджмент и энергоэффективность — Глоссарий терминов» носит информационный и справочный характер и предназначается для упорядочения применяемой терминологии. Словарь содержит только ключевые термины, по которым удалось достичь полного консенсуса разработчикам. В течение полугода после его публикации он получил национальный статус всего лишь в девяти странах: Эстонии, Латвии, Словакии, Ирландии, Великобритании, Дании, Словении, Мальте и на Кипре. В некоторых европейских странах уже предпринимались ранее попытки сделать терминологию в этой области унифицированной на национальном уровне, например, в Австрии (документ ONORM M 7109:2002) и Германии (документ VDI 4602-1:2007). Такой опыт имеет и Япония (JIS Z 9212:1983, JIS Z 9211:1982).

«Энергоменеджмент и энергоэффективность — Глоссарий терминов» прежде всего, издан в поддержку европейского законодательства, обновленной Директивы № 2010/31/ЕС об энергетической эффективности зданий. Этот словарь представляет собой компиляцию терминов из научной литературы и из различных нормативных документов, а также их взаимосвязь друг с другом, необходимые комментарии, включая группировку терминов по семи разделам:

· энергоэффективность;

· энергоперформанс;

· энергоменеджмент;

· энергосервисы;

· использование энергии и энергопотребление;

· измерение расхода энергии;

· термины общего характера.

Формально данный словарь не является стандартом, так как издан по формату технического отчета (международная транскрипция Technical Report, TR) и у любой группы технических экспертов есть возможность предложить свои дефиниции. Тем не менее, разработчикам корпоративных и национальных стандартов все же настоятельно рекомендуется использовать терминологию и определения настоящего словаря. На терминологии этого словаря опирается европейский стандарт EN 15900:2010 - «Энергоэффективные сервисы — Дефиниции и требования» (международная транскрипция - «Energy efficiency services — Definitions and requirements»), вышедший летом 2011 года.

На международном уровне общий по ряду ключевых моментов словарь лишь готовится. Результатом этого будет совместный стандарт ISO/IEC 13273 - «Энергетическая эффективность и возобновляемые источники энергии — Общая международная терминология» (международная транскрипция «Energy efficiency and renewable energy sources – Common international terminology»).

Этапы создания и внедрения Системы энергоменеджмента на предприятии:

1. Осознание технической и экономической целесообразности внедрения данной системы.

2. Разработка Комплекса нормативных документов, итогом создания которых должен стать Стандарт предприятия по системе энергоменеджмента .Комплекс нормативных документов должен включать в себя: - нормативную базу, регламентирующую ответственность, задачи, полномочия, взаимоподчинённость как внутри создаваемой структуры, так и её взаимодействие с другими структурными подразделениями предприятия; - техническую документацию, методики работы - в части касающейся работы с технической базой системы; - создание программы обучения, поддержания необходимого уровня знаний, подготовки и переподготовки - в части подготовки кадров.

3. Создание технической базы (приборы, программное обеспечение, периферия).

4. Создание обособленного подразделения с функцией энергоменеджмента в структуре предприятия.

5. Информационное обеспечение деятельности.

Этот этап заключается в разъяснении целей и основных задач новой системы каждому члену создаваемой структуры, а так же всем структурным подразде­лениям предприятия и его руководящим работникам.

Внедрение Стандарта предприятия по системе энергоменеджмента должно включать в себя:

■ выстраивание бизнес-процессов управления энергоэффективностью в соответствии со Стандартом и целями предприятия.

■ проведение анализа нормативных документов предприятия на предмет соот­ветствия требованиям Стандарта, и формирование рекомендаций по внесению изменений.

■ разработку алгоритма (методики) расчёта энергопотребления для каждого объекта, включённого в реестр объектов энергопотребления по каждому виду ресурса.

■ разработку программного обеспечения, алгоритмов (методик) расчёта удель­ных норм.

■ проведение анализа существующей деятельности служб предприятия в части планирования, нормирования и энергосбережения. Оформление отчёта с указанием: объектов и предметов анализа; использованных критериев эф­фективности деятельности служб; недочётов и упущений, снижающих эффек­тивность мероприятий энергосбережения.

■ формирование базы данных энергопотребления предприятия и факторов, от которых зависит его уровень.

■ формирование организационной структуры Системы энергетического менедж­мента.

■ проведение первичного обучения энергоменеджеров с разработкой перспек­тивного плана их обучения (сроки, место обучения, программа).

■ организацию мониторинга энергопотребления и параметров, влияющих на энергопотребление (разрабатываются формы представления информации, определяются периодичность, и т.д.) как в переходный период, так и после внедрение Системы.

■ ежеквартальное составление промежуточных отчётов с разработкой коррек­тирующих мероприятий, рекомендаций.

■ по истечении 1 года с момента внедрения — проведение аудита внедрённой Системы энергетического менедж­мента и подготовка отчёта о результатах её работы.

При решении предприятии о внедрении сертификации проводятся:

■ Оценочный аудит. Организация и проведение оценочного аудита имеющейся системы энергоме­неджмента компании на соответствие требованиям стандарта ISO 50001. Формирование и представление отчета о степени соответствия деятельности компании требованиям стандарта с указанием несоответствий и рекомендаци­ями по их устранению.

■ Обучение. Организация и проведение обучающих мероприятий для высшего руковод­ства, представителей служб и отделов главного энергетика, главного механика, главного технолога, участников проекта по внедрению, внутренних аудиторов.

■ Планирование.

- Установление (определение) сооружений, оборудования, процессов и персона­ла в значительной степени затрагивающих энергопотребление (идентифика­ция энергетических аспектов).

- Выявление законодательных и других требований в области энергосбереже­ния, которым должна следовать компания.

- Определение энергополитики, энергоцелей и показателей, программ энер­гоменеджмента.

- Распределение обязанностей, ответственности и полномочий в системе энергоменеджмента.

- Установление необходимого уровня компетентности персонала. - Составление плана-графика разработки необходимой документации.

§ Разработка. Разработка документации, руководства с описанием элементов стандарта ISO 50001, документированных процедур, записей, положений о подразделениях, должностных и рабочих инструкций.

§ Внедрение и заключительная оценка. Внедрение разработанных документов в постоянную практику работы компа­нии. Организация и проведение внутренних аудитов. Проведение совместно с высшим руководством анализа функционирования системы энергоменедж­мента. Проведение заключительной оценки по правилам сертификационного органа.

7.4.Риск фактор в планировании энергоменеджмента предприятия.

Можно выделить следующие риски, оказывающие влияние на достижение цели и задач государственной программы по энергоэффективности:

1. Макроэкономические риски. Продолжительная рецессия мировой экономики и обусловленное этим ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на товары российского экспорта, являющиеся основными источниками доходов российского бюджета, может помешать развитию ТЭК.

1.1. Последствия мирового финансово-экономического кризиса, а также его большая продолжительность, недостаточный темп и эффективность преобразований в топливно-энергетическом комплексе, которые должны создать основу для устойчивого посткризисного развития.

Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, мировой финансовый кризис, повышение уровня инфляции не позволят интенсифицировать развитие отраслей ТЭК.

В этих условиях возрастет роль государственного участия в развитии российского энергетического сектора, в том числе в обеспечении необходимыми ресурсами для строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, предоставлении бизнесу государственных гарантий под реализацию приоритетных долгосрочных инвестиционных проектов, поддержке финансово-экономической устойчивости системообразующих компаний энергетического сектора.

В этой связи, основными мерами управления риском такого характера являются: создание необходимых условий и снятие основных барьеров (как на внутреннем рынке, так и во взаимодействии с зарубежными партнерами); корректировка и синхронизация планов и программы развития энергетического сектора с мероприятиями, предусмотренными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (с учетом вероятной корректировки сроков и параметров реализации последних в результате влияния глобального экономического кризиса).

Кроме того, планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе по завершению наиболее важных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики, завершить формирование базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативной правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике.

1.2. Отставание российского энергетического сектора от ускоренного посткризисного развития передовых стран, отсутствие необходимых условий для последующего перехода к инновационной энергетике будущего.

Не соответствующее мировым темпам, техническое и технологическое обновление отраслей российского топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, не позволит создать своевременные и достаточные условия для перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в мировой экономике.

В этих условиях прямое государственное участие в развитии энергетического сектора будет постепенно ослабевать и заменяться на различные формы частно-государственного партнерства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом государство должно усилить свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском энергетическом секторе.

В этой связи, основными мерами управления риском такого характера являются: инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования; расширенное использование неуглеводородной энергетики в экономике.

1.3. Обеспечение необходимого уровня качества и эффективности инноваций в энергетическом секторе.

Недостаточный уровень качества и эффективности инноваций приведет к увеличению степени ориентации энергетического сектора при модернизации на использование импортных технологий и оборудования, что вызовет зависимость российского топливно-энергетического комплекса от зарубежных компаний, значительно снизит потребность в российском оборудовании, приведет к спаду в отечественном машиностроении и других секторах экономики, а также торможению развития российской науки.

В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора должно заключаться в усилении роли государства в модернизации сектора исследований и разработок, качественной подготовке научных и инженерных кадров, преимущественной поддержке инновационных направлений развития энергетического сектора и инновационной сферы топливно-энергетического комплекса, а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора. При этом должна возрасти государственная поддержка деятельности технологических платформ в энергетическом секторе и инновационных кластеров. Должна быть создана сеть государственных научных центров и национальных исследовательских центров в топливно-энергетическом комплексе.

2. Техногенные и экологические риски. С учетом того, что износ основных фондов в энергетике достигает в среднем 60 - 70%, вероятность техногенной аварии является довольно высокой, при этом велика и вероятность нанесения окружающей среде существенного ущерба. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа, возможные лавинообразные отказы действующего оборудования потребуют серьезных дополнительных капиталовложений и приведут к отвлечению средств с других объектов энергетического сектора. В последние годы риски подобных происшествий повысились в связи с увеличением вероятности террористических действий. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.

В этой связи основными мерами управления риском такого характера в целях его минимизации, являются: обновление основных фондов, переход к прогрессивным технологиям, и реализации мероприятий риск-менеджмента.

3. Недостаточный уровень бюджетного финансирования. Сокращение финансирования энергетики из федерального бюджета по сравнению с установленными нормативными значениями - не редкость в настоящее время. Недофинансирование запланированных мероприятий создает угрозу срыва решения задач.

В этой связи, основными мерами управления риском такого характера, являются: развитие государственно-частного партнерства; стимулирование инвестиционной деятельности; расширение числа возможных источников финансирования, мероприятий по оптимизации издержек и повышению эффективности управления.

Необходимо отметить, что управление рисками в целях их минимизации, также предусматривается мероприятиями государственной программы по совершенствованию государственного регулирования, предусматривающего: совершенствование тарифного, налогового, таможенного и антимонопольного регулировании, а также повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса.

РАЗДЕЛ 8

Наши рекомендации