Образование как социокультурный феномен и сфера реализации социально-культурной деятельности
Образование относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокультурного пространства на любом уровне - от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учреждения.
Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается - благодаря содружеству высококвалифицированных специалкстов разного уровня и профиля - в технологию социокультурного развития.
В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образова- j тельных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно | противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и проявляет себя как социокультурная технология.
Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, преследующая цели социализации, воспитания и духовного развития подрастающего поколения.
Педагоги четко осознали, в чем может быть, помимо оказания учебных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию социальной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоровья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравственного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок.
Мы действительно исходим из того, что образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.
Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Макаренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторых профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, которые составляют частичное содержание профессионального мастерства ряда других, в том числе социально-культурных, по сути, профессий -тренера, менеджера, политика и других.
Само структурирование содержательного материала в большинстве социально-культурных технологий производится по педагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагогические, по существу, умения и навыки менеджеров, тренеров, технологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая логика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения.
Примечательно, что многие понятия и термины, присущие образовательной практике, в педагогический инструментарий социально-культурных технологий вводятся неоднократно. Особенно это относится к рекреационным, игровым, реабилитационным, творчески развивающим технологиям. В подобной повторяемости заключается определенная закономерность. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных, выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.
Будучи фундаментальными, они приобретают базовое значение, и поэтому в практическом решении многих возникающих в социально-культурной среде проблем педагогические понятия и категории многократно выдвигаются как объект обязательного внимания и предмет упражнений (тренинга).
В Законе РФ «Об образовании» оно характеризуется как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней. Следовательно, рассмотрение современного образования с позиций социально-культурной парадигмы, распространяемое сегодня на процессы развития, воспитания, обучения людей всех возрастов и категорий, нуждается в более глубоком, системном анализе и обобщении. Тем не менее, можно утверждать, что с этой парадигмой в образование и образовательные технологии во многом привносится качественно иное, неизмеримо обогащенное содержание, иной педагогический менталитет, иное поведение и взаимодействие субъектов, участвующих в различных сферах общего, дополнительного, профессионального образования.
В Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 годы» значительное место отводится развитию профессионального образования, выявлению и поддержке молодых дарований.
Создание в рамках этой программы банка образовательных технологий предусматривает разработку базового методического комплекта к Государственным образовательным стандартам, разработку и реализацию программ «Экспериментальные образовательные технологии» и «Дистанционное образование», создание необходимых условий для модернизации деятельности федеральных образовательных учреждений.
Меры по стимулированию творческого потенциала молодых ученых, включая проведение общероссийских и зарубежных творческих конкурсов на получение грантов и премий, несомненно, принесут положительные результаты.
Сущность образовательной технологии: понятия и составные части
Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Актуальность и объективная значимость социально-культурного подхода к анализу и оценке образовательных технологий обусловлены стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем.
Сама социально-культурная сфера, представляющая совокупность материальных и духовных условий жизнедеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение проблем экономических, политических, социальных и культурных отношений, организации труда, быта и досуга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилитации людей, нуждающихся в поддержке и защите.
Однако социально-культурная парадигма рассмотрения образовательных технологий отнюдь не является универсальной. Она лишь дополняет и расширяет научные подходы, выработанные в педагогике, психологии, социологии, политологии, культурологии и других направлениях науки и практики. Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса.
Крайне существенно выявить основания, по которым становится возможной классификация используемых в социально-культурном пространстве образовательных технологий. При этом оговоримся, что приводимая ниже их терминология пока не однозначна. Определения технологий имеют широкий и узкий смысл, в ряде случаев дублируют друг друга, их значение часто зависит от конкретного социально-культурного контекста, некоторые термины до сих пор остаются предметом дискуссий.
В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.
Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук, накопленный педагогический и социально-культурный опыт, как современный, так и опыт прошлого, как отечественный, так и зарубежный, опыт народной педагогики и культуры. Другими словами, любая из образовательных технологий, функционирующих сегодня в социально-культурной сфере, представляет собой синтез достижений науки и практики, традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено и накоплено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Типология образовательных технологий
В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.
Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.
Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.
Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования). Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.
Специалистам социально-культурной сферы - менеджерам, педагогам, тренерам, технологам - приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий, к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности. Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные: идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии; программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности.
Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в банк технологических данных обеспечивают мастер-классы. В кругу профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий, инновационных разработок и их практических результатов. Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение.
Структура авторской образовательной программы
• Название программы.
• Для каких групп обучающихся она предназначена.
• Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность.
• Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Особенности программы. Особенности методики обучения и способов реализации поставленных задач. Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы.
• Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения. Краткая характеристика поурочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках. Методические принципы (методы) реализации программы. Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий. Заключительная часть программы.
Рабочие материалы: педагогический дневник; перечень используемых на занятиях пособий и предметов, включая слайды, картины, схемы и т.д.; библиография
Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.