Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

Курсовая работа

На тему

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб

студентки ___ группы

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. 6

2. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 13

3. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 20

4. Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33

Введение

Одной из приоритетных задач современного начального образования выступает формирование универсальных учебных действий.

«Планируемые результаты» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения - это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков.

Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Особое место в стандарте отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем – снижению познавательной активности обучающихся, их неумением, а иногда и нежеланием ставить перед собой учебные задачи и самостоятельно находить их решение, анализировать собственную учебную деятельность.

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

3. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. [18]

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и повышением его познавательной активности.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающих формирование их познавательной компетентности. [9, стр.178-180]

Познавательно-исследовательскую деятельность учеников реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, мы увидели необходимость попробовать выяснить, как виртуальная экскурсия может способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Цель нашего исследования – определить возможности использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

2. Выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

3. Уточнить понятие «Виртуальная экскурсия» и выявить особенности ее проведения в начальной школе.

4. Охарактеризовать приемы использования виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития познавательных УУД обучающихся.

Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно- воспитательных программ.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.

Асмолов А. Г. писал, что в широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [3]

По мнению А. В. Федотовой, «Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [16]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту «Универсальные учебные действия» - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. [14]

В словаре терминов Т.В. Василенко дает следующее определение понятию: «Универсальные учебные действия- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». По её мнению, овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая и самостоятельную организацию, т.е.умения учиться. Вместе с определением понятия «универсальные учебные действия» Т. В. Василенко даёт обоснование понятию «умение учиться», которое входит в определение смысла термина «УУД». «Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [4]

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных

областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности

и ее самореализации на основе готовности к непрерывному

образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Одной из особенностей УУД является их универсальность.

Как писал А.Г.Асмолов, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-Предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. [3]

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Существует четыре вида УУД, установленные ФГОС.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка и саморегуляция.

3.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Особый интерес для нашего исследования представляет понятие «познавательные универсальные учебные действия»

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно- следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.[3]

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться.

Свои первоначальные навыки человек получает в начальной школе.

Благодаря формированию системы универсальных учебных действий стало возможным выработать у ребенка желание к дальнейшему процессу обучения, научить четко, организовывать свою деятельность, грамотно выполнять поставленные задачи, овладеть умениями учиться.

За 4 года обучения в школе ребенок не только осваивает обязательную учебную программу, но и становится обладателем определенных личностных характеристик.

Таким образом, решая первую задачу курсовой работы мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.

К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В следующей части курсовой работы мы рассмотрим особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Наши рекомендации