Модуль 3. сферы реализации социально-культурной деятельности

ТЕМА 14.СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1.Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность.

2.Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества.

3.Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации.

4. Представление о каждой из этих сфер как пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

ТЕМА 15. ДОСУГ И ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.Сфера досуга и досуговой деятельности. Место досуга в системе элементов социокультурной среды. Понятие "досуг" и "свободное время" в концепции зарубежных и отечественных исследователей.

2.Возрастание роли досуга в жизни общества. Основные аспекты назначения досуга в обществе: социально-культурный, социоэкономический, социопедагогический.

3.Место культурно-досуговой деятельности в системе формирования личности. Возможности культурно-досуговой деятельности: масштабность, разноуровневость, ненормативность, универсальность, динамичность.

4.Факторы, оказывающие влияние на выбор в досуге: социальная, половозрастная, ориентация в досуге, материальная обеспеченность, культурные и национальные различия.*

ТЕМА 16. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО

1.Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. Связь народной художественной культуры с социокультурными общностями и движениями.

2.Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчекство».

3.Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа, обеспечивающая его целостность и историческую сохранность. Отражение в народной культуре стержневых мировоззренческих характеристик народа как этническая общность.

4.Социально-культурная природа процесса возникновения и развития исторически сложившейся на определенной территории устойчивости межпоколенной общности людей, обладающих общими культурными ценностями. Неделимость процесса сложения культуры и нации. Развитие культуры по мере формирования этнической общности людей (народа).

5.Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм, способов и приемов социально-культурной деятельности разных поколений, воплощенных в предметных результатах – произведениях фольклора, народного творчества, декоративно-прикладного искусства, в изделиях представителей народных промыслов и ремесел.

6.Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества.

7.Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям рынка.

ТЕМА 17.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

1.Сущность социальной защиты и реабилитации и сравнительный их анализ как сферы социально-культурной деятельности. Объективная суть социальной защиты и реабилитации как организации личной службы помощи.

2.Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры. Развитие традиционных и нетрадиционных институтов социальной поддержки и благотворительности в социокультурной сфере в России.

3.Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе. Обеспеченность права человека на профессиональную поддержку со стороны социально-культурных институтов, служб как критерий цивилизованности.

4.Цели и задачи социокультурной реабилитации. Объективные причины многообразия ее целей и задач. Их актуализация в современных условиях.

5.Общее (личностная направленность) и особенное в различных подходах к пониманию смысла, целей, задач социокультурной реабилитации: узковедомственном, филантропическом, глобалистском, гуманитарном и др. Краткий обзор накопленного опыта в отдельных странах: состояние и сравнительная оценка.

6.Прикладной характер реабилитационной работы в области досуга, искусства, спорта.

7.Социокультурная среда как постоянная основа возникновения и реализации многочисленных инициатив и действий социальной поддержки, профилактической помощи.

Семестр

Наши рекомендации