Тема 4. Образование как социокультурный феномен

План лекции

1. Образование в социокультурной системе

2. Образование как процесс

3. Самообразование как уникальный ресурс личностного развития

4. Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность- культура- менталитет

В Законе РФ «Об образовании в РФ» образование определяется как - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Вместе с тем, термин "образование" трактуется как:

1) общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;

2) значимая ценность (социальная и индивидуальная);

3) функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию, обществу и государству;

4) сложная иерархическая система (дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, послевузовское;

5) сфера социальной жизнедеятельности, включающая образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;

6) деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;

7) процесс как движение от цели к результату;

8) результаты образовательного процесса.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации устанавливается приоритет образования в государственной политике, стратегия и основные направления его развития до 2025 года. В этом документе определяются стратегические цели образования:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В педагогике образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей, это система, включающая обучение, воспитание, развитие, диагностику, коррекцию личности.

Образование обладает уникальным потенциалом и реализует социокультурные функции:

· массовое духовное производство;

· передача и воплощение базовых культурных ценностей и целей развития общества;

· оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир науки и культуры;

· практика социализации человека и преемственности поколений;

· механизм формирования общественной и духовной жизни человека;

· трансляция культурно - оформленных образцов человеческой деятельности;

· функция развития региональных систем и национальных традиций;

· активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Выделим свойства образования:

· гуманизация – уважение прав человека, чувства собственного достоинства, развитие личного потенциала;

· гуманитаризация – решение социальных проблем во благо человека: свободное общение с людьми разных национальностей, знание родной истории, культуры, языка;

· индивидуализация – развитие индивидуальных особенностей обучающихся, использование индивидуальных образовательных программ;

· дифференциация – разделение обучающихся на основе определенных признаков; учет и развитие интересов, способностей, склонностей личности;

· диверсификация – многообразие учебных заведений, образовательных программ, органов управления образованием;

· стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов;

· многовариантность – выбор и ответственность обучающихся (тип образовательного учреждения, темп, условия обучения, уровень образованности);

· многоуровневость – многоэтапность образовательного процесса с фиксацией уровня достижений обучающихся, качества образования (бакалавриат, спецификат, магистратура);

· фундаментализация – системное освоение научно-теоретических знаний, взаимосвязь теоретической и практической подготовки;

· компьютеризация – обеспечение образовательного процесса видео-, аудиотехникой, компьютерами;

· информатизация – использование информационных технологий;

· непрерывность – образование-самообразование через всю жизнь.

Образование как процесс предполагает совместную деятельность его субъектов в движении от целей к результату, способствующую развитию и самореализации личности.

Основные компоненты образования:

1) цели образования;

2) содержание образования;

3) средства и способы получения образования;

4) формы организации образовательного процесса;

5) образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;

6) субъекты и объекты образовательного процесса;

7) образовательная среда;

8) результат образования, то есть уровень образованности человека.

Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

Содержание образования(на основе анализа человеческой культуры, И.Я. Лернер):

• система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

• опыт осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыт творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыт ценностного отношения к миру.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

• обучение в условиях конкретной образовательной системы учебного заведения (дневная и вечерняя форма обучения);

• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

• дистантное обучение (с помощью обучающих программ на компьютере);

• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Формы организации образовательного процесса:

• урок (35, 40 или 45 минут) - основная форма обучения в школе;

• лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) - основная форма обучения в вузе;

• семинар - практическое занятие всей учебной группы;

• лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

• учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;

• групповые или индивидуальные консультации с преподавателем и т.п.

Системы обучения:

• классно-урочная;

• лекционно-практическая, курсовая;

• бригадно-групповая;

• индивидуальная;

• кабинетная;

• система интенсивного (ускоренного) обучения;

• система разноуровневого обучения и др.

Образовательная среда – то, среди чего находится субъект (среда интеллектуальная, эмоциональная, природная, педагогическая, учебно- ученическая, социально-инструментальная, воспитательная, производственная, игровая).

Образовательная среда может быть представлена как «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (В.А. Ясвин).

Образовательная среда – это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах.

В модели образовательной среды можно выделить следующие конструктивные компоненты: информационный, процессный, культурный, коммуникативный, языковой, бытовой.

Характеристики образовательного процесса:

• двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

• направленность всего процесса на развитие личности;

• единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

• взаимосвязь всех структурных компонентов: цели- мотивов - содержания образования- форм, методов, технологий и средств образовательного процесса - диагностики - результата образования;

• реализация функций развития, обучения и воспитания, стимулирования, самообразования человека.

Результат - качество образования. Качество рассматривается как совокупность отдельных свойств образовательного процесса:

- создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

- индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

- конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Самообразование как уникальный ресурс личностного развития

Свободный выбор круга проблем; освоение социального опыта на основе интересов, потребностей, способностей

Необходимость умственного развития

Использование продуктов современной культуры

Осознание персональной необходимости в знаниях

Развитие информационной культуры

Подвижный объем знаний

Компьютерная грамотность человека

Реализация творческой деятельности

Самостоятельная работа с источниками информации

Работа со словарями и справочниками

Потребность в положительных эмоциях

Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность – культура - менталитет

Образование как результат предполагает определенный уровень образованности, овладение системой знаний, умений, навыков, сформированность качеств личности. Грамотность - это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего образования.

Образованность – это наличный уровень знаний, умений, навыков, позволяющий решать поставленные перед человеком проблемы. Причем уровень и качество решения проблем могут быть как репродуктивными, так и творческими

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей; их взаимоотношениях; создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Менталитет – особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой национальными традициями. Менталитет позволяет увидеть самобытность человека.

Наши рекомендации