Образование как социокультурный феномен

Раздел III

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1 Проблемное поле психологии профессионального образования

Образование как социокультурный феномен

Образование традиционно определяется как со-
здание человека по образу и подобию существую-
щей в данное историческое время культуры. При
этом культура понимается как воспроизводимая при
смене поколений система образцов поведения, со-
знания людей, а также предметов и явлений в жизни
общества'.

Развитие образования определяется социаль-
но-политическими, экономическими и культурными
условиями общества. Наиболее тесной является
взаимосвязь образования и культуры.

Развитие индустриального общества существенно
обогатило культуру, расширило ее границы. Произ-
водство материальных ценностей стало частью куль-
туры. Промышленная революция привела к возник-
новению практико-ориентированного образования.
Постепенно развиваются два вида образования: об-
щее, направленное на освоение социокультурных
технологий и воспитание личности, и функциональ-

' См.: Розов Н. С. Методологические принципы ценностного
прогнозирования образования // Социально-философские
проблемы образования. — М., 1992. — С. 20.

182 »

ное, ориентированное на освоение индустриальных
технологий и становление работника. Эти два вида
образования оформились в началеXX в. как общее и
производственное образование. Производственное
постепенно трансформировалось в профессиональ-
ное образование.

В концеXX столетия происходит переход к постин-
дустриальному обществу. Развитие информацион-
ных технологий, появление мультимедиальных
средств отражения реальной и ирреальной действи-
тельности, широкое распространение психотехноло-
гий приведут к серьезному изменению культуры,
утверждению новой цивилизации. Образование как
социокультурный феномен становится решающим
фактором продуктивного взаимодействия с новой
для человека действительностью. Можно предполо-
жить, что на смену общему и профессиональному об-
разованию придет целостное, совокупное личностно
ориентированное образование. Основанием для та-
кого предположения являются следующие тенден-
ции развития современного образования:

1. Каждый уровень образования признается орга-
нической составной частью системы непрерывного
образования. Эта тенденция постепенно реализуется
путем создания интегративных, совокупных образо-
вательных учреждений, объединяющих гимназию,
колледж, университет либо лицей, колледж, универ-
ситет (возможны также другие варианты преемствен-
ных уровней общего и профессионального образова-
ния).

2. В образование широко внедряются информа-
ционные технологии, включая мультимедиа и вирту-
альные технологии. Применение этих технологий су-
щественно изменяет традиционное когнитивно ори-
ентированное обучение. Компьютеризация и техно-

логизация образования значительно расширяют ин-
теллектуальную деятельность обучаемых.

3. Отмечается тенденция перехода от жестко рег-
ламентированной организации образования к вариа-
тивному, блочно-модульному, контекстному обуче-
нию'. Эти формы обучения предполагают высокий
уровень развития учебной самостоятельности, спо-
собности к самореализации и самообразованию.

4. Постепенно изменяется взаимодействие педа-
гога и обучаемого, приобретая характер сотрудниче-
ства. И педагог, и обучаемый становятся равноправ-
ными субъектами образовательного процесса.

5. Постепенный переход от преемственности всех
уровней образования к целостному, совокупно ин-
тегрированному образованию предполагает совмест-
ную ответственность за процесс и результат образо-
вания, предусматривает способность к самоопределе-
нию — действенной компетенции в сфере принятия
решений в непрерывно изменяющихся социальных,
культурных, образовательных и профессиональных
ситуациях.

Эти тенденции характеризуют современное со-
стояние образования в развитых странах и обуслов-
ливают принципы его реформирования в конце
XX столетия.

Основные принципы развития образования:

• развитие личности обучаемого, становящееся
системообразующим фактором проектирования об-
разования, ориентация образования на становление
личности обусловливает принципиально новые орга-
низацию, содержание образования и технологии обу-
чения;

• становление действенной компетенции (соци-
альной, интеллектуальной, нравственной) обучаемо-

' См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: кон-
текстный подход.

го как личности, способной к самоопределению, са-
мообразованию, саморегуляции и самоактуализа-
ции, провозглашаемое целью образования;

• дифференциация содержания и организации
процесса образования, происходящая на основе уче-
та индивидуально-психологических особенностей
обучаемых, их потребностей в реализации и осущест-
вления себя;

• преемственность всех уровней образования
(общего, начального, среднего специального и вы-
сшего) с ориентацией на целостное образование. Яд-
ром реализации этого принципа провозглашается
развивающаяся личность обучаемого, которая станет
фактором междисциплинарной интеграции содер-
жания и технологии обучения;

• адекватность уровней образования и культуры,
обеспеченная личностно ориентированным характе-
ром содержания и технологиями обучения.

Наши рекомендации