Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД:

v Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

v Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

v Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

v Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

v Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям разрешать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

v Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

v Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

v Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

v Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

v Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

v Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

v Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

v Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

v Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

v Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

v Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

v Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках.

v Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

v Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также пути решения возникающих проблем.

v Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.

v Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

v Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других

v Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

v Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

v Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

v Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

v Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

v Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

v Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

v Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

В рабочей программе и тематическом планировании нам необходимо указать планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).

Образовательные результаты делятся на:

· Предметные

· Метапредметные

· Личностные

В ряду УУД важное место занимают регулятивные. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать всевозможные ситуации. В школе учеников учат многому, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные заведения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности..К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть.

При изучении предмета "Технология" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и создание игровых ситуаций делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мы считаем, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) дают большие возможности для творчества как учителя, так и учеников.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования на примере урока технологии в 5 классе, тема урока «Декупаж тарелки».

На предыдущем уроке учащиеся получают домашнее задание провести исследование. Найти ответы на вопросы:

v Как подобная проблема решена другими?

v Какие способы декупажа тарелок известны?

v Какие материалы для изготовления тарелки в технике декупаж понадобятся?

v Где и кем будет использоваться готовая тарелка?

Я демонстрирую на экране, как выполнили работу в технике декупаж ученики в прошлом году, что очень мотивирует учащихся для хорошего выполнения домашнего задания. Тем более, что эту тему я даю перед Новым годом, когда все озабочены новогодними подарками.

В начале урока я показываю, что должно получиться в конце урока. Задаю вопрос: Чему вы научитесь на уроке?

Учащиеся начинают предлагать свои версии. В процессе обсуждения они расскажут и про «декупаж» и про то чем мы будем заниматься на уроке.

Цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать ……..?»

Во время демонстрации приемов наклеивания салфетки на первом уроке и во время демонстрации приемов росписи тарелки на втором уроке, я с учащимися обсуждаю последовательность выполнения работы, а потом учащиеся рассказывают, как выполняется практическая работа, что даёт возможность им осмыслить и понять, где могут быть проблемы.

Последовательность действий по декупажу тарелки:

Первая часть – наклеивание:

1.Выбор салфетки;

2.Получение клея для декупажа (смесь клея ПВА и воды в соотношении 1:3);

3.Отрыв части салфетки от целой;

4.Смачивание салфетки клеем на файловом кармашке;

5.Разглаживание складок;

6.Перенос файла с салфеткой на тарелку;

7.Прижатие салфетки к донышку тарелки, разглаживание складок;

8.Снятие салфетки с файла;

9.Разглаживание складок на тарелке.

Вторая часть – роспись:

Материалы: краски – гуашь, губка, палитра.

1.Подбор красок по цветовой гамме тарелки;

2.Роспись путем смешивания красок губкой на тарелке;

3.Покрытие акриловым лаком.

Приемы для формирования УУД планирования:

· обсуждение готового плана решения учебной задачи;

· работа с деформированным планом решения учебной задачи;

· использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

· составление своего плана решения учебной задачи.

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебных задач.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи. Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, возможности контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Контроль и оценка являются не менее важными компонентами учебной деятельности. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам этапов обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его прежних личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, выявления трудностей, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное определение степени качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание партнера в паре.

Оценка по уровням:

Сомневаюсь. Умею. Могу научить.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

В своей работе я часто обращаюсь к своим ученикам за помощью в подготовке к каким-либо урокам и мероприятиям. Особенно, когда дело касается информации в Интернете, подготовки различных презентаций. Наши дети в этом плане более «продвинуты», чем мы. И, может быть, они раньше нас почувствовали, что не надо «зубрить» правила, а надо научиться в нужный момент извлечь необходимую информацию.

Владение РУУД дает следующие результаты:

1. Ученик умеет составлять план действий.

2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

5. Ученик способен к волевому усилию.

6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

7. У ученика сформирован внутренний план действий.

8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку, понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем ребенок учится вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

11.Ученик может объяснить самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Итог урока: рефлексия (ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… , было трудно… , я выполнял задания…, я понял, что… , теперь я могу…, я почувствовал, что…, я научился…, я приобрел…, у меня получилось …, я смог…, я попробую… , меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…)

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе. Во-вторых, нужно предложить ученику сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и так далее.

Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, непосредственно перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании и коррекции своей деятельности, то рекомендуется коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

Шаг 4. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль;

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010

2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

3. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.

4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.

5. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

http://www.ug.ru/method_article/260

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

Наши рекомендации